Приказано забыть (К 30-летию «дальневосточного Чернобыля»)

Aug 10, 2015 01:36

30 лет назад, 10 августа 1985 г., т.е. за 9 месяцев до потрясших весь мир событий в Чернобыле, в окрестностях Владивостока на территории СРЗ № 30 Минобороны СССР в ЗАТО Шкотово-22 на ядерном объекте произошло событие, которое несколько лет пытались упорно замолчать, но оно все же стало достоянием гласности. Спустя годы кто-то из специалистов назвал тот взрыв в Приморье «дальневосточным Чернобылем».
1.



Для начала немного истории. В 1954 г США спустили на воду «Наутилус» - первую в мире атомную подводную лодку. Главным конструктором проекта был бывший гражданин России Хаим Абрамович Риковер. В 1957 г своя атомная подводная лодка появилась у СССР. Для ядерных наутилусов потребовались специализированные береговые базы и предприятия как по ремонту самих субмарин, так и по перезарядке ядерных реакторов. На Балтике и Черном море АПЛ не использовались как по причине глубин и непрямых выходов в океан, так и по причине большой плотности населения в береговой черте. Главными эксплуатантами АПЛ стали Северный и Тихоокеанский флота Минобороны СССР. На Тихоокеанском флоте, кроме всем известного камчатского Вилючинска, была еще одна база атомных подводных лодок - поселок Ракушка на берегу залива Владимира в Приморском крае.
2.

Этот залив еще называют Жемчужным заливом. Это здесь
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=43.933506&lon=135.454559&z=11&m=b
В Ракушке разместилась 29 дивизия подводных лодок ТОФ. Виды залива и окрестностей можно посмотреть у Владимира Серебрянского
http://vladsv.livejournal.com/177537.html
http://vladsv.livejournal.com/2622376.html
http://vladsv.livejournal.com/2629397.html
http://vladsv.livejournal.com/301431.html
http://vladsv.livejournal.com/267440.html
http://vladsv.livejournal.com/182354.html
В 1946 г напротив Владивостока на другом берегу Уссурийского залива вокруг бухты Большого Камня началось сооружение Дальневосточного судостроительно-судоремонтного завода «Звезда», рядом с которым вырос город Большой Камень в статусе ЗАТО. На ДВССЗ «Звезда» выполнялись достроечные работы на построенных в Комсомольске-на-Амуре субмаринах, их подготовка к эксплуатации, а также все виды ремонтов и модернизаций всех типов подводных лодок и специальных судов. Для более простого ремонта в 30 км южнее в бухте Чажма был построен 30-й судоремонтный завод Минобороны СССР. Здесь же стали производить перезарядку ядерных реакторов. Ближайшие поселки Дунай и Тихоокеанский были объединены в ЗАТО Шкотово-22.
Это здесь
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=42.898855&lon=132.355385&z=14&m=b
На другой стороне береговой линии залива Стрелок Минобороны в бухте Павловского построило еще одну базу для подводных лодок. В 70-80-е годы здесь соорудили уникальный подземный объект по аналогии с крымской Балаклавой - убежище для ядерных наутилусов. Но из-за распада СССР и появления более громоздких АПЛ этот объект так и не был введен в постоянную эксплуатацию. Это здесь
бухта Павловского
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=42.868290&lon=132.517519&z=14&m=b
крупнее
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=42.868290&lon=132.517519&z=15&m=b
Что же произошло в бухте Чажма 30 лет назад? АПЛ К-431 проекта 675 прибыла из Ракушки в Чажму для ПЛАНОВОЙ перезарядки активных зон двух установленных на лодке реакторов. Это была обычная для 30-го СРЗ технологическая операция, которых к тому дню на заводе было выполнено достаточно много. К-431 после перезарядки предстояло выйти в океан на очередное боевое дежурство. 9 августа 1985 г в пятницу оба реактора лодки были перезаряжены, однако на одном из них после гидравлических испытаний выявили течь. О дефекте не было доложено выше.
В субботу 10 августа 1985 г занимавшиеся перезарядкой специалисты самостоятельно решили поднять крышку реактора, выяснить причины (мог быть посторонний предмет), устранить их и по новой дать гидравлические испытания. Крышку реактора поднимает кран, установленный на рядом пришвартованной специализированной плавучей мастерской. Крышка очень тяжелая. При выполнении этой операции должна соблюдаться идеальная соосность. И вот тут порядок закончился. В публикациях прессы указывалось, что именно в момент операции по бухте на более высокой скорости прошел вернувшийся с задания торпедолов. Он вызвал волну, которая качнула плавмастерскую с краном. В итоге вместе с крышкой из ректора резко выдвинулись тормозящие стержни, реактор вышел на «взлетную мощность» и «ухнул». В реальности это только одна из причин. Как рассказывали мне тогда еще живые сотрудники завода и участники ликвидации аварии, волна только завершила череду ошибок. Со слов очевидцев, «не по инструкции» были заведены стропы от крана на крышку. Кроме того, кто-то из перегрузочной команды использовал обычный лом для подрыва заклинившей крышки. Череда ошибок привела к тому, что 10 августа 1985 г в 12.05 по местному времени в 50 км восточнее Владивостока на территории 30-го СРЗ Минобороны СССР в бухте Чажма произошел тепловой ядерный взрыв.
Место аварии
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=42.898855&lon=132.355385&z=14&m=b
так крупнее
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=42.902282&lon=132.354269&z=15&m=b
В мгновение все находившиеся над реактором 10 человек перегрузочной команды испарились, вместе с ними мгновенно сгорел установленный сверху реактора т.н. перегрузочный домик. Тяжеленная крышка реактора взлетела на несколько сот метров, а затем упала на лодку, пробив ее прочный корпус. Здоровый кран вырвало с плавмастерской и выкинуло на другой берег бухты. Корпус лодки треснул, лодка стала тонуть. Взорвавшийся реактор выкинул в окружающую среду все свое содержимое. Из-за возникшего на лодке мощного пожара и дувшего с океана на материк ветра радиоактивное облако ушло на 30 км на северо-запад. Вернее, основная масса облака. Добавьте сюда последующее расползание облака и получите весьма печальную картину. Кроме того, из треснувшей лодки в бухту и далее разносимые течениями в ближайшие акватории и океан пошли продукты радиоактивного распада.
3.


(На карте красная точка - место взрыва ядерного реактора, желтая точка - место «захоронения» АПЛ после взрыва, зеленая точка - ВДЦ «Океан», розовым пунктиром указан ход основного радиоактивного облака на северо-запад. Все данные ранее были опубликованы)
Что же было дальше? Дальше, как всегда, были геройство и разгильдяйство. В заводе и поселке отключили телефонную связь, местное население никто не информировал, население не эвакуировали. Однако уже через час после взрыва почти весь Владивосток знал о трагедии. Была ли паника? Нет, паники не было ни в ЗАТО Шкотово-22, ни во Владивостоке. Были технические и организационные проблемы с быстрым тушением горящего реактора и спасением лодки и завода. Измерительные приборы из-за запредельного уровня радиации или не смогли ее измерить или вышли из строя. Не оказалось защитной одежды для работы в зоне поражения. Хотя спецбригада ТОФ прибыла на место аварии относительно быстро, первыми к тушению горящего реактора и спасению лодки приступили сами работники завода. В обычной рабочей одежде, с обычным инструментом типа ломов и топоров, с обычными пожарными машинами. Через несколько часов пожар все же удалось залить, выбросы радиации в атмосферу прекратились. Еще несколько суток продолжалась борьба за лодку, из-за чего радиация уходила в воду. Лодку удалось закрепить на понтонах и вывести из Чажмы на другой берег залива Стрелок в бухту Павловского.
4.

Затем с августа 1985 до конца апреля 1986 г на прилегающих к заводу и бухте  территориях силами Минобороны СССР проводились работы по дезактивации и снятию зараженного грунта. Сколько бы официальные военные чины ни отрицали, но я как свидетель заявляю обратное: и срочники и даже гражданское население к этим работам привлекались. Только «люди в штатском» взяли с них подписку о неразглашении.
Взорвавшуюся лодку К-431 списали, реактор залили бетоном, лодку отбуксировали в бухту Павловского «на хранение» до лучших времен и технологий утилизации. Вместе с ней была признана непригодной для дальнейшей эксплуатации вследствие радиационного загрязнения стоявшая рядом К-42 «Ростовский комсомолец» проекта 627А, которая была отбуксирована на ту же стоянку. На роль стрелочника ВМФ определило вице-адмирала Храмчихина (командир дивизии лодок), командовавший в то время Тихоокеанским флотом адмирал Сидоров не получил даже взыскания. Авария была зарегистрирована только в Минобороны, все материалы по ней засекретили. Только после распада СССР в т.ч. и благодаря работе прессы о трагедии в Чажме узнал весь мир. По найденному на берегу бухты золотому обручальному кольцу одного из сгоревших в ядерном пожаре сотрудников перегрузочной бригады был установлен уровень излучения во время взрыва - 90 000 рентген в час. Что в разы превышало чернобыльский показатель.
Да, причиной «дальневосточного Чернобыля» стал «человеческий фактор». Но была и другая сторона этого «человеческого фактора». Обычные гражданские сотрудники военного завода без всякого специального снаряжения первыми вступили в борьбу с «ядерным джином», хотя прекрасно знали о последствиях. Рискуя своим здоровьем, за ними последовали мичманы и офицеры специализированных служб Тихоокеанского флота. Как свидетель тех событий, хочу напомнить и о героизме медицинской службы ТОФ. Ее тогдашний начальник полковник Леонид Иванович Гришаев не из кабинета на ул.Ленинской во Владивостоке, а лично на месте взрыва руководил медслужбой. В 1988 г Гришаев получил чин генерал-майора и должность начальника Военно-медицинской академии им.Кирова в Ленинграде (мечта любого военного медика), но спустя 2 года умер от последствий лучевой болезни. Хочу напомнить и о действиях персонала Всероссийского детского центра «Океан» («Дальневосточный Артек»), открытого всего за 2 года до взрыва в Чажме. Увидев идущее над Уссурийским заливом со стороны спецзавода подозрительно бурое облако, они оперативно обеспечили эвакуацию отдыхавших в «Океане» детей, тем самым предотвратив тяжелые медицинские последствия.
5.


В последние годы мы материм наше государство за скотское отношение к гражданам в виде роста тарифов ЖКХ, косвенных налогов, дебильных законов и т.д. Но ведь эта система возникла задолго до полковника Вовы. Про поведение руководства ТОФ и засекречивание взрыва Министерством обороны СССР я уже сказал. Юридически понятия «ликвидатор аварии в бухте Чажма» не существует. Гражданским и военным ликвидаторам государство никак не компенсирует потерю здоровья или смерть кормильца. Да, некоторым через суд все же удалось добиться каких-то копеечных льгот. Да, некоторым исключительно через суд удалось добиться инвалидности, только инвалидность эта оформлялась не как «профзаболевание» или «последствия техногенной катастрофы», а как «обострение хронических заболеваний, приведших к утрате трудоспособности». Большинство же из пострадавших тихо ушли в могилы или тихо умирают в разных городах страны - на Тихом океане, на Амуре, на Оби, на Волге и т.д……
6.


Сколько человек погибло и пострадало от взрыва ядерного реактора в Чажме? По официально озвученной информации, на самой лодке в момент взрыва сгорели 10 или 11 человек, около 30 человек позже умерли от острой лучевой болезни, еще 290 сотрудников завода и военных получили тяжелые дозы облучения. В прессе фигурировали цифры в 500 умерших от облучения к 2010 г. Не хочу спекулировать на горе и разжигать страсти, но… С первыми тремя цифрами вроде все ясно. А вот с количеством жителей Приморья, реально получивших разные дозы радиации и исключительно по этой причине частично или полностью потерявших здоровье и трудоспособность, вопрос весьма сложный. Просто потому, что официальной гражданской медицине поступил неофициальный запрет на выставление диагноза «лучевая болезнь». И этот запрет существует по сей день. Нет в Приморье такого диагноза! А на нет и суда нет. Ослушники в белых халатах были (сам тому свидетель), но белых халатов немедленно лишались.
Берегите друг друга и будьте здоровы.
7.


Previous post Next post
Up