Лето - уникальное явление не только как постфактум ледниковой зависимости, но и ответственное дело каждого. Ибо сколько таких сезонов в вашей жизни? Шагнул на раз-два, и привет, - то есть, всего шагов 30. Поэтому я и решил снова провести его похуже. На этот раз в пешем маршруте, километров так на 500. Сначала перейти из Тувы в Бурятию (300), потом по Забайкалью - как раз под красочную осень, то есть август - сентябрь. Может быть, Кодар. И вот что получилось.
парни Новосиба
Маршрут вышел такой: Кызыл - пос. Тоор-Хем - оз. Найон - пос. Чезылар - р. Соруг - перевал на Чойган - ур. Чойган - Орлик - Монды - Улан-Уде - Баргузин - ур. Умхей - 110 дорога БАМа. Планов настроил… На весеннем слете АВП познакомился с Аней Ми (она же фигурирует под именами Мешалкина, Машинкина, Масюкова, Мосявкина) из Ростова - с ней и поехали. Аня села в автобус, и 10 июля была в Москве.
Перекур!
Недельку мы прособирались: шили навесные карманы, закупались продуктами и билетами - и 17 стартанули. И понеслись зарисовки из жизни, притчи самой Дороги. Моя мама нашла Ане летнюю обувь с золотыми «запонками», навесные карманы получились как крылышки, и с вьющимися золотыми локонами Аня даже в дорожной одежде ещё более стала смотреться ангельски. Особенно порхая по заборам в обход турникетов электричек. Её образ голубоглазого ангела меня особенно трогал в моменты, когда Аня испытывала жизнь на предмет её бренности, например засыпая в обочине прямо у дороги, и тогда я всё больше начинал улыбаться. «карманы болтаются» - сказала она уже в аэропорту, когда мы поторопились. Нет, отвечаю. Это крылья трепещутся.
Скажи "Нет!" электричкам
Самолёт в Новосибирск был с пересадкой в Тюмени: все 15 часов мы продрыхли, расстелившись в полутёмном уголке. Возвращаюсь в транзитную зону. Тут с меня потребовали багажные бирки, которые нам почему-то не дали заведомо. И тут началась эта «война с ветряными мельницами», столь распространённая в России, когда люди замерзают на центральной трассе в сугробах Оренбургской области лишь потому, что вся техника МЧС отогнана воевать в Донецк. Мол - где бирки? Почему не взяли? Ваш багаж по габаритам не проходит. Я говорю: «А как же ранее прошёл?» Сминаю спальник - он начинает проходить по габаритам, разбираю вещи - пытаюсь одеть их все на себя, чтобы уменьшить объем, пытаюсь что-то доказать, чтобы элементарно продолжить полёт, за который сам заплатил. Повторяю одно и то же: я это сомну, это одену, и всё пройдёт по габаритам, вы же понимаете, что ваши требования условны, ибо как мы без спальников и других вещей можем ожидать рейса 15 часов? Зачем требовать того, что в принципе не существенно? Заставлять совершать меня бесполезные действия? Ответ один: «Таков порядок!» А в итоге получается бардак: нервотрёпка, очередь. И кто страдает? Маленький человек. Пока штаны не разодрал - бесполезно. Молодая и глупая, перспективы не видит, зато всё «по правилам». Вот так и выходит, что занимают посты, а потом законы придумывают одни, а реалиями этих нововведений живут другие. Как вот эта дама - работает, порядок соблюдает, отчетность ведет. А люди?
Знойная Сибирь!
В Новосибе тормознули в районе Энергетика у Михаила Иванова - поэта, певца и просто человека, благословляющего путешественников на ночлег в сыром, ещё простуженном зимой городе. Тут пришёл его друг Павел и они устроили нам концерт авторской песни с помощью гитары и импровизированных барабанов - пластиковых баклашек из-под краски, затянутых скотчем. Не только нам, но и соседям понравилось, ибо в этот раз, как заметил Миша, они что-то молчат. 19 болтались по Новосибу, Аня всё переживала из-за предстоящего похода и даже стукнула меня кулачком. «Какие мужчины тебя обидели?» - говорю. И повторил одну из своих любимых формул счастья: «Прости. Прими. Подари». Формула простая, но практиковать её можно годами. Чтобы прощать, к примеру, нужно сначала разобраться кого, за что и какую роль ты сам играешь в этой ситуации. Принять - тут уж откровенно себя нужно со всеми за и против, что по идее только наоборот - растит обиду и отгораживает от людей. А уж с подарками задача всегда не из лёгких, ибо чаще бездействие несёт вреда меньше, чем упорный труд. Надеюсь, когда-нибудь я доберусь до философских записей и опубликую их на пользу всем, пытающимся разгадать смысл жизни и себя понять.
Вечером приехала путешественница Лиза, как раз из Тувы - куда мы собираемся. Спросила маршрут. Аня что-то смеется, и тут Лиза: «О, пока ещё смеётся». И мы тоже посмеялись, ведь и правда. 20 автостопом приехали в Кемерово, остановились у друзей Лизы, журналистов Михаила и Ангелики. Интересная у них история: дружили с 15 лет, и долго обоих жизнь мотала, сошлись лишь в зрелом возрасте - поняли наконец. И это ещё не худший вариант того, что я называю «потеря преемственности» - определённого процесса отторжения человеком законов природы. Михаил и Геля всю жизнь работали, и совсем недавно наконец переехали в частный сектор, поближе к земле - огороду, животным. Обзавелись мечтой, черпая силы друг в друге. Мне было немного грустно смотреть на них, счастливых, на своём месте только сейчас, спустя много лет. Уже обрастающих болячками, растерявших драгоценное время - быть вместе. И всю жизнь их отвлекал друг от друга нескончаемый труд, который и сегодня приносит лишь малые плоды - живут с огорода, как по-видимому 80% населения России, хоть многие и городские жители. Узнали про Дом Для Всех на Алтае - и впервые проехали стопом! И это не чуть ли единственное их путешествие вообще. Одно из ярких впечатлений Ангелины в жизни - покупка пальто. «Жили в коммуналках, а тут у нас впервые появилась ванна!» - говорит Ангелика, и предлагает - мойтесь! Отдыхайте! Ешьте с нами! И даже благодарности не ждут. Вот она, русская душа. Даётся ей вся любовь изначально, и если не отвратит ум, не разведёт чужая воля, не разрушит - будет она сиять чистотой даже в самых тяжёлых условиях. Мне так и хотелось говорить тогда банальную, но вдруг очевидно прозвучавшую большим смыслом фразу: люди! Любите друг друга! А если расстаётесь - стремитесь встретиться вновь. Ибо только плечом к плечу вместе вы - сила.
Кемерово. Завтрак
21 выбрались из Кемерово - подвёз узбек. Ругал дороги на чем свет стоит, особенно поворотики. Ну ведь правда, почему не делать прямые автобаны? Зачем повороты? Потом был Саша из Ачинска, снова потеря преемственности: курево, водка - эти вечные протесты, второй брак, разрыв в возрасте 20 лет. В путешествиях я чаще убеждаюсь в том, как же мы отошли от природы, что вот такие простые вещи, как семья, стали почему-то для нас неимоверно сложными, чем в обратном. Саша так отозвался о нашей поездке: «Куда? В Туву? Там дикий край! Вот до Красноярска ещё ничего, потом к Монголии всё ниже, а за Абаканом как тоннель в горах - и вот там то, в самом низу, затерялся этот Кызыл». В сторону Абакана вёз Сергей: «Что? Крым? Какая экономика? Производства в Назарово позакрывались окончательно, ездим теперь работать в Ачинск, 20 тысяч - отличная зарплата. Экономики нет!». И перевёз нас через всё Назарово, чтобы мы не болтались по поворотикам.
Аня после: «Как же я устала от вашего мата!» А я и не заметил. «Что, он матерился что ли?» - спрашиваю. Так она даже процитировала в сердцах про готовку щей: «нае…ил мяса, капусты нах…ил и пиз… ул картошечки». Мне уже понравилось.
Идем мимо кафе - и началось. Услышали про Туву, и давай: «Да куда ж вы? Там в 1989 головы русских к памятникам складывали». Следующая машина подвезла километров на 100. Первые 50 км от Ачинска леса, а потом открытые пространства. Прошли немного вперёд - озеро, здесь и остались. Жарко - искупались. До Кызыла ещё 800 км.
Вид на красноярское море
22. Полдня до Абакана. Пейзажики так смотрю - уже ничего! Нам повезло, что водитель, Денис, ехал в Минусинск - перевёз через город, а то столько там развязок - с ума сойдешь, пока переберёшься. Остановил нам у магазина - на самом выезде.
Абаканская принцесса встречает вас на въезде в город. Местные называют её "попрошайка".
Покушали, спустились к заправке, и почти сразу же уехали до Шушинского. Ночевали прямо у трассы и реки. Интуитивно - расположились за бугром, где ни палатки, ни костра с дороги не было видно. Только комары нашли. Жарко, накупались.
23 июля. Еле собираемся. Аня: «Бесполезно будешь махать рукой. Вот почувствую силу Земли - тогда только уедем». Я усмехнулся, но ведь так и вышло. Причём - дважды: повторилось вчера. Водитель, подвезший нас, ехал сразу в Кызыл.
Продолжение
Кызыл: Азия в Сибири