Как ковался капитал … президента

Jun 19, 2013 20:29


В последнее время бытует мнение, что правительство относится к бюджету государства, как к собственному карману. Лично я считаю такое мнение глубоко ошибочным. Ни один здравомыслящий человек не будет относиться к своим собственным сбережениям с такой расточительностью, как наш Кабинет Министров. При этом, ничуть не волнуясь о том, какой результат получает в результате подобной щедрости.


Весь прошлый год в нашей стране прошел под знаменем борьбы за рост угледобычи. Причем растущие расходы бюджета на помощь убыточным шахтам преподносились под соусом «борьбы за энергонезависимость». Первоначально 10 млрд. грн угольных бюджетных дотаций до конца года выросли до 15 млрд. Добыча угля действительно превысила все прежние показатели, но тут выяснилось, что лишний уголь никому не нужен. И  то время, как в соседней Европе потребление угля растет, склады на украинских шахтах оказались заполнены продукцией. Сворачивание производства в Украине снизило потребление электроэнергии и ТЭС тоже оказались забитыми «до отказа». К началу лета у энергетиков скопилось более 5 млн. тонн угля, хотя такие запасы формировались лишь накануне отопительного сезона. В результате добыча угля пошла на спад, в парламенте зазвучали призывы увеличить угольные дотации вдвое (с 9,5 млрд. грн до 20 млрд.). Затем и Укрзализныця с начала года сократила перевозки угольной продукции на 7,4%.
Как и прежде, власть не придумала ничего более оригинального, чем покрыть убытки одной отрасли за счет другой. Не забывая при этом и о собственных интересах. Во время недавнего визита в Донецкую область Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, утешая изрядно упавших духом шахтеров, заявил, что близится конец всех их страданиям и разочарованиям. А все потому, что правительством готовится решение снизить железнодорожный тариф на перевозки угля, что упростит его экспорт. Но в отношении эффективности таких мер есть вполне обоснованные сомнения. Сейчас себестоимость добычи отечественной угольной продукции на государственных шахтах ВТРОЕ! превышает цену ее реализации. И транспортные затраты там занимают отнюдь не самую значительную статью расходов.

К тому же есть сомнения и в том, что сама Укрзализныця «потянет» снижение доходов по основной статье баланса. В отдельных случаях железнодорожники предоставляют льготы и скидки. Не так давно в Мариуполе местные металлургические предприятия заключили соглашение с администрацией ж/д транспорта об удешевлении перевозок металлопродукции в местный морской порт. Укрзализныця предоставила для Азовстали и ММК им. Ильича скидку в 20%, но взамен получит дополнительно 40 млн. грн. от перевозки в черте города 3,2 млн. тонн стали и проката. Но не стоит забывать, что сами металлурги тоже пошли на лишние затраты. Отказ от городских автоперевозок в пользу «вагонного» способа доставки дополнительно обойдется Азовстали в 1,5 млн. грн за месяц, а ММК им. Ильича - 3,2 млн. грн.
Тем временем, заявленные министром Ставицким льготы по угольным перевозкам касаются значительно большего объема грузов. За 2012 год Укзализныця перевезла более 122 млн. тонн угольной продукции и на значительно большие расстояния. Поэтому причину такой щедрости угольно-энергетического министра стоит искать в другой плоскости. В личностной...

В нашей стране уже ни для кого не секрет, что экономический авторитет президента стараниями его старшего сына растет, как на дрожжах. Повышенный интерес исполнительной власти к развитию угольной отрасли по времени совпал с созданием Александром Януковичем двух швейцарских фирм по экспорту украинских энергоносителей. Если в 2012 году эти фирмы продали в Европе всего лишь 200 тыс. тонн украинского угля, то на этот год были заявлены планы по пятикратному росту экспорта. Прошлогодний рубеж компания сына президента преодолела всего лишь за три месяца. Поэтому снижение тарифов на перевозку угля как раз и должно ощутимо снизить затраты этой посреднической структуры. Ведь не обладая ни одним угольным активом в стране, компания Мако совсем недавно стала владельцем сразу пяти обогатительных угольных фабрик. А для экспорта угля большего и не нужно! Все расходы шахт покроются бюджетными средствами, а переработанный на фабриках угольный концентрат по сравнительно низким тарифам можно будет гнать в Европу составами. Но только бюджет страны, руководимой таким «предприимчивым» президентом, от такой деловой активности не получит на копейки.

Мако, Янукович, Мариуполь, ММК им. Ильича, уголь, тарифы, Азовсталь, Укрзализныця, экспорт

Previous post Next post
Up