Фандоринские адреса в Москве. Часть IV. «Любовники Смерти»

May 20, 2016 14:07

1900 год. На излёте XIX столетия, когда «литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом», Фандорин вернулся в Москву из заграничного вояжа и встречи с Шерлоком Холмсом и Арсеном Люпеном. Взяв фамилию Неймлес, чтобы избежать ненужного интереса со стороны правоохранителей и генерал-губернатора, Эраст Петрович решил поселиться в центре города. Двум адресам, по которым герой проживал в «Любовнике Смерти» и «Любовнице смерти», и посвящена эта заметка.

***

Ащеулов переулок

К Ащеулову переулку предлагаю пройти от дома № 12 на Рождественском бульваре (станция метро «Трубная»), где проживал уже знакомый нам Владимир Карлович фон Мекк, подаривший свою внешность Эрасту Петровичу Фандорину.

Доходим до конца Рождественского бульвара, сворачиваем налево, выходим на Сретенку.


Подходим к Ащеулову переулку и переносимся в 1900 год.


Из романа «Любовник Смерти» Бориса Акунина: «А как шли обратно по-за Сретенкой, Ащеуловым переулком (Сенька солидно помалкивал, Михейка тараторил без умолку, восхищался), видят - две коляски стоят перед неким домом. Чемоданы вносят с заграничными наклейками, коробки какие-то, ящики. Видно, приехал кто-то, заселяется.
Сеньке сретенской виктории мало показалось.
- Маханём? - кивнул он на багаж. Всякий ведь знает, что тырить лучше всего на пожаре да на переезде.
Михейке тоже охота была себя показать. А чего, говорит, давай.
Первым в подъезд барин вошёл. Его Сенька толком не разглядел - видел только широкие плечи и прямую спину, да седой висок из-под цилиндра. Однако барин был хоть и седой, но, судить по звонкому голосу, не старый. Крикнул уже из парадного, немножко заикаясь:
- Маса, п-пригляди, чтоб фару не разбили!»

Угол Сретенки и Ащеулова переулка.


Ащеулов переулок со стороны Сретенки.


Вид на Ащеулов переулок с другого края, со стороны Костянского переулка.


Акунин не оставил никаких зацепок, чтобы найти нужный дом. Возможно, Эраст Петрович жил в этом доме, где сейчас находится кафе с детективным названием.


Кстати, насчёт детективов и алиби. В Ащеуловом переулке жил Кирпич, персонаж романа «Эра милосердия» братьев Вайнеров:

«- Да? А я и не знал, что он Сапрыкин. И не дружок он мне - так, знакомец просто; знаю, что зовут его все Кирпичом…
- Ну и народ же вы странный, шпана! - покачал головой Жеглов. - Вы как собаки-жучки: ни имени, ни роду, а только какие-то поганые клички. Так что можешь сказать про Кирпича? Про Сапрыкина то есть?
- Ей-богу, не знаю я. Он где-то в Ащеуловом переулке живёт, там у него хаза…
Больше ничего толкового мы от Бисяева не добились и отправились в город».

В телефильме «Место встречи изменить нельзя» не стали вдаваться в подробности, поэтому Копчёный-Бисяев, сыгранный Леонидом Куравлёвым, говоря об адресе Кирпича, отвечает просто: «На Сретенке».

Костя «Кирпич» Сапрыкин и Глеб Жеглов. 


Продолжим поиск фандоринского адреса. Вот что пишет Андрей Станюкович в книге «Фандоринская Москва» о квартире Эраста Петровича: «Если Фандорин снял её в меблированных комнатах, то в конце XIX столетия Ащеулов переулок мог представить в его распоряжение меблированные комнаты Н. Е. Саксиной (дом № 5-7) или Н. О. Яковлева (дом № 2-4)».


Станюкович отмечает, что «своё название переулок получил в середине XVIII века по фамилии домовладельца, «артиллерии слесаря» Алексея Ащеулова. Так что Эраст Петрович был не первым, кто возился здесь со всякими железками и чертежами».

Забавное совпадение: рядом с Ащеуловым переулком, напротив через Сретенку, находится Колокольников переулок, а актёр Юрий Колокольников в «Статском советнике» сыграл адъютанта Губернского жандармского управления поручика Смольянинова. И именно на квартиру Смольянинова, перешедшего в армию и ставшего уже подполковником, из Ащеулова переулка перебрался Эраст Петрович.


Спасские казармы

Из романа «Любовник Смерти» Бориса Акунина: «Ни с того ни с сего затеялись переезжать из Ащеулова переулка - господин Неймлес велел. Перебрались за Сухаревку, в Спасские казармы, на офицерскую квартиру. Зачем, с какой такой нужды, никто Сеньке не разъяснил».

Семён Скориков так и не узнал причину, зато читатели в курсе, что Маса заметил слежку Горация-Вельтмана из «Любовницы смерти», вот Фандорин и решил переехать.

Где же находятся Спасские казармы? Спросим у Коломбины.

Из романа «Любовница смерти» Бориса Акунина: «Адрес японского принца Коломбине был известен приблизительно. Кажется, Гэндзи говорил, что переехал из Ащеулова переулка в офицерский корпус Спасских казарм?
Извозчик доставил взволнованную барышню на Спасскую-Садовую, показал на длинную постройку казённого жёлто-белого цвета: «Вон он, офицерский».
Однако найти нужный номер оказалось непросто, потому что фамилии квартиранта она не знала».

Речь идёт о Садовой-Спасской улице, являющейся частью Садового кольца. Она идёт от Спасских казарм к сталинской жилой высотке на Красных воротах. Сталинская высотка была построена на том месте, где находился дом, в котором родился Лермонтов. Поэтому здесь и стоит памятник Михаилу Юрьевичу, тот самый, что упоминается в «Джентльменах удачи».


Здесь же, в конце Садовой-Спасской улицы, разворачивается эпизодик с юным и безусым Глебом Пожарским из фильма «Я шагаю по Москве».

- Простите, пожалуйста, вы случайно не клад здесь ищете, а?
- А ты кто такой?! Тебе что здесь, больше всех надо?! 
- Да нет, просто дело в том, что вы уже четвёртый раз копаете на этом месте.
- Раз копаем, значит, надо! Понял?!
- Понял.


Теперь вернёмся в начало Садовой-Спасской. Длинная постройка казённого жёлто-белого цвета на углу с Большой Спасской улицей - это Спасские казармы.






Городская усадьба графа Ивана Симоновича Гендрикова во второй половине XVIII века была куплена просветителем Николаем Ивановичем Новиковым. При Павле I дом перестроили в казармы. 


Что бы здесь ни располагалось в наши дни, оно действительно охраняется государством.


Путь к Спасским казармам от Ащеулова переулка недолгий, Эрасту Петровичу не пришлось перебираться на другой край Москвы.


Спасские казармы - это последний из московских адресов Фандорина в XIX веке. В конце «Любовника Смерти» Эраст Петрович умчится на мототрипеде из родного города в новое столетие.

***

Содержание:

Адреса Фандорина в Москве: гостиница «Лоскутная», гостиница «Дюссо», улица Малая Никитская, Ащеулов переулок и Спасские казармы, Сверчков переулок.
Акунин об «Истории Российского государства»;
Дом Николаса и Ластика Фандориных: часть I и часть II;
Донской монастырь и Старое Донское кладбище;
Мясницкая улица: Китайская пагода, Московский почтамт и Сыскное управление;
Октябрьский и Мёбиус;
Операция «Пауки в банке»;
Портрет Эраста Фандорина;
Сандуновские бани;
Яузский бульвар.

Фандорин, любовник Смерти, Акунин, Спасские казармы, Ащеулов переулок, Москва

Previous post
Up