Все они умерли -
Люди, жившие в Российском государстве
В августе 1864 года.
Игорь Бурдонов. «Малоизвестный факт»
Из «Кладбищенских историй»: «Они и в самом деле все умерли - говевшие, делавшие визиты, читавшие «Московские губернские ведомости» и ругавшие коварного Дизраэли. Но на Старом Донском кладбище меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то рядом, до них можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее время, как зацепить тайну за краешек».
В прошлый раз, осматривая территорию Донского монастыря, мы остановились у
Малого собора. Обойдя его, попадаем на территорию Старого Донского кладбища. Если вы хотите ощутить запах старины, а не слёзы по недавно умершим, если вы хотите увидеть не только бетонные плиты, но и мраморных ангелов и старинные горельефы, то перед вами самое подходящее место. В известном смысле посещение этого некрополя является Сретением - здесь происходит встреча человека с цветом ушедшей России.
Из «Кладбищенских историй»: «Москва, которую я люблю, похоронена там. Похоронена, но не мертва».
Но прежде чем перейти к совсем уж XIX веку, расскажу об одном недавнем захоронении, которое органично вписывается в облик старины. Это могила Солженицына. Человек, родившийся на закате Российской империи и ставший классиком при жизни, является своего рода мостом между современностью и той эпохой, частью которой является и Старое Донское кладбище.
Теперь пройдёмся по некрополю. Под сенью дерева покоится учёный Николай Жуковский. Символично, что именно с этого места открывается вид на Шаболовскую телебашню, чудо инженерной мысли своего времени и памятник архитектуры.
Шабаловка и отец русской авиации.
Рядом находится могила Василия Перова, живописца, кисти которого принадлежат портреты Достоевского и драматурга Островского, картины «Охотники на привале» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду».
Чуть дальше, на стене монастырского комплекса, находится горельеф (снятый в своё время с храма Христа Спасителя), изображающий сцену с Дмитрием Донским, Сергием Радонежским и воинами-монахами Пересветом и Ослябей. Пусть не пугает слово «горельеф» тех, кто не знаком с тонкостями скульптурного мастерства, это всё тот же барельеф, но с более выпуклой поверхностью.
Из «Кладбищенских историй»: «Мы сиживали на деревянной скамеечке, напротив пыльного барельефа с Сергием Радонежским, Пересветом и Ослябей (он все еще там, на стену восстановленного храма Христа Спасителя так и не вернулся), закусывали азербайджанскую цикуту сладкими монастырскими яблоками…»
Горельеф.
Поясняющая табличка.
С другой стороны Малого собора можно увидеть могилу П. Я. Чаадаева, который, по мнению Чхартишвили, «в Риме был бы Брут, а в Афинах Периклес». Мыслитель, проживший беспокойную жизнь, человек, называвший себя «христианским философом», объявленный за свои труды сумасшедшим, ныне лежит в земле, а на надгробном камне лаконично указана дата смерти - 14 апреля 1856 года. Чаадаев, завещавший похоронить его на этом кладбище, может быть спокоен: воля исполнена.
«На камне, дружбой освящённом, пишу я наши имена».
Стоит обратить внимание и на могилы женщин, имеющих самое непосредственное, физиологическое отношение к русской литературе. Под этим камнем с выбитыми на нём словами «Мир её праху!» покоится В. П. Тургенева. Она не просто стала матерью писателя, с неё Иван Сергеевич писал образы барыни из «Муму» и мамы главного героя в «Первой любви».
Миръ ея праху!
Совсем рядом находятся могилы двух дам, чьи внуки стали титанами русской литературы. Это Пелагея Николаевна Толстая и Ольга Васильевна Пушкина. Хотя они и застали рождение своих внуков, но умерли, когда те были детьми.
Могила графини Толстой, бабушки Льва Николаевича.
Бабушка Пушкина.
А напоследок подойдём к могилам, которые появились на кладбище не так давно, но покоящиеся в них люди связаны с ушедшей Россией ещё крепче Солженицына. Им пришлось проверять любовь к Отечеству в один из самых спорных эпизодов её истории - в Гражданскую войну. В 2005 году здесь перезахоронили останки Антона Деникина и Ивана Ильина. В 2006 году рядом с ними перезахоронили Владимира Каппеля.
Во времена советского прошлого Деникина и Каппеля преподносили как врагов, а труды Ильина просто игнорировали и не комментировали. Между тем они до конца своих дней тосковали по России. Сейчас столь же однобоко принято критиковать и забывать советское наследие. Но они все часть российской истории; они те, кто проливал свои кровь и пот по разные стороны баррикад на Гражданской войне; они те, кто совершал ошибки, стремясь улучшить жизнь будущих поколений. Находясь на территории Старого Донского кладбища, на территории Донского монастыря, как нельзя лучше понимаешь: белые и красные, живые и умершие - все мы люди, все мы одним миром мазаны.
***
Содержание:
Адреса Фандорина в Москве:
гостиница «Лоскутная»,
гостиница «Дюссо», улица Малая Никитская,
Ащеулов переулок и Спасские казармы, Сверчков переулок;
Акунин об «Истории Российского государства»;
Дом Николаса и Ластика Фандориных на Солянке:
часть I и
часть II;
Донской монастырь и Старое Донское кладбище;
Мясницкая улица:
Китайская пагода,
Московский почтамт и
Сыскное управление;
Октябрьский и Мёбиус;
Операция «Пауки в банке»;
Портрет Эраста Фандорина;
Сандуновские бани;
Яузский бульвар.