Вот сколько раз твердят во всех учебниках по экономике прописную казалось бы истину: при снижении спроса рост цен лишь отпугнет покупателей и еще больше понизит доходы. Даже студенты первокурсники знают об этом. Но вот в администрации железнодорожного транспорта (Укрзализныце) похоже, что руководители университетов не кончали. Потому поступают совсем не так, как советуют светила мировой экономики, а по собственному разумению. Но вот результат при этом все хуже и хуже. Не только для Укрзализныци - для страны…
Из года в год транспортные тарифы железнодорожников все растут, а доходы - падают. Вот и начало года стало периодом, когда Укрзализныця снова сократила транзит грузов. В этот раз - на 15%, до 6,4 млн тонн. Потеря транзитных объемов в январе-феврале составила порядка 1 млн тонн.
Прежде всего, на 21% снизился транзит угля. А ведь он формирует свыше трети совокупного транзита по сети Укрзализныци! И только в феврале угольные перевозки снизились на 40% по отношению к январю 2013 года.
Немного железнодорожникам помогли рудокопы, поскольку на фоне оживления мирового спроса на руду транзит железорудного сырья частично восстановился. По итогам двух месяцев падение перевозок составило всего 1,5%, а в феврале транзит рудных грузов даже вырос по сравнению с январем на 10%. По основным массовым грузам в сфере транзита спад более ощутимый: транзит насыпных удобрений - на 25%, черных металлов - на 20%, нефтегрузов - на 40%.
На фоне упущений отечественных железнодорожников в направлении транзита, портовики сумели не только сохранить объемы перевалки грузов, но и увеличить их на 1,1%. За январь-февраль 2013 года морские перевалочные предприятия Украины перевалили 23,77 млн. тонн грузов. Рост перевалки обусловлен активизацией экспорта, который в структуре морской перевалки формирует свыше 60% совокупных объемов. И если за два месяца перевалка экспортных грузов возросла на 2,5% и превысила 14,8 млн тонн, то в сегменте транзита продолжился спад. Объем транзитной перевалки в портах за январь-февраль снизился на 6,5%, до 5,99 млн. тонн (-0,4 млн. тонн в сравнении с январем-февралем предшествующего года).
Основная причина потерь железнодорожников, а также и портовиков, - неконкурентные тарифы Укрзализныци на транзитные железнодорожные перевозки, которые уже привели к двукратному уменьшению грузопотока. При чем это уменьшение происходит на фоне роста перевалки у основного конкурента - портов Прибалтики. Приемлемые тарифы белорусской железной дороги, введение прибалтийскими портами сквозной ставки приводит к падению объемов транзитных грузов из украинских портов. Если еще в 2008 году через порты Украины прошло около 38% российского транзитного угля и 62% через Прибалтику, то прошлом году соотношение изменилось на 21% к 79%. К тому же транзитный поток угля через прибалтийские порты вырос на 13%. За последние пять лет объем транзита угля через украинские порты снизился на 60%. Основной фактор падения перевозок - повышение тарифов Укрзализныци на транзит. С 2007 до 2012 года тариф на транзитные перевозки до порта Южный вырос на 125%. При этом Латвия полностью отказалась от повышения тарифов, а в Беларуси тарифы выросли всего на 20%. Сейчас стоимость транспортировки 1 тонн/км российского угля по белорусской железной дороге ниже украинского тарифа в 1,7 раза. Разница в тарифе в размере 5 $/тонн угля делает украинское направление неконкурентным для российского транзита.
С одной стороны Укрзализныця объясняет рост своих транзитных и грузовых тарифов необходимостью покрывать издержки убыточных пассажирских перевозок. Но при этом значительная часть ее затрат покрывается напрямую из бюджета, а потому падениедоходов от транзита не очень-то и ощутима.
А вот с портами совсем другая ситуация.
Изношенность 18 украинских портов уже составляет 80%. Оплата перевалки транзитных и экспортных грузов для морских портов - единственный источник поступления средств и для поддержания текущей деятельности и для частичной модернизации. На днях даже премьер Азаров, отметил, что 150 млн. тонн грузопотока для украинских портов - далеко не предел. И потому решил привлечь в нашу страну венгерских финансистов предложением дать кредиты на реконструкцию портов. Однако при этом Николай Янович почему-то радовался успехам в реконструкции автодорог в направлении Киев-Ягодин и Киев-Львов. Но ведь очевидно, что перевозки автотранспортом по объемам значительно уступают железнодорожным.
А каких-либо шагов по расширению транзитного потока «по рельсам» Украины пока не было. Потому, пока не решат в правительстве проблему с тарифами на железнодорожные перевозки, морские порты страны будут простаивать без работы. Тем более, что недавно часть их заказов начали перехватывать их «речные» собратья. 21 марта 2013 года из Запорожского речного порта возобновилась отгрузка продукции меткомбината Запорожсталь в Черноморский и Средиземноморский регионы. Только в марте отгружено 23 тыс. тонн металлопроката, а до конца года планируется еще 500 тысяч тонн. Но предполагаемые объемы поставок Запорожстали (0,5 млн. т.) - капля в море транзитных возможностей и Укрзализныци и морских «ворот» страны. И более
активное использование этих возможностей зависит от правительства. Точнее, какая именно часть известной поговорки им покажется роднее и ближе: «Лучше синица в руках, или журавль - в небе!»