Судя по последним преобразованиям, Метинвест решил на примере Мариуполя показать, как нужно поступать, если оба принадлежащих одному холдингу металлургических комбината расположены посреди густонаселенного приморского города.
Особенность преобразований в меткомбинатах Азовсталь и ММКИ им. Ильича в том, что наряду с обновление основного оборудования эти предприятия часть инвестиционных расходов направляют на решение экологических вопросов и развитие городской инфраструктуры. Безусловно, что влияние кризиса значительно ограничивает инвестиционный потенциал холдинг (за прошлый год сумма инвестрасходов Метинвеста сократились на 34%). А потому для решения некоторых проблем металлургам приходится «брать в долю» некоторых смежников.
В прошлом году, чтобы снизить уровень выбросов в атмосферу Мариуполя
Метинвесту пришлось вывести из эксплуатации три коксовые батареи и аглофабрику на Азовстали. В этом году остро встал вопрос снижения транспортной нагрузки на автомагистрали города.
По мере повышения тарифов Укрзализныци
«рельсовая» перевозка металла стала менее выгодна, чем при помощи большегрузных автомобилей. Постепенно весь поток металоперевозок «перекочевал» на улицы Мариуполя. Грузопоток металла из Азовстали шел по 20 городским улицам, ильичевцами были задействованы 15 магистралей. Поскольку городские улицы не были рассчитаны на подобную нагрузку, повышенный износ дорожного покрытия в 2012 году обошелся городскому бюджету около 9,5 млн. грн. для ремонта улиц. В этом году стоимость ремонтов должна была составить 7 млн. грн. Но теперь, когда в порт приходит на 75% меньше автомобилей, бюджетные деньги могут перераспределить на другие цели. Но если все эти изменения в схемах доставки металла в порт настолько выгодны городу, неужели раньше подобные вопросы не могли решить? Как и прежде главным препятствием стали деньги.
Точнее, не сами деньги, а
желание Укрзализныци заработать их «любой ценой». Тарифы на грузовые перевозки растут каждый год и все меньше грузоотправителей спешат воспользоваться вагонами. В ситуации с Мариуполем только вмешательство городской власти помогло убедить железнодорожников пойти на некоторые уступки. Для перевозок 3,2 млн. т. продукции Азовстали и ММК им. Ильича железнодорожные тарифы были снижены на 20%. Тем не менее, даже с такой уступкой Укрзализныця получит дополнительно от металлургов не менее 40 млн. грн. до конца года. На определенные потери пришлось пойти и самим заводам: месячные расходы на доставку грузов Азостали выросли на 1,5 млн грн. К тому же, с оглядкой на роста грузопотока меткомбинату пришлось провести работы по расширению возможностей Мариупольского морского порта. Тем не менее, новая схема перевозки грузов уже заработала, а мариупольцы теперь все меньше будут ощущать отрицательные последствия соседства с двумя металлургическими гигантами. Так и вертится в уме избитая фраза: Так ведь могут, если захотят?!!