Мелкобуржуазное 2

Oct 23, 2011 22:17


«Если б исполнение желаний
Мне, о Небо, даровало Ты,
Я б весь мир избавил от страданий,
Весь народ - от горькой нищеты.

Пусть дождутся люди урожая,
Что никто от века не косил.
Ну а если б чудо продолжалось,
Я б ещё корову попросил…»

Так молился пахарь у дороги,
Что вела к деревне через лес,
И, однажды вняв, благие Боги
Ниспослали вестника с Небес.

«Что ж - проси! Ты этого достоин.
Ныне день, любезный чудесам.
Но учти: соседу дастся вдвое
От всего, что вымолишь ты сам!»

И крестьянин, поглядев сурово,
О заветном высказался вслух:
«Пусть издохнет у меня корова,
Чтобы он недосчитался двух!..»
М.В.Семёнова. «Волкодав: истовик-камень»

В чём причина такого результата при изначальной благости намерений? Быть может зависть? Но в чём тогда причина этой зависти?
А причина этой зависти заключается в мелкобуржуазном сознании «простого крестьянина»

Да, по своему экономическому положению «возделывающий свой сад» крестьянин является мелким (очень мелким) буржуа. У него есть «орудия производства» (земля, плуг, лошадь), посредством которых он производит определённый товар (зерно, овощи и т.д.) как для самого себя, так и для продажи другим, дабы на вырученные деньги купить потом другие товары.
Разумеется, простой крестьянин не имеет экономического образования, однако основные принципы вроде «баланса спроса и предложения» знает подобно тому, как деревенская знахарка, не имеющая медицинского образования, знает целебные свойства определённых растений и процедур. То есть, речь идёт об эмпирическом знании, полученном методом проб и ошибок, которое передаваётся из поколения в поколение.
Крестьянин понимает, что если много других деревенских привезёт на торг с городскими слишком много продуктов сельского хозяйства, то цена упадёт и лично он получит гораздо меньше денег для покупки ремесленной продукции у городских. Следовательно, интерес каждого отдельно взятого крестьянина заключается в том, чтобы все остальные деревенские привезли на торг как можно меньше своих товаров или вовсе не приехали. Налицо конкурентная борьба, в которой все средства хороши, а победителей - не судят.

Таким образом получается, что крестьянин из приведённого стиха поступил не глупо, а очень умно - со своей точки зрения, разумеется.
Во-первых, на следующем торгу уменьшится общее предложение, а значит увеличится рыночная цена конкретно на его молоко.
Во-вторых, снижается конкурентоспособность соседа.
В-третьих, очень может быть, что сосед сам будет вынужден покупать молоко, а увеличение спроса опять же вызовет повышение рыночной цены.

Однако, при взгляде на это мировоззрение со стороны отчётливо видна его ущербность.
1. Уменьшение производства материальных благ приводит к снижению удовлетворения потребностей, которые сами по себе никуда не исчезают.
2. Одновременное снижение производства у множества крестьян (неурожай, падёж скота и т.д.) приводит к массовой смерти от голода и сопутствующих недоеданию болезней.
3. Резко подскакивает уровень преступности, как средства «достать деньги на хлеб» любыми способами.
Особенно серьёзно это затрагивает города, где своё производство продовольствия отсутствует. Затем люди начинают бежать из городов в деревни, принося с собой сопутствующие «прелести» в виде заразных болезней и готовых на всё уголовников.

Что интересно, ремесленники тоже являются мелкими буржуа и в своих действиях руководствуются точно такими же принципами - для повышения своей прибыли нужно затруднять производство другим. Таким образом, единовременная «сбыча мечт» ремесленников и крестьян будет выглядеть, как сокращение какого-либо производства вообще, полное обесценивание имеющихся на руках денег и откат к «натуральному хозяйству».
Именно это и есть тот самый «лес», который мелкий буржуа «не видит за деревьями своего сада»…

Запись опубликована Логово скорпиона. You can comment here or there.

Сеанс аутопсии, Экономия экономики, Книги

Previous post Next post
Up