В этот день, 14 апреля 1930 года погиб великий поэт Владимир Владимирович Маяковский.
...Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночи,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?
Себе, любимому, посвящает эти строки автор
(В. Маяковский.
Избранные стихотворения)
Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела Маяковского к депрессии и самоубийству.На излете пламенно воспетой поэтом советской эпохи и особенно в постсоветское время, установилась "традиция" отпускать по поводу таких биографических сводок отповеди, что, дескать, попользовались в своих агит.проп-целях, довели, а теперь своим сухим, бездушным языком, в котором все и вся оправдывается "борьбой", представляют смерть поэта в обтекаемых "сгорел на работе", прикрываются отговорками о его "личной жизни".
Оставим подобную "критику" на совести самих любителей "совестить" отечественную историю, для этого не гнушающихся ничем и пускающих в ход всё - от "слезинок ребенка" до великих имен... :/
В
стихотворении «Дешевая распродажа» 1916 г. Маяковский предрек:
«Через столько-то, столько-то лет
- словом, не выживу -
с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет...».
И там же поэт воззвал:
«Слушайте ж:
все, чем владеет моя душа,
- а ее богатства пойдите смерьте ей! -
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг,
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече, -
все это - хотите? -
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье».
И что же?!... А вот что.
День сегодняшний: истоки и итоги. Следуя по путеводной нити вопроса о реальной значимости и ценностной действенности слова, мы разобрали пласты и нюансы словотворчества, а т.ж. «растворчества» как десимволизирующего умерщвления слов через уничтожение животворящих их смыслов, при этом пробрались к корням той двусмысленности, которая способна обернуть борьбу за идею продажей этой идеи "за понюшку табаку", - так вот, следуя по этому пути, мы пришли к пониманию глубокой взаимосвязи СМЫСЛА СЛОВ И СМЫСЛА ЖИЗНИ (пост от 19.03.2012:
О реальной значимости и ценностной действенности слова). И СУТЬ была усмотрена нами в том, что «мысль изреченная», чтобы не стать ложью, должна быть подчинена ВОЛЕ К СМЫСЛУ, обретающемуся В МИРЕ, - когда процесс словотворчества представляет в своем существе высвобождение мысли от своевольного самодовления во осуществление Со-МЫСЛия и запечатление его в сим-ВОЛЕ!
Именно в этом самодовлении - ИСТОК тех УЖАСАЮЩИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ, связанных с
продажей первородства и с той экзистенциальной анемией, при которой мы даже не способны испытать
ужас от её свершения!
И, стало быть, отсюда то чудовищное ПОПУСТИТЕЛЬСТВО, когда мы, прекрасно, в здравом уме и твердой памяти, понимаем, что «без постоянного ощущения важности того, что происходит с другими людьми вокруг самая прекрасная форма будет всего лишь формой идола. Не идеала. Идола. То есть для того, чтобы у формы была суть, дающая форме смысл, развивающая ее необходима связь человека с другими людьми. Постоянная, искренняя, благожелательная связь» (Р. Носиков.
Человек как цель национальной идеи), - так вот, понимая всё это, мы продолжаем пребывать в ДВУСМЫСЛЕННОСТИ.
В той чудовищной двусмысленности, когда мы все это - АПЕЛЛИРУЮЩЕЕ К НАШЕЙ ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ! - воспринимаем как «буду делать хорошо и не буду плохо», каковое АДРЕСОВАНО ДЕТЯМ. А значит, воспринимаем как нечто такое, что именно В СВОЕЙ АДРЕСАЦИИ "не про меня", - и именно потому что: "ну же ж, в здравом уме и твердой памяти". Т.е. - потому что "ну, я-то чувствую важность происходящего с другими людьми вокруг, и уж у меня-то формы моего идеала наполнены именно этим чувством, а не идолами".
Только вот, при этом всём, та самая ЦЕННОСТНАЯ ДЕЙСТВЕННОСТЬ слова либо очень слабо СКАЗЫВАЕТСЯ В ПОСТУПКАХ, а именно, на уровне того самого инфантильного "плохо/хорошо", либо не сказывается совсем никак, подменяясь отмазками о "благотворительных вспоможениях".
А значит - все-таки ИДОЛЫ! Потому что сколь бы ни была прочна связь смысла слов и идеалов, мотивирующих поступки, вне связи со смыслом жизни как тем, что востребует волевых усилий, причем, не только для совершения благих телодвижений, но прежде этого, как УСИЛИЙ ПОНИМАНИЯ, СОИЗМЕРЯЮЩИХ ЦЕННОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ С УНИКАЛЬНОСТЬЮ СИТУАЦИИ, - вне такой связи «все, чем владеет душа» каждого из нас будет меряться в формате постмодерн-архаического "винерства/лузерства".
И как ИТОГ, - при всех "благо"-честивостях и -намеренностях, "цивилизованностях" и "политкрректностьях" - «всё равно человекоядец есть, поедающий собрата своего» (Р. Носиков. там же).
То-то и оно:
«... За человечье слово -
не правда ли, дешево?
Пойди,
попробуй, -
как же,
найдешь его!»...
:(