Фандоринская Москва. Петросовские бани

Jan 21, 2014 16:59

Читатели акунинских романов помнят, какой динамичный и головокружительный эпизод произошёл в Петросовских банях - такая лихая ловля на живца, что не разберёшь, кто рыбак, а кто добыча. В этом заведении Эраст Петрович назначил свидания разным людям, чтобы выйти на революционную организацию «Боевая группа». Именно здесь Фандорин, уходя от террористов, продемонстрировал эффективный и, чего уж там, эффектный акробатический трюк «Атакующая змея», именуемый европейском цирке двойным сальто.

Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Вечером тоже не могу, - объяснил Фандорин и доверительно сообщил. - А чтобы вы не восприняли мой отказ как оскорбление, поясню, чем буду занят. У меня назначено свидание совсем иного рода, куда менее романтическое. В десять часов встречаюсь с князем Пожарским, вице-директором Департамента полиции. Представьте себе, в Петросовских банях. Смешно, правда?»

Действительно, очень смешно! Ведь в столице не существовали и не существуют Петросовские бани. Однако в Москве есть реальный прототип, с которого списаны бани, но называется он не Петросами. И по намёкам-подсказкам в романе (соседство с Рождественкой и Звонарным переулком, высокое качество обслуживания и роскошный интерьер) можно догадаться, что Петросовские бани - это знаменитые Сандуны.



       

Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Эраст Петрович прибыл к парадному входу в
Петросовские ровно в десять».



Сандуновские бани находятся в прямоугольнике, образованном Сандуновским и Звонарским переулками, в также Рождественкой и Неглинной.


Между прочим, в случае с переулками мы сталкиваемся с ещё одним расхождением -
топонимическим. Помните, куда Фандорин вышел после двойного сальто?

Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Шатаясь, пересёк двор, через подворотню
выбрался в Звонарный переулок - прямо в объятья городовому».

На самом деле переулок называется Звонарским. Но это не ошибка и не даже не художественный
вымысел онси. В названии и вправду есть разночтения, так как оно не было официальным, а
пришло из просторечья: в XV-XVII здесь находилась слобода кремлёвских звонарей.

А на углу с Рождественкой до сих пор стоит церковь Николая Чудотворца в Звонарях, построенная
Карлом Бланком.

Бланк уже знаком нам по церкви Троицы Живоначальной в Серебряниках, под которой в
«Любовнике Смерти» прошла операция «Пауки в банке». Мир тесен. Но вернёмся к переулку.
Гиляровский, например, тоже называет его Звонарным.

Из «Москвы и москвичей» Владимира Гиляровского: «Сандуновские бани, как и переулок,
были названы в начале прошлого века в честь знаменитой актрисы-певицы Сандуновой.
Так их зовут теперь, так их звали и в пушкинские времена.
Во владении Сандуновой и её мужа, тоже знаменитого актёра Силы Сандунова, дом которого
выходил в соседний Звонарный  переулок, был большой пруд. Здесь Сандунова выстроила
хорошие бани и сдала их в аренду Ламакиной, а та, сохранив обогащавшие ее старые бани,
не пожалела денег на обстановку для новых.

Они стали лучшими в Москве. Имя Сандуновой помогло успеху: бани в Крапивинском 
переулке так и остались Ламакинскими, а новые навеки стали Сандуновскими.

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское "дворянское"отделение,  устроенное
с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной  зеркальной залой, с чистыми
простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами».

В «дворянских» отделениях бань парились и Пушкин, и Толстой, и Чехов.

А вот как бани описывает Григорий Шалвович.

Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Недавно открывшиеся близ Рождественки 
Петросовские бани уже успели стать одной из московских достопримечательностей. Ещё
несколько лет назад здесь было одноэтажное бревенчатое здание, где мыли за пятнадцать 
копеек, пускали кровь, ставили банки и резали мозоли. Приличная публика в этот грязный,
пахучий сарай не заглядывала, предпочитая мыться у Хлудова в Центральных. Однако
объявился у бань новый хозяин, человек европейской хватки, и перестроил Петросы по
самому последнему слову мировой техники. Возвёл каменный палас с кариатидами и
атлантами, пустил во внутреннем дворике фонтан, стены облицевал мрамором, понавесил
зеркал, расставил мягких диванов, и бывшее копеечное заведение превратилось в храм
неги, которым не побрезговал бы и сам изнеженный Гелиогабал. "Простонародного"
отделения не осталось вовсе, только "купеческое" и "дворянское" для обоего пола».


О новом хозяине - отставном поручике Алексее Гонецком (Ганецком) - и о его жене -
дочери богатого лесопромышленника Вере Фирсановой - можно почить в «Москве и
москвичах». Рассказ в чём-то перекликается с историей из ЖЖ Акунина об отставном
майоре Павле Берге и дочери промышленника Ершова.


С банями связан не только роман «Статский советник», но и одноимённый фильм. Эпизод в
Петросовских банях снимали в Сандунах.

Олег Евгеньевич Эраст Петрович.  


Емеля и Снегирь.


Пролетая над гнездом парилки.



Так эта часть Сандуновских бань выглядит в настоящее время.



Сальто.


Вот только подходящего сугроба я не нашёл. То ли снег здесь быстро убирают, то ли «Наму Амида Буцу» не было произнесено.



Не считать же сугробом груду строительных материалов, покрытую плёнкой и снегом,
во дворе бань со стороны Звонарского переулка.


Раз уж речь снова зашла о Звонарском переулке, то давайте проясним ещё один пункт.
После прыжка Фандорин «через подворотню выбрался в Звонарный переулок». Но
здесь нет никакой подворотни.


Зато со стороны Сандуновского переулка есть и подворотня, и арка.



В фильме Фандорин, пошатываясь, тоже идёт к Сандуновскому переулку.


Замена названий легко объяснима: странно получилось бы, если после падения с крыши
Петросовских бань, Эраст Петрович вышел в Сандуновский переулок. Почему автор
выбрал название «Петросовские бани»? - вот в чём вопрос. Сила Сандунов происходил
из грузинского рода Зандукели. Это раз. Став комическим актёром он сменил
фамилию. Это два. Возможно, Петросов-Петросян отсылает читателя к
Сандунову-Зандукели, напоминая о южнокавказском колорите знаменитых бань. Не
знаю, это не б-более чем версия.

Всё, Петросовские бани найдены, а очередная фотопрогулка по акунинской Москве завершена.

Нельзя не закончить заметку о «Статском советнике» латинизмом. Только пусть это будет vale, а не tertius gaudens.

***

Сандуновский и Звонарский переулки не зацикливаются на своём прошлом, а идут в ногу со временем. Тут вам и
граффити...



...и медицинские справки с гостиничными чеками...


...и оскорбление чувств верующих...



...и платные парковки.


***

Содержание:

Адреса Фандорина в Москве: гостиница «Лоскутная», гостиница «Дюссо», улица
Малая Никитская, Ащеулов переулок, Спасские казармы, Сверчков переулок;
Акунин об «Истории Российского государства»;
Дом Николаса и Ластика Фандориных на Солянке: часть I и часть II;
Донской монастырь и Старое Донское кладбище;
Квартира Егора Дорина и фотоателье Мёбиуса;
Мясницкая улица: Китайская пагода, Московский почтамт и Сыскное управление;
Операция «Пауки в банке»
Портрет Эраста Фандорина;
Сандуновские бани;
Яузский бульвар.

Фандорин, Акунин, Сандуновские бани, Москва

Previous post Next post
Up