О профессоре Преображенском. Часть вторая: "Ключи могу передать Швондеру. Пусть он оперирует"

Sep 23, 2012 22:55

Первая часть здесь
Оригинал статьи здесь

Изначально я планировал разобрать другое высказывание профессора Преображенского, однако большое количество на редкость противоречивых комментариев к предыдущей статье требует от меня дать некоторые разъяснения.
Эти комментарии можно свести к двум ключевым направлениям: «однако же профессор лечил людей» и «если избавиться от него, то кто же будет лечить людей?».
Для ответа на эти комментарии сошлюсь на текст произведения, где подробно описаны следующие пациенты профессора Преображенского:
- престарелый аристократ (по фильму похожий на Кису Воробьянинова, таки отыскавшего бриллианты покойной тёщи и решившего на старости лет вкусить жизни по полной программе), которому профессор, являющийся «звездой мирового значения благодаря мужским половым железам» (по тексту), «поднял» эту самую «половую железу», болтавшуюся мёртвым грузом лет двадцать;
- молодящаяся дамочка «бальзаковского возраста», которая ради желания понравиться известному жиголо, не моргнув глазом, выкладывает на одну операцию по омоложению аж 50 червонцев - сумму, равную годовой зарплате «офисного менеджера» того времени;
- некто знаменитый (или просто высокопоставленный), который пришёл просить сделать аборт совращённой им несовершеннолетней.


Во избежание недопонимания воспроизведу эпизод, который Бортко «забыл» отобразить в своём фильме:

- Я слишком известен в Москве, профессор. Что же мне делать?
- Господа, - возмущённо кричал Филипп Филиппович, - нельзя же так. Нужно сдерживать себя. Сколько ей лет?
- Четырнадцать, профессор… Вы понимаете, огласка погубит меня. На днях я должен получить заграничную командировку.
- Да ведь я же не юрист, голубчик… Ну, подождите два года и женитесь на ней.
- Женат я, профессор.
- Ах, господа, господа!
Попутно на первых страницах автор «даёт слово» новому вороватому чиновнику, дорвавшемуся до кормушки, от которой Революция отогнала старых вороватых чиновников. «Надоела мне моя Матрёна, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду - всё на женское тело, на раковые шейки, на абрау-дюрсо». А женское тело в свою очередь требует мужской силы (см. пункт 1).
Единственным общественно-полезным пациентом из описанных был начальник «кровавой гэбни» - и по совпадению он был единственным, у которого когда-то что-то действительно болело, создавая угрозу жизни, а не «висело», делая недоступными некоторые развлечения.
Но, быть может, были другие нормальные пациенты, которых автор не описывал? Возможно, но есть один момент - расценки, неподъёмные для большинства больных. Посудите сами, если профессор только за одно посещение берёт аж 10 рублей (по тексту), то никакая машинисточка, «получающая по IX разряду четыре с половиной червонца» (скорее всего на момент написания/действия книги рубль уже стабилизировался, и слово «червонец» опять стало означать купюру в десять рублей), не придёт к нему лечить «верхушку правого лёгкого» и «женские болезни».
Тот факт, что он порой по 30 пациентов в день принимает (конвейерным методом по 10-15 минут на человека - дольше просто не получится), ничего не значит - в одной только Москве на тот момент жило несоизмеримо больше людей. Если пациентов много, а врачей мало, то услуги этих врачей будут стоить именно столько, чтобы врачей хватило тем, у кого хватит денег - именно по такому правилу работает «невидимая рука рынка», сбрасывающая потребности подавляющее большинства населения в категорию «неплатежеспособного спроса».
Кто может позволить себе отдать четверть месячной зарплаты только за одно посещение? А если таких посещений потребуется много? А если этой зарплаты еле-еле на жизнь хватает? А если ещё понадобится сделать операцию, за которую профессор те же самые 50 червонцев потребует? Просто потому что профессор будет делать ту операцию, за которую ему больше предложат («ничего личного - просто бизнес»). Ну да, знаю: «А если зарплата вам жить не позволит, тогда не живите - никто не неволит».
Допустим, что я на свой оклад «ведущего специалиста» могу пользоваться платными медицинскими услугами - по мелочам, потому что при серьёзных проблемах мне всё равно придётся собирать деньги на лечение с миру по нитке. Однако для многих рядовых работников организации - тех самых «винтиков», без которых моя работа не будет иметь никакого смысла - эти услуги даже сейчас являются непозволительной роскошью. И мне такой расклад карт в «невидимой руке рынка» категорически не нравится, потому что речь идёт о жизни и смерти моих сограждан.
Скажу вам прямо - от одного-единственного профессора Преображенского народу будет крайне мало пользы хотя бы потому, что для народа в лице широких слоёв населения он будет просто недоступен. Народу нужны сотни, тысячи звёзд мирового значения и миллионы медицинских специалистов средней квалификации. Народу нужно множество учителей, способных подготовить требуемое количество специалистов. А ещё народу нужна мощная промышленность, производительность труда которой позволит трудящимся обеспечить надлежащий уровень жизни требуемому количеству врачей, учителей и других создателей общественных благ.
Однако столько медицинских работников совершенно не нужно самому профессору. Не так давно я сказал, что «мелкобуржуазное сознание - это когда хочешь возделывать свой сад, но не можешь увидеть лес за его деревьями» и даже привёл в качестве примера крестьянина, который радуется тому, что у соседа сдохла корова, потому что он теперь молоко от своих коров сможет продать подороже.
Такие индивидуумы руководствуются простым правилом «чем меньше знаете вы, тем ценнее я как специалист». Доктор Борменталь ему нужен - как помощник в настоящем и как преемник в далёком будущем. А вот конкуренты Преображенскому совершенно не нужны. Вот почему:

- Извините… У меня нет возможности повторить всё, что они говорили. Я не охотник до бессмыслиц. Достаточно сказать, что они предложили мне отказаться от моей смотровой, другими словами, поставили меня в необходимость оперировать вас там, где я до сих пор резал кроликов. В таких условиях я не только не могу, но и не имею права работать. Поэтому я прекращаю деятельность, закрываю квартиру и уезжаю в Сочи. Ключи могу передать Швондеру. Пусть он оперирует.
Вообще-то оперировать людей надо в больницах, резать кроликов - в лабораториях, а в квартирах надо жить. Впрочем, «квартирный вопрос» я предлагаю обсудить в следующих темах, а пока отмечу, что весь этот перфоманс с бросанием ключей от квартиры основывался исключительно на «незаменимости» самого профессора. Ведь окажись рядом другой профессор, способный выполнить аналогичную работу с аналогичным качеством и готовый выполнить её за предоставление жилплощади в пять комнат вместо семи, блеф бы не прошёл. Собственно говоря, в этом случае Преображенский и не стал бы блефовать - потому что пять комнат хуже, чем семь, но лучше, чем вообще ни одной.
Как поведут себя в таких условиях люди, желающие получить или сохранить привилегированный статус через обладание какими-либо исключительными навыками, позволяющими диктовать условия окружающему миру по обеспечению роскошной жизни персонально для них здесь и сейчас? Очевидно, что в таких условиях они от «реакционной» политике перейдут к «регрессивной» - попытаются не просто остановить развитие общества, но и начать процессы дегенерации.
В первую очередь таким процессом может стать пропаганда «свободы от лишнего образования». Кстати, именно про неё писал в своей статье Михаил Савеличев. Мол, «издевательство над ребёнком», «принуждение к учёбе - ограничение прав и свобод человека», «90% знаний никогда не пригодится» и так далее по списку. И в результате человек, сделавший такой выбор, существенно сузит для себя возможности выбора профессии, облегчая жизнь «элитариям». А если пропагандировать «свободу употребления наркотиков», то нужный результат будет достигнут ещё быстрее.
В конечном итоге, устранив лишних конкурентов, такой человек может остаться «царём горы». Правда, есть весьма большая вероятность, что в ходе этого процесса сама гора превратится в мелкий холм, через который сможет перешагнуть любой прохожий.
Вот и делайте выбор, что лучше - перспектива получения сильного общества со множеством способных людей за счёт расходов на обучение, которые будут с лихвой компенсированы последующим улучшением жизни, или же сиюминутные выгоды с весьма смутными перспективами.
Что же касается морально-нравственного оправдания «элитарному» поведению, то найти его ещё проще. Для сохранения хорошего аппетита и спокойного сна достаточно априори считать всех окружающих «шариковыми и швондерами», которые «вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!».

Большевики, Булгаков, Однако, Книги, Разногласия по аграрному вопросу

Previous post Next post
Up