В продолжение темы «
Продажа первородства и задача двоякого обращения: семантика, историософия, метафизика»
Но как ни сладок мир подлунный -
лежит тревога на челе...
Б. Окуджава.
Песенка кавалергарда 1. СОДЕРЖАНИЕ: архиполемический исток ужаса.
Итак, неоязыческий "Савл", чтобы стать сверхмодерным "Павлом", должен изблевать чечевичное хлебалово постмодерн-архаизации из своего культурно-исторического ядра. И чтобы укрепить ценностно-константные формы этого вместилища для Идеального, ослабленные немерянными вливаниями в него сего отвратного хлебалова, ТРЕБУЕТСЯ УЖАСНУТЬСЯ участи Исава.
Причем, если в ветхозаветном сюжете "резон" состоял в том, что «вот, я умираю, что мне в этом первородстве?», то нынешняя, в высшей степени нетривиальная ситуация такова, что УЖЕ ВЛИТОЕ хлебалово НЕ СОВМЕСТИМО С ЖИЗНЬЮ! И тогда эти ужасающие слова коллективного "Исава" звучали бы так: "что нам толку в этом развитии, всё равно все когда-нибудь умрем".
Соответственно, нетривиален и НАШ коллективный "Иаков", который не выкупает изначально ему не принадлежащее, но возвращает СВОЁ Сверхдержавное Первородство, запечатленное в своей Исторической Судьбе, для того чтобы отвоевать у Мира свое Мессианское Предназначение в Мировой Исторической Судьбе! Отвоевывать всеми правдами и неправдами, ибо - во спасение Мира и во исполнение Высшей Правды!
Теперь - к осмыслению того, насколько непростой является задача "изблевать". Ибо неоднозначны выводы относительно тех или иных конкретных содержаний нашего культурно-исторического ядра, - а именно, относительно их "исконности vs. инородности".
2. ФОРМА: еще о превращениях (см. предыдущий пост, п.1).
Ключ следует искать, прежде всего, задавшись вопросом: почему ценностно-константные формы нашего ядра, будучи в основе своей чрезвычайно вирусоустойчивы, столь же чрезвычайно нечувствительны к проникновению вирусов. Вопрос и его решение, само собой, не сводится к нашей всеоткрытости и способности "все переварить", но влечет достаточно развернутые и обширные изыскания в устройстве ядерной структуры.
И поскольку самих этих изысканий уже имеется необъятная ширь, вот - именно КЛЮЧ, - чтобы не потеряться, не утонуть, и главное, чтобы ОТДЕЛИТЬ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ:
«... превращённая форма не выражает содержание в большей или меньшей степени, не искажает его, не трансформирует, - она его уничтожает, истребляет.
<...> форма оказывается некоей тенью (я обращаю здесь внимание на то, что когда-то сказал Юнг, на "тень" у Юнга), мёртвым пространством внутри системы...
В связи с этими превращёнными формами всегда говорится о рациональности, и что любое превращение - есть иррациональность. Маркс в связи с этим, поскольку в математике было не так много чего в его время, очень любил использовать термин "мнимые числа". Превращённые формы - как мнимые числа. Сжатие опосредующих звеньев, их эмансипация и их агрессивное отчуждение от того, что они должны обслуживать, и является одним из феноменов, который приковывал внимание Маркса. Потому что Маркс чувствовал, что вот здесь его теория нарывается на некий айсберг. Что, с одной стороны, вроде бы она находит здесь наиболее полное воплощение, а, с другой стороны, вот здесь-то и наступает какой-то затык.
<...> самое серьёзное - это мучающее Маркса ощущение, что есть какой-то парадокс, что здесь бытие и сознание вступают в особые отношения. И что есть неустранимые различения между бытием и сознанием, которые и знаменует собой проблема превращённых форм.
<...> Превращённые формы, эти дыры, эти тени и пр., внутри социального мира являются фактически тем же, чем является чёрная материя и чёрная энергия с её формами существования в мире физическом.
И, наконец, в мире не социальном, а в мире индивидуума, отдельного человека (а весь мир состоит из мира внешнего: физического, биологического и прочего; мира этих форм, мира социального, как особой социальной реальности человека, - и мира собственно человеческого, внутреннего мира), внутри него (а это исследовали Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм и другие) то же самое - это танатос».
(С.Кургинян.
Суть времени-34).
Да, именно «эмансипация и агрессивное отчуждение» ядерных форм «от того, что они должны обслуживать». А именно - от БЫТИЙНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СМЫСЛА! Каковой, как мы о том говорили ранее, в МИРЕ и ЖИЗНИ (см.:
От мотивации, через культурно-историческое самосознание, к бытийно-историческому смыслу, и обратно), а не в представлениях, мнениях, точках зрения, равно, как и не в самих по себе сколько бы то ни было замечательных и релевантных плодах тех самых вышеупомянутых изысканий!
Соответственно, речь об ОПАСНОСТИ отчуждения от возможности воспринять ту НОВИЗНУ и УНИКАЛЬНОСТЬ, которая содержится в ВЫЗОВАХ каждой актуально-исторической ситуации. И суть здесь в той радикальной и кардинальной перенастройке (или, просто, ПЕРЕСТРОЙКЕ!) ядерных структур, при которой историческое самосознание и историческая память сохранены, но поведение носителя этого самосознания и памяти начинает САМОнастраиваться в направлении, противоположном развитию, созиданию, и главное, САМОсозиданию и способности ТВОРИТЬ и ДЛИТЬ свою историю.
Однако, коль скоро НАШ "ключик" оказался из "каморки ЗАПАДНО-евпропейского папы Карло", как, впрочем, и многие из тех ключей, что помогали нам на нашем историческом пути, - ввиду этого, опять вернемся к содержательной стороне ДЕЛА. К содержанию в его НЕПОСРЕДСТВЕННЕЙШЕМ, - а именно, в нашей САМОСТИ. Каковая, на фоне нашей увлеченности своей "особостью", ГРОЗИТ для НАС самих превратиться в некую "вещь в себе". Последняя, по крайней мере, «умопостигаема», существуует как «идея», но ОПАСНОСТЬ в том, что двигаясь дальше в таком ПОНИЖАТЕЛЬНОМ направлении, самость для себя самой превращается в некое "Х". А если к тому же (еще ниже!) это "Х" определяется все время через отрицание (НИ Европа, НИ Азия, НИ всё на свете :/), то речь должна идти о таком чудовищном диагнозе как (культурно-историческая) ШИЗОФРЕНИЯ, т.е. - всё о том же "без ансамбля" (предыдущий пост, п.1-"а")... :-о
Так вот -
3. ОСОБЕННОСТИ национального ужаса.
а) ... ибо "от себя не убежишь". «Русские не боятся. "Страх" их не затрагивает, потому что они сами суть ужас. Не только для других, но в первую очередь для самих себя. Ужас, составляющий основу русских, делает их добрыми. Любое приходящее извне пугающее наличие гаснет в лучах их собственного ужаса. Нет ничего ужаснее русских, в этом исток их покоя и умиротворенности» (Дугин А.Г.
Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. М., 2011. С.210. Глава 9. Главка «Оппозиция экзистенциалов»).
Именно! И посему - ужас, ибо "глаза боятся - руки делают". "Боятся" не "чего", но ЗА ЧТО и КОГО, а именно - ЗА СТРАНУ И НАРОД.
Т.е., соответственно, не бояться, а УЖАСАТЬСЯ - за народ, и ТРЕВОЖИТЬСЯ - за БУДУЩЕЕ страны! И, поэтому, вся та автохтонная хтонь, перед которой "у страха глаза велики", равно, как и все заморские "хороры/трэши" и прочие "ужасы, летящие на крыльях ночи", - всё это преодолевается на раз! ... просто потому что ужаснее и тревожнее того, что связано с вышеозначенными "ЗА ЧТО/КОГО", уже и не приснится! ... ни в каком «сне разума, рождающем чудовищ».
б) ... ибо "чему быть того не миновать": К НАДЛУННЫМ ЭМПИРЕЯМ! Не было ли в прозвучавшем 51 год назад "ПОЕХАЛИ!!!" именно ЭТИХ ужасающихся/тревожащихся "ЗА КОГО/ЧТО ", - когда
«Пламень был и гром, Замер космодром»?!...
И не должны ли мы, с восторгом и гордостью усматривая в этом "Поехали!!!" СИМВОЛ совершённого нашей страной в советский период её истории ПРОРЫВА, в то же время слышать ПРИЗЫВ?! И ТРЕВОЖНО внимать ему как знаменующему БУДУЩИЕ прорывы, к которым нас взывает историческая Судьба нашей страны (=СВЕРХДЕРЖАВНОСТЬ) и которых востребует от нас Предназначение ее бытия в мировой истории (МЕССИАНСТВО)!
И внимая этому призыву, не должны ли мы с УЖАСОМ взирать на то, ЧТО мы с нашими "делами", "словами", "мыслями" являем сегодня?!...
«Слышишь дальний гром?
Видишь: это он
Вновь идет на космодром...»!!!
P.S. Ужасайтесь, друзья, ужасайтесь!... "Рожа кирпичом" - это еще не признак отваги! ;-) Ужасайтесь!...