КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СООБЩЕСТВУ
"АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"
СОСТОЯНИЕ НАСЛЕДИЯ:
УТРАТЫ
Погибшие памятники архитектуры, информация о разрушениях, факты сносов, пожаров; фотографии утраченных объектов ВАНДАЛИЗМ
Информация о преднамеренном повреждении памятников, о сносах, пожарах, фактах искажения их облика, некачественном восстановлении ПОД УГРОЗОЙ
Памятники, находящиеся под угрозой сноса, разрушения, искажения архитектурного облика РУИНЫ
Памятники, находящиеся в полуразрушенном состоянии РЕСТАВРАЦИЯ
Информация о проводимой реставрации памятников, о ее результатах и связанных с ними дискуссиях. Воссозданные памятники архитектуры МАРТИРОЛОГ
Утраченные памятники архитектуры, погибшие в ХХ веке в результате антирелигиозной компании, в ходе войн, реконструкции городов, затопления территорий и т.д.
Фотобаза по наследию, которое уже невозможно увидеть своими глазами АРХИВНЫЕ ФОТОГРАФИИ
Старые виды архитектурных ансамблей и памятников, в большинстве случаев не сохранившихся до нашего времени или дошедших с изменениями ПУБЛИКАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ НАСЛЕДИЯ:
А.В. Чекмарёв, М.Ю. Коробко.
Хроника вандализмов-2002 А.В. Чекмарёв.
Хроника вандализмов-2004 А.В. Чекмарёв, А.В. Слёзкин.
Хроника вандализмов-2006 А.В. Чекмарёв, А.В. Слёзкин.
Мартиролог А.В. Чекмарёв. Наблюдения о состоянии архитектурного наследия в России.
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3.
А.В. Чекмарёв, А.В. Слёзкин. Памятники церковной архитектуры сегодня. Проблемы и угрозы.
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6.
ИЗУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:
ОИРУ
Информация о деятельности Общества изучения русской усадьбы (Москва)Материалы об экспедиционных поездках ОИРУПрограммы поездок и отчеты об экспедициях ОИРУ ИНФОРМАЦИЯ
Информация о событиях в сфере охраны наследия, о научных конференциях,
заседаниях, акциях, изданиях и т.д. ПУБЛИКАЦИИ
Исследовательские материалы по истории отдельных памятников,
творчеству архитекторов и т.д. НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ:
А.В. Чекмарёв. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконографический образец.
Часть 1. Несбывшийся замысел Петра. Часть 2. Новая святыня столицы. Часть 3. Под высочайшим покровительством. Часть 4. Вариации типологии. А.В. Чекмарёв.
Двухколоколенные храмы в усадьбах графа П.А. Румянцева-Задунайского А.В. Чекмарёв. Казанская церковь-усыпальница в усадьбе Ярополец Чернышёвых: новые открытия.
Часть 1 и
Часть 2. А.В. Чекмарёв.
О судьбе забытой усадебной копии Чесменской церкви А.В. Чекмарёв.
Об авторстве Рождественского собора в Липецке А.В. Чекмарёв.
«Потерянный рай»: Покровская церковь в усадьбе Репец Липецкой области А.В. Чекмарёв.
Забытые храмы Гжатской вотчины князей Голицыных А.В. Слёзкин. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. А.В. Слёзкин. Церковь Покрова в Пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. А.В. Слёзкин. Поизведения архитектора А.П. Аплаксина в контексте храмостроения неорусского стиля.
Часть 1. Часть 2. А.Н. Яковлев. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Прототипы и повторения.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. М.Ю. Коробко.
Архитектор Матвей Казаков: материалы к биографии М.Ю. Коробко.
Московский архитектор Родион Казаков (1758 -1803): материалы к биографии М.Ю. Коробко.
Возвращение «Святой Анны»: Дом Н.А.Дурасова в усадьбе Люблино М.Ю. Коробко.
Церковь в усадьбе Узкое М.Ю. Коробко. Московские усадьбы. Алтуфьево.
Часть 1. Владельцы и гости. Часть 2. Памятники архитектуры. Ф. Рагин.
Об одном памятнике неорусского стиля в Царском Селе Ф. Рагин. Императорские мосты.
Часть 1. Часть 2. Ф. Рагин.
Неоконченные стройки империи АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПО РЕГИОНАМ:
МОСКВА
Памятники архитектуры столицы России, историческая застройка, стили и направления МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Ансамбли и памятники бывшей столицы Российской империи, историческая застройка, ансамбли пригородов ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ РУССКИЙ СЕВЕР
Архитектурное наследие северных территорий, каменная и деревянная архитектура городов, монастырей, сел, погостов, феномен русского деревянного зодчества УКРАИНА БЕЛОРУССИЯ ТИПОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:
ГОРОДА
Ансамбли и памятники городов, рядовая застройка КРЕПОСТИ
Фортификационные сооружения разных эпох, средневековые кремли, остатки стен и башен, бастионные крепости Нового времени ЗАМКИ
Феодальные резиденции укрепленного характера, распространенные в западных территориях - на Украине, в Белоруссии, Латвии и т.д. МОНАСТЫРИ
Монастырские комплексы разных христианских конфессий ХРАМЫ
Архитектура храмов разных христианских конфессий УСАДЬБЫ
Городские и загородные усадьбы дворян, промышленников и купцов, дворцово-парковые ансамбли императорских и аристократических резиденций ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА
Памятники деревянного зодчества в городах и селах, деревянные храмы, усадебные дома, городская застройка, крестьянское жилище АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ ПРОШЛОГО:
ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА
Общее определение архитектуры, охватывающей период со времен Киевской Руси XI века до начала петровских реформ в конце XVII века, развивавшейся на территориях древнерусских княжеств и единого Русского государства. Одна из средневековых архитектур православного "византийского мира" ГОТИКА
Архитектурный стиль средневековой Европы XII-XV вв., получивший распространение в т.ч. и на ее восточных окраинах - прибалтийских, украинских и белорусских территориях. УЗОРОЧЬЕ
Архитектурный стиль Русского государства (и в первую очередь, Москвы) с 1630-х гг. до конца XVII в. (в провинции дольше), времен первых Романовых - царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ
Стилевое направление в русской архитектуре 1680-1710- х годов (в провинции продолжалось дольше), связанное со строительством семейства Нарышкиных (родственников второй жены царя Алексея Михайловича, матери Петра I) и подражанием ему. В рамках нарышкинского стиля также рассматривают строительство Строгановых ("строгановское барокко"), Голицыных и других аристократических семейств. Иногда называется «московским барокко» или «нарышкинским барокко». МАНЬЕРИЗМ
Постренессансная европейская архитектура середины XVI - начала XVII вв. с чертами приходящего ей на смену барокко, задержавшаяся в Восточной Европе до начала XVIII века, характерна для западных территорий - Украины, Литвы и Белоруссии. БАРОККО
Под определенением «барокко» подразумевается широкая и разнообразная панорама развития стиля от начала XVII века (в Литве, Белоруссии и Украине) до конца XVIII и даже до начала XIX вв. в русской провинции (самобытные региональные школы - т.н. «вятское барокко», «устюжская школа», "тюменско-тобольская школа" и т.д.). Наиболее близок к европейскому барокко столичный вариант стиля в эпоху императрицы Елизаветы Петровны в сер. XVIII в. ("растреллиевское барокко") КЛАССИЦИЗМ
Распространившаяся с 1760-х годов в Российской империи (а также в Польше, Литве, Украине и Белоруссии) архитектура европейского неоклассицизма XVII- первой половины XIX веков, получившая в отечественном искусствознании название «классицизм». В русском классицизме выделяют три основные стадии - ранний (французское влияние, 1760-е - 1770-е гг.), строгий (палладианство, 1780-е - 1790-е гг.), высокий (или ампир, также александровский и николаевский классицизм, 1800-е - 1830-е гг.) АМПИР
Романтизированное направление внутри классицизма ("высокий" классицизм), распространившееся в начале XIX века и идущее из Франции от милитаризированного «стиля империи» Наполеона. Расцвет ампира в России связан с темой триумфа в Отечественной войне 1812 г. ПСЕВДОГОТИКА
Стилевая линия, ориентированная на интерпретацию форм и мотивов средневековой готической архитектуры Европы (отчасти и допетровской Руси, понимаемой как собственная готика), была распространена в России со второй половины XVIII века и служила альтернативой господствующему классицизму. В литературе называется также "готическим стилем", "готическим вкусом" и неоготикой (ее поздняя стадия с сер. XIX в.) ЭКЛЕКТИКА
Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распространенная с 1830-х гг. до начала XX века, известна также как архитектура «периода историзма». Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику, а также под национальные стили РУССКИЙ СТИЛЬ
Направление внутри эклектичной архитектуры середины и второй половины XIX века, ориентированное на использование форм и особенно декора древнерусской допетровской архитектуры. Выделяют официозный русско-византийский стиль ("тоновский", произведения К.А. Тона и его последователей), эклектичный русский стиль времен Александра II и Александра III, ропетовский стиль (произведения И. Ропета и близкая к ним в основном деревянная архитектура) ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
Направление внутри эклектичной архитектуры второй половины XIX века и начала XX, обратившееся к мотивам средневекового византийского зодчества, особенно распространилось в храмостроении МОДЕРН
Разнообразная архитектура модерна рубежа XIX-XX веков вобрала в себя несколько ярких самостоятельных явлений, повлиявших на характер стиля в России и окраинах Австро-Венгрии (Западной Украине) - «франко-бельгийский модерн», «венский сецессион», скандинавский «северный модерн» и т.д. Соответственно, существует в разных традициях под разными наименованиями - «ар нуво», «сецессия», «югендстиль» (в Прибалтике) и т.д. НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ
Самобытный стиль начала XX века, пытавшийся творчески переосмыслить традиции древнерусского зодчества и соединить их с эстетикой и принципами модерна НЕОКЛАССИЦИЗМ
Возрождение классических традиций в архитектуре начала XX века, с опорой на европейский ренессанс и особенно на русский классицизм XVIII-XIX веков КОНСТРУКТИВИЗМ
Архитектура советского авангарда 1920-1930-х годов СТАЛИНСКИЙ СТИЛЬ
Советский ("сталинский") неоклассицизм 1930-1950-х годов, обращавшийся к образам античности, Ренессанса, классицизма XVIII-XIX веков/ Cтиль «советской империи», иногда частично соотносится со стилем ар деко