«...С распространением христианства в России волхвы оказали сопротивление Церкви, которая немедленно начала принимать против них меры. Первоначальная летопись, многократно упоминающая о волхвах, дает любопытный рассказ о столкновении волхвов в Ростовской обл. с княжеской властью (1071); в том же году в Новгороде волхвы привлекли на свою сторону весь народ, который возмутился против епископа, восстание было усмирено хитростью. После окончательного торжества христианства за волхвами сохранилось только значение кудесников, служителей дьявола, лиц, обладающих оккультными средствами для предугадывания будущего, указания местонахождения потерянных или украденных вещей, насылания болезней и т.п. Так, Азбуковники дают следующее определение деятельности волхвов: “чародеи и волхвы, написующе бесовская имена, дают их простым людям, повелевающе им тоя имена носити; иногда же и на ядь какову написующе или над питием именующе - дают та снедати простой чади”. Церковь не перестает с XII в. принимать репрессивные меры против волхвов. Она лишает их причастия, даже отлучает (“Кормчая книга”) приходящих к волхвам от Церкви и т.п. Иногда эти меры еще более суровы. Так, в 1227 в Новгороде власти приказали сжечь четырех волхвов. Поучения Серапиона Владимирского показывают, что порою и сам народ расправлялся с волхвами, видя в их деятельности причину всяких несчастий.» http://hrono.ru/religia/spravka/volhvy.php
Конечно, уже непонятными, потому что говорили заклинания волхвы на языке Чуди, уже неясном тем, кто переходил на славянский новояз в ходе крещения, и за 2-3 поколения забывал исконные языки - см. https://new-etymology.livejournal.com/645.html .
Индо-германистские этимологи, обнаружив одно и то же слово волхв в некоторых славянских языках и северо-русских диалектах, с одной стороны, и во всех прибалтийско-финских языках (языках народа Чудь), с другой стороны, тут же поспешили заявить, что и это-то слово «финны» «позаимствовали» у «славян»: «...Из др.-русск. заимств. финск. velho «маг», эст. võlu «ведьма»: https://ru.wiktionary.org/wiki/волхв
Это неправда. Данное слово не требовалось «заимствовать», только если под «др.-русским» не понимать язык народа Чудь, частью языка которого эстонский и финский и являются.
В слове волхв суффикс -v, -в - суффиксное окончание, приставляемое к корневой части глаголов, в результате чего получается «субъект действия в настоящем», действительное причастие настоящего времени:
И, где магия, чародейство, там и обман, кривизна. Волх-оборотень, по языческим поверьям, к десяти годам постигает «хитрости - мудрости»: оборачиваться то «ясным соколом», то «серым волком»:
Ср. Вила (самовила, самодива; болг. и серб. вила; макед. самовила; хорв. и словен. vila; словацк. víla; пол. wiła; болг. орисница) - в верованиях и фольклоре южных славян и отчасти словаков женское мифологическое существо, наделяемое преимущественно положительными свойствами. Может, однако, мстить человеку за причинённое ей зло, что сближает её отчасти с русалкой. Описывались как стройные очаровательные (редко - безобразные) девушки с длинными (иногда до земли) распущенными волосами и крыльями, одетые в длинные волшебные платья или покрывала, под которыми они скрывают ноги с копытами. Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями «запирать» воды. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Этим нередко пользовались молодые мужчины. Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. Но такой брак никогда не заканчивался удачно. Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала (~ увиливала). Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца. Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой. Культ вил и их связь с колодцами известны по болгарским источникам с XIII века, где их называют «самовилы» и считают девушками, умершими без крещения. В болгарской народной поэзии встречается упоминание о юдах - вилах, отличающихся враждебным отношением к людям. Первоначально слово «юда» имело различные значения: могучая, коварная, вертлявая, сварливая, злобная по отношению к виле. В дальнейшем юда стала синонимом слов вила, самодива, самовила. У болгар из-за созвучия происходило смешение юды с Иудой, что послужило поводом для выделения её в самостоятельную фигуру фольклора. На западнославянских территориях вилы описываются как умершие девушки, которые не могут упокоиться и способны причинить зло тем, кто их обидел при жизни (Cр. с русскими русалками-утопленницами и украинскими мавками). У немецкого поэта XIX века Генриха Гейне вилии описаны как призраки-танцовщицы девушек умерших до свадьбы. Они могут встретиться ночью и исчезают на рассвете. Одеты в подвенечное платье, с венками и кольцами. Если встретят на большой дороге ночью молодого человека - вовлекают со смехом и обаянием в танец, и танцующий умирает. Генрих Гейне писал, что эта легенда славянского происхождения. Он уподобляет их эльфам (феям) и вакханкам. Славянских вил, русалок, полудниц и т. д. Буслаев и Афанасьев сопоставляли с немецкими эльфами и валькириями. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вила
Аналогично, для арбуя, связанного с arp, р.п. arpu, арх. warp, р.п. warbu [арп, арпу, варп, варбу] (эст.), vuorbi [вуорби] (саамск.) - орудием для ворожбы или гадания; и с действием varázsol [варажол] (венг.) - заклинать, ворожить; и однозначно связанного русского слова врач - имеется и глагол врать. См. https://new-etymology.livejournal.com/5031.html
----
Для вульфа и волка, однако, возможна и связь со звуком волчьего воя: