В шактизме, в шактистской тантре считается, что душа имеет женскую природу, что женское начало, Пракрити, Шакти - это истинная природа души. Пуруша - это мужчина, и единственный и подлинный Пуруша - это Бог. Кроме Бога больше никто не является Пурушей, - все остальные существа - это Пракрити и ее разнообразные формы, в которых она себя проявляет.
(
Read more... )
Comments 22
Это не вполне так, и тантра в этом вопросе принципиально отличается от экзотерического вайшнавизма. Конечно, можно говорить о том, что любая индивидуализация - функция вимарши, но в этом смысле Бог для нас - тоже вимарша. Философское «мужское» начало в принципе непостижимо, ибо наличие субъекта-объекта - уже «женский» принцип, вимарша.
Но ваша формулировка вводит в заблуждение. Душа - не женского пола. Есть мужские души, есть женские, пол - свойство не только тела.
Reply
Насчет того, что это так в тантическом шактизме, - по крайней мере в той школе, которой я принадлежу, это действительно так, - душа имеет "женскую" природу. Опять же не буквально, - мой гуру тоже всегда оговаривался, что принимать это буквально это грубая ошибка, - а в том смысле, который я подробно объяснила на примере частицы и волны в квантовой физике. Душа, личность, - это безграничный поток, океан энергии, который не отличен от Деви, тождественен Ей. И только в замешательстве маленький фрагмент этого океана энергии мнит себя неким зафиксированным "центром", "я", которой ограничено во всех смыслах, "я", у которого есть начало и конец. Это - сон, безумие души, считать себя отдельным от Шакти.
Reply
Вот это действительно заблуждение. По крайней мере, это полностью противоречит Шривидье, о позиции которой здесь идет речь.
У души в принципе не может быть двух полов. Одна и та же душа рождается то в мужском теле, то в женском, и способна играть роль и мужчины и женщины. По своей природе душа неотлична от Деви, но она мнит себя отличной только в обусловленном состоянии, в состоянии безумия, в котором живут обусловленные души. Естественно, Деви ни в коей мере никак нельзя сравнить или ставить в один ряд с обычной женщиной, с физическим телом женщины, - разница между ними как между молекулой воды и Тихим океаном, - и поэтому обозначение типа "мужская" и "женская" природа - очень условны.
Reply
Еще раз напоминаю: тексты говорят о женских и мужских совершенных, а вовсе не о бесполых непойми каких душах.
Reply
Reply
Меня не интересует мышиная возня разборок между религиями и школами. Я говорю то, что должна сказать, независимо от того, совпадает ли это мнение с позицией каких-то других многочисленных школ и культов, с мнением какого-то священника или брахмана или нет. Меня это не волнует. Если им есть что сказать, - пусть пишут, никто им не мешает, интернет - свободное пространство.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment