Неустанные поиски золотой середины

Nov 17, 2012 12:27


Недавняя встреча руководителей Метинвеста с общественностью и журналистами дала ответы на множество вопросов, но и породила немало новых. Если последние инициативы владельцев мариупольских комбинатов дадут какой-то результат, проблему экологического неблагополучия города можно считать частично решенной. Но достаточно ли этого? Готовы ли жители города согласиться на промежуточный вариант, или готовы идти «до победного конца»? И к тому же, как теперь решать возникшие экономические проблемы, не менее актуальные как для комбинатов, так и для города? 



Собственно, в плане экологии руководители Метинвеста не сказали ничего нового. Все о чем шла речь, уже появилось в СМИ ранее. И о том, что мартены на Азовстали давно остановлены, и что коксовые батареи, как морально и технически устаревшие выводятся из эксплуатации, и о том, что аглофабрика была временно остановлена, уже сообщали в пресс-релизах Группы. Порадовало то, что метинвестовская сторона на встрече была представлена солидно: генеральный директор, руководители металлургического направления и двух местных комбинатов. Не совсем понятно, как в этой компании оказались мер и новоизбранный народный депутат? Наверное, была задумка продемонстрировать единство бизнеса и народа (точнее, народной власти)? Наверное, они оба изо всех сил старались это единство продемонстрировать. А чего можно было ожидать от руководителя города, чей напрямую зависит от состояния дел на крупных предприятиях. Полного согласия с легким налетом критики. (Ну, это больше для того, чтобы не обвинили в полном продажничестве). И как всегда было много клятвенных заверений, что все проконтроллируется, проинформируется и обеспечится само собой.
А между тем, как считают директора Азовстали и ММК им. Ильича, экологические аспекты работы обеих комбинатов имеют экономическую подоплеку. Приостановленную аглофабрику на Азовстали и так собирались вывести полностью из эксплуатации до конца 2016 года, что и предусмотрели в программе улучшения экологии Мариуполя. И за это время планировали провести хотя бы реконструкцию аналогичной на ММКИ, с таким расчетом, чтобы произведенной ею продукцией можно было удовлетворить потребности в сырье обеих комбинатов в полном объеме. Теперь все эти планы необходимо перекраивать, закупать недостающий агломерат на стороне никто не будет, в ситуации с убыточностью сталелитейного производства лишних денег для закупки чего-то на рынке нет. До недавнего времени позиции Метинвеста потому и были прочны, что все этапы добычи сырья и производства проката происходила внутри самой Группы. Но даже это не совсем спасает. Если сравнивать показатели докризисного периода и  текущего года, станет понятно, почему наши сталевары грустнеют день ото дня. Стоимость газа поднялась со $160  до $430, транспортные тарифы выросли в два раза. Если в апреле 2008 года промышленные потребители электроэнергии оплачивали 1 кВт/час по 54,02 коп, то сейчас цена установлена на уровне 1,13 грн. выросла и зарплата. Теперь ежегодные затраты на производство продукции выросли на $1 млрд. В тоже время цена на продукцию, которую выпускают  оба мариупольских комбината снизилась. Рулонный прокат подешевел со $1050 до $500, холоднокатаный лист - с $1180 до $605, толстый лист - с $1300 до $500. Цены на руду только со второй половины года снизились до уровня 2008 года, а в течение последних четырех лет выросли практически вдвое.  При двукратном повышении основных составляющих себестоимости металла одновременное двукратное падение цен на него. Даже по примерным оценкам финансовые возможности металлургов сузились практически вчетверо. Поэтому вполне реальными кажутся недавние заявления Метинвеста, что для компенсации убытков обеих мариупольских комбинатов Группа затратила более 10 млрд. грн. и еще $2 млрд. направила на реконструкцию и развитие. Только для модернизации «ильичевской» аглофабрики может потребоваться по предварительным оценкам по $50 млн. на протяжении трех лет.
Именно этим руководители Метинвеста и объясняют временный характер приостановки работы аглофабрики на Азовстали: необходимо провести инспекцию ее очистного оборудования, попытаться устранить выявленные дефекты и причины повышенного выброса загрязнений воздуха. Если удастся добиться желаемого эффекта, аглофабрика будет выведена из эксплуатации в запланированные сроки. Если нет, руководство обязуется не вводить ее в работу даже по истечении месяца. Однако это создаст множество осложнений при спасении металлургических заводов от полной остановки. Как вариант возможного уменьшения нагрузки на экологию Мариуполя рассматриваются также способы снижения выбросов на литейном производстве, однако полное выполнение всех экологических требований приведет к длительному простою завода. К тому же некоторые из них невозможно удовлетворить без демонтажа всего оборудования, построенного на берегах Азова еще в начале прошлого века. Если постройка нового сталезавода Интерпайп Стиил (1,3 млн. тонн стали в год) длилась семь лет, то новый меткомбинат, аналогичный Азовстали (6,2 млн. тонн), может быть построен через 10-15 лет. При нынешней, неблагоприятной, ситуации на мировом рынке на такие расходы не решиться ни один инвестор. А вот потери от такого развития ситуации могут быть весьма ощутимыми. И прежде всего, для самого города.
Бюджет Мариуполя на 2012 год был бездефицитным только на бумаге. Уже при его составлении скрытый, фактический дефицит в бюджетной сфере составлял 72 млн. грн., еще 25 млн. грн. требовалось для коммунальных предприятий. Кроме того, для выполнения бюджета в 2012 году необходимо было повысить на 15% фонд оплаты труда в целом по городу. И даже в этом случае, фонд оплаты труда работников бюджетной сферы Мариуполя обеспечен лишь на 92%, энергоносители - на 99,8%, питание и медикаменты - 99%, содержание бюджетной сферы - всего на 66%.

К тому же, с этого года часть налога на доходы граждан, поступающая в бюджет города, снижена с 75% до 50%.  Доля налога на доходы физических лиц в доходах общего фонда городского бюджета составляет 75,3%. Уже в середине года стало понятно, что городской власти придется столкнуться с большими финансовыми трудностями. По результатам 6 месяцев бюджет города был выполнен на 48,8% от годового плана. Даже в сравнении с прошлогодними показателями городская казна недополучила 92,7 млн. грн. Хотя прирост по доходам все же был. В первую очередь - от уплаты увеличенного единого налога (прирост - 8,7 млн. грн.). Выросли и отчисления в фонд охраны окружающей природной среды - на 3,7 млн. грн. И все же, в первой половине года глобальные процессы падения спроса на мировых рынках металла еще не были так ощутимы, настоящий кризис разразился позже. Поэтому уже в октябре объем реализованной с начала года промышленной продукции оказался в 1,2 раза меньше прошлогоднего показателя. И теперь усиление экологических требований к обеим мариупольским меткомбинатам заложит мину под инфраструктуру всего города. Выбросы в атмосферу города с начала 90-х уже снижены вдвое. Вывод мартенов и коксовых батарей на Азовстали снизил их еще на 20%. Совершенству нет предела, но дальнейшая реконструкция потребует остановки производства и  временной безработицы для большинства из 14 тыс. работников Азовстали и почти 40 тыс. - на ММК им. Ильича. И не только работников, но и их семей, сотрудников смежных предприятий, заведений обслуживающей сферы и торговли. И если выбросами в атмосферу, хоть и  существенно сниженными, приходится дышать всему городу, то в случае закрытия заводов без денег и работы тоже придется остаться всем. Или Мариуполь вытащит из бюджетного кризиса на своих плечах малый и средний бизнес? Наверное, ему это пока не под силу…

экология, бюджет, Мариуполь, ММК им. Ильича, металлургия, Азовсталь

Previous post Next post
Up