За несколько минут до подписания Меморандума о мерах господдержки предприятий горно-металлургической отрасли руководители крупных предприятий еще не знали, каким будет окончательный текст документа. И в этом стоит отдать должное аппарату Кабмина. Умение держать в секрете содержание проекта меморандума спасло исполнительную власть от очередного конфуза. Если бы руководителям пяти крупнейших металлургических холдингов страны заранее было известно, что им собираются подсунуть на подпись, ни один из них не приехал бы на встречу с премьером.
Продолжение. Начало:
Государственная программа надувательства О том, что поддержка основной экспортной отрасли страны требует больших объемов преференций и более четкой детализации заговорили уже к середине весны. К тому времени небольшое оживление в секторе выпуска стали и проката снова сменилось затяжным спадом, а дыра в бюджете заставила правительство что-то все же предпринять.
Первая попытка была предпринята весной. Но затем,
по аналогии с льготами для ферросплавных заводов Игоря Коломойского Кабмин решился пойти на уступки и подписать с металлургами «джентльменское» соглашение. Просочившийся в СМИ первоначальный вариант вызвал немало вопросов и сомнений. Но вот перечень льгот и обязательств, на которые Кабмин в конечном итоге согласился, вообще выглядит полной несуразицей.
Меморандум невзаимных обязательств
В итоговой версии Меморандума все ранее обсуждавшиеся обязательства предприятий ГМК сохранились. Они должны сохранять уровень загрузки предприятий, не снижать финансирование социальных программ, своевременно выплачивать зарплату и обеспечивать своей продукцией внутренних потребителей по ценам не выше мировых.
Однако все эти факторы зачастую от металлургов и не зависят. Загрузка оборудования определяется спросом на продукцию. И если продать ее в прежних объемах не удается, то работать «на склад» заводы смогут месяц-два. Далее либо закончатся оборотные средства, либо свободные складские площади.
Отсутствие выручки от реализации не позволит выплачивать зарплату и спонсировать местные социальные мероприятия. Кредиты для этих целей руководство предприятий точно брать не будет.
С уравниловкой в ценах тоже получается интересная ситуация. Экспортная продукция всегда будет стоить дешевле, ведь государство возвращает продавцу сумму НДС при вывозе товара за границу. Или Кабмин планирует отмену этой формы стимулирования экспорта?
Всем, кому я должен, я прощаю?!
В то же время список своих обязательств перед горно-металлургическим комплексом Кабмин существенно сократил. Из текста документа к моменту подписания исчезли предложения о том, чтобы предприятия могли оставлять у себя 50% экологического налога для реализации природоохранных проектов. Отказался Кабмин заморозить ставку налога на недропользование, плату за землю и экологический налог. Не согласилось правительство также дать льготы на ввоз импортного оборудования и запчастей для модернизации. Поэтому все
начатые в прошлом году проекты Метинвеста по модернизации оборудования своих заводов могут остаться «лебединой песней».
Ведь теперь для дальнейшей реализации проектов, которые не только улучшат качество продукции, но и экологию, придется найти заемные средства на $360 млн. для закупки техники и оплаты строительных работ. Затем за импортное австрийское оборудование заплатить все пошлины и НДС и перечислять проценты за пользование кредитными средствами. И только потом, по завершении строительства, примерно после 2016 года пойдет возврат вложенных средств.
Льготу по упразднению НДС на операции с ломом и отходами, которую металлурги предложили продлить на три года, Кабмин также вычеркнул из меморандума. Точно так, как отказался отменить импортную пошлину на ввоз металлолома и ферросплавной продукции. Что осталось в итоге?
Это - мне, это - опять мне, это - снова мне. Я себя не обделил?
Правительство обязуется пойти на три уступки. Первая - «рекомендовать» ограничить рост тарифов на железнодорожные перевозки на 5% от уровня 2012 г., а тарифов на электроэнергию - на 5%. Далее - «рассмотреть возможность» предоставления госгарантий для модернизации металлургического производства. И третье - обеспечить оперативный возврат уплаченных авансом всех сумм налогов, в первую очередь налога на прибыль. Но с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом.
Подобная скупость, по крайней мере, нелогична.
Для ферросплавных заводов тарифы на электроэнергию не то чтобы ограничивали в росте, а сразу снизили почти на 30%. Для перевозки угля на экспорт транспортный тариф тоже собираются снижать. Ну, тут понятно,
экспортом угля в Европу за последнее время очень заинтересовался старший сын президента. А
своевременный возврат НДС и переплаченных налогов это вообще прямая обязанность власти по законам, ими же принятым. И в чем тут заключается поддержка отрасли? Так, очередной повод для PR-ной раскрутки «радетелей за народ» и не более того…