Лейла - невероятно деликатный, чуткий и терпеливый человек. Но даже ее терпение не выдержало, когда в прошлую субботу мое участие в кулинарных дискуссиях девочек в школе танцев живота в очередной раз ограничилось грустным поднятием бровей, означающим "А я и риса с фасолью сварить не сумею..." То есть, русскую еду я готовить способна, хотя кулинарная расторопность не является моей основной характеристикой. Но бразильскую еду я делать не умею. И, в общем, не от отсутствия желания - хотя, если бы оно было всепоглощающим, я бы что-то предприняла раньше. Мне просто как-то совсем не у кого было учиться.
Рис с фасолью - типичное бразильское блюдо, основа ежедневного питания большей части местной популяции:
Я два раза жила по полгода с бразильскими подругами. Первая из них - Марсела - в первый раз начинала самостоятельную жизнь вне родительского дома, и на нашей кухне царили ужас и полное запустение. Помню, как-то раз, вернувшись домой, я обнаружила квартиру заполненной едким чадом, а Марселу беседующей по телефону с очередным поклонником, с философски непринужденным и слегка безразличным тоном. В кухне мне пришлось пробираться буквально наощупь, и лишь вплотную прижавшись к плите, я сумела разглядеть стоящую на газе сковородку с неопределенной обуглившейся массой.
Оказалось, что Марсела решила пожарить яичницу. И тут, как в сказке, у нее зазвонил телефон... Проговорили они на тот момент минут сорок (никогда не обманывайтесь безразличным тоном!). В качестве наказания за загубленную посуду я тогда заставила ее выучить слово "сковородка" по-русски. Да так, что она помнит его до сих пор. И использует в ситуациях глубокого ужаса или неприятной неожиданности.
Еще одним характерным моментом наших с Марселой кулинарных отношений стала первая ночевка у нас Бруно (он тогда был просто добрым гостем и спал в гостиной на диванчике). Мы его растолкали утром со словами "Переодевайся, мы пойдем завтракать!" После чего Бруно удивился два раза подряд. В первый - когда подумал, что мы всегда переодеваемся к завтраку. И во второй - когда мы пояснили, что на завтрак нужно идти в булочную возле метро, где дают сырные булочки, яичницу и сок.
Вторая моя подруга - Ракель - представляла собой противоположную крайность. Она умела готовить абсолютно все, и разнообразие было таково, что ни одно блюдо два раза не повторялось. Каждый раз изготовлялись какие-то безумные соусы, и мое дилетантское участие ограничивалось разве что протиранием мякоти маракуйи для приправы к рыбе, измельчением розмарина для начинки картошки да поисками анисового масла для правильной обжарки соевого сыра. Кулинарное действо в исполнении Ракель меня гипнотизировало и завораживало настолько, что я все время замирала с теркой в руке и ничего не могла запомнить.
Так что к восьми годам проживания в Бразилии я по-прежнему пребывала в полном неведении по поводу того, как именно нужно заправлять рис, и что делать, чтобы фасоль получалась не такой твердой и в соусе оптимальной для смешивания с рисом густоты.
Лейла же решилась бороться с моим кулинарным невежеством целенаправленно. И в эту среду я отправилась к ней в гости, затаив робкую надежду, что она забудет, и удастся обойтись веселыми посиделками за сладким пивом. Но Лейла не забыла.
На плите стояла скороварка с предварительно проваренной фасолью, а на столе лежали овощи и приправы. Она чистила лук и чеснок, а я снова чувствовала, как меня просто затапливает волшебство происходящего. Ее плавные и совершенные движения походили на танец, лук сам освобождался от шкурки, а кабачок превращался в зеленую массу, не прикасаясь к терке. Меня завораживает, когда человек что-то делает с любовью. Где-то здесь бьются источники живой воды!
Но Лейла не давала мне погрузиться в сладкое забытие. Она все время просила сконцентрировать мое внимание на том или другом кулинарном аспекте происходящего, и капала на мою ладонь горячим соусом, чтобы я попробовала это на соль. Если бы кто-то так просто попробовал капнуть на меня кипящим соусом, я бы спасалась всеми известными мне способами. Но у Лейлы в глазах было что-то такое, что я не посмела отдернуть руку. Таким образом, я познала секреты приготовления по-бразильски риса, фасоли и овощной смеси. И банана в жидкой карамели на сладкое.
Моя кулинарная спасительница (фото с сегодняшнего шоу):
Заполненные до отказа следующие дни помешали мне немедленно опробовать новые навыки дома. Но в эту субботу на репетиции танцев живота Лейла, затаив дыхание, спросила, что у меня вышло... и я поняла, что деваться некуда. Вчера я впервые в бразильской жизни сварила рис (отбросим фатальную попытку двухгодичной давности, когда даже Бруно признал, что это было абсолютно несъедобно). Следуя рецепту Лейлы, я обжарила в оливковом масле лук и чеснок, обжарила там же и сырой рис, посыпала чесночной солью и залила горячей водой. И все получилось! Правда, для сопровождения я купила в вегетарианском ресторане "Alcaparra" возле дома бефстроганов из японских грибов шитаке. Но не все сразу!
Бруно в благодарность приподнес Лейле на сегодняшнем шоу в египетской чайной пасхальное шоколадное яйцо. С ним мы ее и сфотографировали:
А все-таки смешная у меня жизнь получается. Идем мы в египетскую чайную. Смотрим на дивных танцовщиц. А после шоу одна из них виснет у меня на шее, и шепчет "Ну как рис?!" Вдохновленная заботой Лейлы, сегодня вечером я изобразила и овощную смесь. Что ж! Быть женщиной - так быть женщиной во всем!