Продолжение описания
пешего путешествия из Тувы в Бурятию. Ранее было
озеро Ноян-Холь Пищуха - родственник зайца, или наоборот
Способность нашего разума познавать даже в принципе не сопоставима с масштабами вселенной. Потому что механизм ума именно приспособление к условиям, нежели пренебрежение ими ради идеи. Однако, вселенная настолько велика и разнообразна, что не может быть инструмента для того, чтобы заглянуть в самые заковыристые уголки этого величия. И инструмент этот не может быть далее от вас, чем собственные глаза, руки и ноги. Это ещё одна причина именно путешествовать.
Карта района путешествия Первые дни вдоль северного берега озера Ноян-Холь стали настоящим испытанием для любого, особенно начинающего таёжника, такого как Аня. Мне уже в чем-то и привычно, и спокойно, потому что, выбирая направление, я ошибаюсь всё реже и наверняка знаю - опыт позволяет. Но для человека, шагающего по звериным тропам пересеченной местности впервые и сомневающегося в выборе из-за отсутствия опыта, Ноян может показаться и непреодолимым.
Всё началось с дождей. 10 августа моросило до 14 часов, потом ещё ждали, как просохнет. В итоге вышли только в 17 вечера! С целью дойти-таки до ручья, окаймляющего скалы Тоскыл с юга. От самого западного берега до него всего ничего - 10 км. А на деле получается - день пути.
Самый дикий и прекрасный зверь!!!
Дорога поначалу случилась лучше вчерашней: меньше скал, тропа. Однако, километра через полтора набрели на завал. Звериная тропа загодя стала обходить его, и слава богу, что мы, придерживаясь её, ушли выше и тем обогнули препятствие. Неопытный путешественник здесь залез бы в такие дебри, из которых выбирался бы неделю.
Это было уже перед самым ручьём, о котором я грезил вот уже второй день. Думал: раз не случилось взобраться на склоны озера и вершину Тоскыл 1641 м в самом начале, то теперь я уж точно дождусь погоды и осуществлю этот манёвр - но и этим планам не суждено было сбыться.
Второй завал поджидал нас как раз на самом ручье. Здесь обойти мы уже не смогли - завал простирался далеко вверх, тропа рассеивалась. Животные ходят, как случится. Моя идея отправиться вверх по ручью на озеро и вершину Тоскыл окончательно пошла прахом - склоны обожжены пожарами многолетней давности, там сам черт ногу сломит.
Расстроился конечно, ведь хотелось сходить на вершину, посмотреть на кедрачи. А по факту оказались посреди старой гари: на Гугле этого видно не было. 400 метров от ручья пробирались часа полтора, вымотались. Поваленные стволы впереди, поваленные стволы позади, всё вперемешку, крест-накрест, иногда в несколько ярусов. И низа не разглядеть, что там, корни ли, ямы или что - буйствуют заросли чёрной смородины.
Иногда, чтобы пройти, так и шагаешь по стволам: взобрался на один, с него перешагнул на другой, перелез на третий - так ломаной линией и пробираешься вперёд. На ночлег расположились на более-менее открытом месте, у воды. Ровных участков с момента ночевки, пригодных для лагеря, так и не встречалось. Конца завалу тоже не было видно. Я расстроился - хотелось насмотреться красоты.
11 августа. Выяснилось, что завал продолжается на 1.5 км от ручья, до курумника, некогда и остановившего пожар. Вышли в 14-30 и пробирались эти 1.5 - 2 км до самого вечера. Стволы лиственниц здесь почти метрового диаметра лежат в метрах над землёй, как китайские автобаны над городами. За курумником по склонам и кустам повела узкая кабарожья тропа - Аня, звери спокойно пролазят между деревьями, а я по габаритам ну совсем не прохожу. А тут ещё скалы, стволы поперёк, вода... Не завалы, но тоже тяжёлая дорога: лес и умыл, и причесал.
Полоса между склоном и озером порой не больше нескольких метров, на котором молодые кедры тенистым частоколом, кусты, валежник. К 21 часу добрели до гранитных скал - всего километра 4 за день.
Скала оказалась естественным навесом, я наприспосабливал палочек для сушек и полок, получилось уютно.
Обжились!!
Палатку ставить негде, да и незачем. Сил рыбу ловить тоже - совсем нет. Эти завалы и продирание сквозь кусты достали даже меня - да, пакрафт бы здесь совсем бы не помешал! Надо апгрейдиться.
Приспособились. Бересту на полку - подсушить
Маралятина закопченная на портянках - что может быть экзотичнее?
Чай со смородиной в Тыве - рядовое явление. Смородины в Сибири растет около 40 видов
На маршруте Аня стала сильно тормозить - ждал её по 10, 15, потом и 20 минут. Ей тяжело, но это размазывание времени приводит к его потери. Кое-как подогнал её, но всё равно до ровных мест не успели.
Ещё незрелые кедровые шишки можно использовать в пищу, если запечь в углях
Ночью, утром моросило - но мы и не заметили, проспали под скалистым навесом, как в уютном доме. Ночлег восхитительный: скалы сохраняют несколько кв м. сухого пространства, ни капли не залетает.
Как и все последние три дня, сегодня тоже оказалось сумрачно, холодно, грустно. В такие дни лучше всего чувствуется, что в жизни главное это жить в мире со всем и в радости, всё остальное без этих основных величин становится бессмысленным. Восточный Саян так и затянут синевой. Но к вечеру облака вдруг распались по сопкам, как длинные листья распускающегося лотоса, стало просвечивать. На ужин суп из трутовиков, маслят. Встречаются подосиновики, подберёзовики. Белых нет.
Вот какая семейка путешественников!
Продолжение Вдоль горы Дустуг