Полнота жизни вечной и проектные измерения исторического бытия

Apr 15, 2012 16:54


Е.Н. Трубецкой, подчеркивая наиболее отчетливое и исчерпывающее определение смысла жизни в христианской философии, утверждал:

Цель всякого жизненного стремления есть полнота жизни вечной, неумирающей; именно эта полнота, к которой стремится всякая жизнь, есть предмет всякого религиозного искания, его terminus ad quem. Его исходная точка, - terminus a quo, - есть, напротив, мир, лишенный этой полноты, а потому стремящийся к ней, ищущий, страждущий и умирающий. Задача религиозного сознания, стало быть, именно в том и заключается, чтобы найти точку объединения этих двух начал, - той вечной полноты жизни, которая составляет искомое всего живущего, и той страждущей твари, которая ищет. Во всех религиях эта задача так или иначе ставится: искание вечной жизни - их общий мотив. <...> Венец творения - совершенный человек - вмещает в себя полноту Божеского, становится Богочеловеком; в этом заключается разрешение основного вопроса жизни, - единственно возможный выход из порочного круга, в котором вращается мир. <...> порочный круг есть выражение жизни, не достигающей цели, а потому вечно возвращающейся к одной и той же исходной точке. Но если полнота божественной жизни действительно и притом навеки соединилась с человеком, то тем самым прорван этот магический круг бесцельной и бессмысленной жизни. В мире есть цель, которая достигается, цель безусловная; ибо возможно ли мечтать о каком-либо высшем благе и высшей правде, чем сочетание твари с полнотой божественной жизни!
Е.Н. Трубецкой. Смысл жизни.
Гл. I. Мировая бессмыслица и мировой смысл. п. IV. Мировой смысл.

Чрезвычайно важным здесь является для нас то, что каких бы убеждений и верований мы не придерживались, за ними всегда стоит и их всегда пронизывает ПРОЕКТНОСТЬ (см.: Бытийно-исторический смысл...). И хотя бы мы никогда и не достигали взыскуемой жизненной полноты, а может, и вовсе не проявляли и даже не мыслили такого стремления, сама эта проектность составляет существо нашего бытия, и в этом смысле ВСЕГДА задает предельную и тотальную концентрацию на смысле жизни, и тем самым - возможность его реализации в конкретных культурно-исторических и социоально-культурных условиях.

Поэтому, смысл жизни должен быть понят как то, что инициирует проект(ы) нашего исторического бытия. Выступая как проектируемое в этом бытии, и в силу этого, как означаемое в речи и мышлении (см. вчерашний пост Погиб поэт - ЗА ЧЕЛОВЕЧЬЕ СЛОВО!...), он наполняет импульсы и свершения нашей жизни, задает ее целевой предел и объемлет ее полноту.

Отталкиваясь от данных Е. Трубецким определений предмета, исходной точки и задачи всякого религиозном искания (в цит. тексте выделены нами подчеркиванием), можно выделить три проектных измерения исторического бытия В ЦЕЛОМ (не только в его сугубо религиозном аспекте):

транс-историческое измерение, - с обращением, которое взыскует смысла в «полноте жизни вечной, неумирающей», и каковое обращение в качестве «общего мотива» движет «всяким религиозным исканием», но тем самым, пронизывает ЛЮБОЙ культурно-исторический опыт, хотя бы субъекты этого опыта извращали, отрицали или предавали забвению этот базисный мотив на уровне актуальноисторических надстроек; отсюда -
актуально-историческое измерение, - с тенденцией к «порочно-круговому» вращению,
- ЛИБО заставляющему пессимистически расстаться со смыслом жизни или втиснуть его в узкооптимистические рамки "здравого смысла",
- ЛИБО сподвигающему к его поиску;
соответственно, МЕРА "успеха/обреченности" этого поиска определяется отношением к
мета-историческому измерению - обращением, призванным, размыкая порочный круг жизни, достичь её ПОЛНОТЫ.

1-е из означенных измерений связано с прошлым, - как СТЕРЖНЕМ, который, проходя сквозь (отсюда - "транс-...") наш исторический проект, сохраняет самое возможность его осуществления, и каковая УДЕРЖИВАЮЩАЯ динамика аккумулируется в нашем культурно-историческом ядре, его ценностных константах и исторически меняющихся идеальных содержаниях.

3-е измерение связано с будущим, - как той ПРЕДЕЛЬНОЙ телеологией, которая задаёт (оПРЕДЕЛяет!)
- для светского сознания вектор ВОСХОЖДЕНИЯ к идеалу человека и общества,
- для сознания религиозного (христианского) - ИСПОЛНЕНИЕ ВРЕМЕН (выраженное в последних членах Символа Веры: Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь).

2-е измерение - настоящее, в каковом обозначенные "ЛИБО-ЛИБО" фиксируют две архиполемических энергии:

- СЛОМ транс-исторического ХРЕБТА, УНИЧТОЖЕНИЕ ВСЯКОГО идеального содержания и ИЗВРАЩЕНИЕ ценностно-константных форм, ОТЧУЖДЕНИЕ от будущего, а т.ж. отчуждение от самой способности испытать УЖАС, увидев во всём этом корень ПРОДАЖИ ПЕРВОРОДСТВА как ДУХОВНОГО ПАДЕНИЯ и отчуждения человека от своей сущности, т.е. от самой ЧЕЛОВЕЧНОСТИ и от ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ;

- способность испытать УЖАС перед самой возможностью такого "ЛИБО-ЛИБО", увидев в нём корень ДВУСМЫСЛЕННОСТИ, и благодаря этому, превратив энергию этого ужаса в ДУХОВНУЮ ЭНЕРГИЮ ЖЕРТВЕННОСТИ ВО СПАСЕНИЕ!
И тем самым, сообщив ПОЛНОТУ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ, НЕУМИРАЮЩЕЙ СЛОВУ ЛАСКОВОМУ, ЧЕЛОВЕЧЬЕМУ!

С ПРАЗДНИКОМ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ, ТОВАРИЩИ!

Историческая проектность, Смысл Жизни, Слово, Метафизические смыслы

Previous post Next post
Up