Хаски Лэнд по купонам. Ехать или нет?

Jan 28, 2013 15:15

Еще по осени мы с Антоном купили купоны в этнокультурный комплекс северных народов "Хаски Лэнд". Находится он в Одинцовском районе неподалеку от знаменитой Рублевки и позиционирует себя, как место, где можно познакомиться с традициями и обычаями этих самых северных народов, а заодно предаться активному отдыху: поездить на квадрациклах и снегоходах, порыбачить, пострелять из лука и арбалета, и главное - покататься на собачьих упряжках. Ведь прямо на территории комплекса есть питомник хаски. А это - чудо, а не собаки, добрые и славные.
Купонная цена в 990 рублей на двоих нас вполне устроила, ведь в программе было столько всего интересного:
- экскурсия в питомник хаски и фотосессия с ними;
- посещение национального чукотского жилища яранга с тематической экскурсией по ней;
- обряд "Очищение";
- чаепитие с таежными угощениями;
- посещение выставки с возможностью приобрести изделия прикладного искусства;
- игра в этнотир (лук, арбалет) - 10 выстрелов;
- выступление фольклорного ансамбля "Чукотка" - лауреата международных фестивалей;
- мастер-класс по танцам;
- участие в национальных играх народов севера;
- рыбалка;
- демонстрация чукотского обряда "Загадай желание" с участием шамана;
- фото с артистами и шаманом;
- катание на собачьей упряжке в нарте.
Даже не знаю, что нас привлекало больше всего! Антона, конечно же, катание на упряжках с хаски. А меня, любительницу всяких этнографических штук, вообще, всё.




Проблемы же начались сразу - еще тогда, когда мы начали только собираться в Хаски Лэнд. На сайте Групона, где мы, собственно, и покупали купоны, было написано, что перед посещением комплекса в выходной день нужно туда позвонить и записаться. Так как купонная акция уже заканчивалась, я предположила, что желающих воспользоваться последними деньками предложения будет немало, и озаботилась сим вопросом загодя, а, точнее, во вторник, ибо ехать мы собирались в субботу. Каково же было мое удивление, когда до Хаски Лэнда я просто не смогла дозвониться. Там либо было глухо занято, либо просто не брали трубку. И так в течение нескольких часов. На работе на меня уже начали косить лиловым глазом, и я попросила попробовать дозвониться Антона, подумав, что, может, у нас что-нибудь с телефонами не так? Но и у него ничего не получилось - эффект был таким же.
Наконец, уже вечером я дозвонилась до этих товарищей.
- Ой, вы знаете, - сказала мне тетенька на том конце провода, - на субботу уже записалось 400 человек, а на воскресенье 300. Групон объявил акцию, а потом не захотел ее останавливать, хотя мы и просили. Так что, мы не знаем, что теперь будет. Но если вы хотите, я вас, конечно, запишу.
Честно говоря, такой подход меня несколько озадачил. Пусть со скидкой, но деньги мы все-таки платили, не на халяву же едем. И решать проблемы Хаски Лэнда с Групоном в наши планы как-то совсем не входило, как, собственно, и в них вникать.
Впрочем, тетенька нас действительно благополучно записала, правда, "осчастливив" между делом, что катание на собачьих упряжках в стоимость купона все-таки не входит и его, если мы хотим кататься, надо будет оплатить на месте.
На месте же все оказалось еще веселее. Встретил нас вовсе не шаман, и не чукотский ансамбль и даже не собаки, а щит со свеже-вывешенными объявлениями.
2.


То есть, другими словами, в стоимость купона не входило вообще ничего, за исключением этнической части мероприятия, и если мы это все хотим получит, то нам предлагалось заплатить.
Тут же появилась женщина от Хаски Лэнда и принялась собирать купоны. Их "счастливых" обладателей к этому моменту подтянулось уже немало, с объявлениями на щите все уже ознакомились и начали забрасывать женщину вопросами. На это она снова начала отнекиваться, во всем обвинять Групон, говорить, что сегодня они из-за их косяков работают вообще бесплатно, так как те не перечислили им деньги, и спрашивать у нас, стали бы бесплатно работать мы, и как бы в таком случае поступили. В конце концов, всем эти ее речи надоели. Мы предложили ей подать на Групон в суд, а так как сами не имеем к их разборкам никакого отношения, то приступить, наконец, к тому, зачем мы, собственно, приехали.
Разборка.
3.


Ну, а между делом, обратили ее внимание на объявление, в котором было написано, что "администрация парка не несет ответственности за информацию, размещенную на сайтах "купинаторов": "Биглион", "Групон", "КингКупон", "Выгода", "КупиКупон" и пр." То есть, получается, что накосячил не только Групон, а вообще все сайты, где было опубликовано это предложение? И все они сами совершенно случайно сделали одну и ту же ошибку и написали перечень услуг, которые на самом деле Хаски Лэнд предоставлять не собирался? Прямо вот так абсолютно все выдали за действительность, что катание на собаках и прочее-прочее входит в стоимость купона, а затем опять же абсолютно все взяли да отказались исправлять на сайтах эту ошибку и завершать акцию? Честно говоря, верится с трудом. И так же не верится в то, что это не Хаски Лэнд подавал на купонные сайты информацию, как пыталась нас убедить женщина. Я сама не первый год работаю со СМИ, где мы занимаемся примерно тем же. И могу точно сказать, что, если СМИ или интернет-портал как-то заинтересован в публикации (а купонные сайты заинтересованы, ибо получают от тех, кто у них публикуется, некий процент), то они костьми лягут, но сделают так, чтобы клиент этой публикацией был доволен, и ни в коем разе не напишут что-то от себя. И уж тем более, если вдруг каким-то идиотским образом это все-таки произойдет, не откажутся потом эту левоту убирать.
К тому же с Групоном и Выгодой из вышеперечисленных сайтов я связывалась уже ни раз и никаких накладок у них ни разу не было. Так что, вывод напрашивается один - накосячили сами Хаски Лэнд, а теперь пытались свалить свою вину на других.
В общем, настроение они нам подпортили. Но возвращаться обратно, несолоно хлебавши, нам не хотелось, а потому мы все-таки решили воспользоваться хотя бы тем, что они все-таки предлагали. Но вам, друзья, связываться с этой организацией я все-таки не советую. Не исключено, что мы не первые и не последние, с кем происходят такие вот накладки.
Ну, да ладно, теперь расскажу о приятном.
До 12 часов деревянные ворота Хаски Лэнда были закрыты. А ровно в двенадцать мы услышали звуки барабанов из-за них. Ворота распахнулись, а за ними по обе стороны стояли, облаченные в свои национальные костюмы ...чукчи. Да-да, самые настоящие, урожденные на Чукотке девушки и молодые люди. Некоторые из них, как они потом признались сами, жили даже не в городах и поселках, а в, так называемых, бригадах - кочевых лагерях, состоящих из десятка яранг.
4.


5.


Ребята как раз и были из фольклорного ансамбля "Чукотка". Всех нас они пригласили на главную поляну, где нас ждал обряд "Очищение". Как оказалось, по чукотским обычаям, этот обряд должны проходить все гости, прежде чем войти в ярангу. Заключается он в том, что сначала перед ярангой разжигается костер. Раньше, когда еще не было спичек и зажигалок, чукчи разжигали огонь самым что ни на есть первобытным способом - трением двух деревянных палочек друг о друга. Правда, вскоре этот процесс усовершенствовался, так как для разжигания огня изобрели целый механизм. Палочка хитрым способом ставилась на дощечку и раскручивали ее уже с помощью веревочки. Девушка, которая демонстрировала нам этот процесс, сказала, что для того, чтобы разжечь огонь, требовалось всего пять минут.
6.


Правда, нам разжигать костер уже было не нужно. Он и так горел на поляне. А поэтому обряд продолжился. Девушка достала несколько деревянных посудин, наполненных мясом.
Слева - посудины, справа - агрегат для разжигания огня.
7.


По обряду, перед тем, как войти в ярангу, нужно было покормить духов. Для них-то и было приготовлено это мясо. Мясо кидали вокруг костра, а сами затем один раз обходили вокруг него. Вокруг костра, в смысле.
8.


Нам предложили сделать то же самое. Ну, что могу сказать? За мясом выстроилась очередь. :)) Причем, что самое прикольное, далеко не все скармливали его духам. Некоторые пробовали сами. :)) Один дядька, который стоял неподалеку от нас, вернулся от посудин с мясом и разочарованно протянул:
- Уууу, это не мясо совсем, это хлеб!
Так что, духов, по всей видимости, мы все-таки хлебом кормили. :))
9.


После того, как мы обошли вокруг костра, нас поделили на три группы и пригласили в яранги. Их здесь стояло несколько. Вообще, даже до сих пор яранга считается весьма популярным жилищем на Чукотке. Но, конечно, не в городах и не в поселках, а в тех самых бригадах, о которых я уже говорила. В каждой бригаде - кочевом лагере обычно ставят сразу по несколько яранг, обычно до десяти штук. В них живут оленеводы с семьями. Но бригады - это вовсе не какие-то временные поселения, они постоянны. Жители одной бригады кочуют вместе, новое место для стоянки тоже выбирают вместе. Правда, в последнее время бригад становится все меньше и меньше, да и молодежь из них все чаще уезжает в города. А все дело в том, что, во-первых, далеко не все готовы всю жизнь пасти оленей, а во-вторых, оленей с каждым годом становится все меньше и меньше. Тем не менее, даже сейчас поголовье оленьего стада в одной бригаде может достигать десяти тысяч.
Честно говоря, я даже представить себе не могу, как с таким стадом управляется всего несколько человек?
Внутри яранги обязательно всегда горит костер, а дым выходит в отверстие в крыше.
10.


11.


Но, в принципе, стоя, находиться в яранге не очень приятно. Дым в ней есть, и он щиплет глаза, попадает в нос. Единственный вариант - это сидеть. В таком случае дым находится выше вас, и не мешает дышать.
В яранге одна из чукотских девушек провела нам экскурсию. Экскурсия была очень интересной, девушка рассказывала просто потрясающие подробности о традициях, обычаях и быте на Чукотке - про то, как было раньше, и как сейчас. Кстати, забегая вперед, хочу сказать, что именно артисты ансамбля "Чукотка" и вытянули это все мероприятие в Хаски Лэнд в целом, не дав ему окончательно опуститься ниже плинтуса. Ребята выкладывались на сто процентов: проводили экскурсии, обряды, танцы. В общем, молодцы, что тут еще скажешь!
Наш экскурсовод Лиля.
12.


Лиля как раз сама родилась в бригаде и до юности жила там. Теперь она вместе с остальными артистами из ансамбля живет в Хаски Лэнде. Но, когда мы спросили ее, где в плане быта ей нравится больше - в домиках в Хаски Лэнде или в яранге в бригаде, она то ли из патриотических соображений, то ли по правде, сказала, что в яранге. При этом она посмеялась и добавила:
- Ведь у нас точно так же, как у вас. Если женщина ленивая, то яранга у нее будет занесена снегом, и внутри будет холодно, а если работящая, то в ней будет тепло и уютно.
Кстати, насчет температуры. Лиля сказала, что зимой средняя температура в яранге составляет минус пять градусов. И это при том, что она со всех сторон закрыта теплыми шкурами, пол выстлан мхом и ветками, поверх которых тоже лежат шкуры, и здесь всегда горит костер. Но чукотские минус пять градусов из-за сухого воздуха воспринимаются примерно так же, как наши московские плюс десять. А поэтому никто в ярангах при такой температуре не замерзает. Наоборот, многие даже раздеваются и ходят так же, как мы в своих домах.
Так исторически сложилось, что чукотские мужчины всегда пасли оленей, а женщины занимались домом. То есть, строительство яранги полностью лежало именно на женщине. Когда бригада останавливалась на новом месте, каждая женщина, прежде всего, рядом с будущей ярангой разводила костер, вешала над ним чайник и кипятила воду. И вот, пока вода закипала, она умудрялась построить ярангу. Вы представляете себе, меньше чем за полчаса устлать пол мхом и ветками, правильно установить шесты, уложить на них шкуры... И это не говоря о том, какое это все тяжелое. Я не представляю!
Конечно, сейчас, если женщина из бригады беременела, то рожать ее отправляют в цивильный роддом в поселок или в город. Но еще несколько десятков лет назад они рожали тоже в ярангах. Да и лечились здесь же, без врачей. Роль врача выполнял шаман, который мог не только изгонять злых духов, но и делать отвары и снадобья из разных трав и кореньев. Поэтому на Чукотке шаманы всегда пользовались большим уважением.
Лиля познакомила нас с традиционной чукотской одеждой, со свадебными обрядами, с музыкальными инструментами. А так как сама она еще хорошо играла и пела, исполнила для нас на варгане песню с элементами горлового пения. Друзья, словами это не передать, надо слышать! Что поразило, так это, как же сильно меняется тембр голоса при горловом пении: ни за что не скажешь, что эти звуки издает миниатюрная девушка, которая только что пела очень нежно и высоко.
13.


Экскурсия о чукотских традициях и обычаях у нас длилась не меньше получаса. За это время, сидя у костра в юрте, мы немного отогрелись. А после нее пошли осматривать питомник хаски. Туда стояла небольшая очередь, так как людей внутрь запускали порционно, дабы не допустить давки. Так что, нам пришлось немного постоять и поспасаться от замерзания собственно-ручно приготовленным глинтвейном, взятого с собой в термосике. На этот раз, алкогольного, из сухого вина. Мы ж не на работе. :)
Ну, что тут скажешь? Хаски - это есть хаски! :)) По вольеру бегали в основном подрощенные щенки с такими же голубыми глазами, как у родителей. Они вставали на задние лапы, виляли хвостиками, ласкались, в общем, вовсю проявляли свое миролюбие, как ко взрослым, так и к детям. Недаром они считаются самой доброй породой.
14.


Щенков можно было брать на руки. Но весит такой песик килограммов 15, я даже пробовать не стала.
Антон с щеночком. Очень кусьные. :))
15.


Оцените размерчик!
16.


Ну, и я. :)
17.


Что интересно, несмотря на объявление, что фотосессия с хаски стоит 100 рублей, в вольеры все ж таки всех желающих пускали бесплатно. И фотографироваться тоже можно было бесплатно. Но это было единственное отступление Хаски Лэнда от выдуманных ими правил. Например, за стрельбу из лука требовали 100 рублей за пять выстрелов.
18.


Но самые убийственные цены были в кафе, по всей видимости, именно в том, где по купону нас должно было ждать бесплатное чаепитие с таежными угощениями. Правда, таежных угощений там не было вообще. Зато сам чай из пакетика в бумажном стаканчике стоил 70 рублей, булочки - 50-60 рублей за штуку, глинтвейн - 200, шашлык - 400! Я аж поразилась такой наглости. Всё могу понять: место, выгодное для торговли, желание людей, пробывших несколько часов на морозе, согреться и подкрепиться, близость Рублевки и т.д. и т.п. Но, блин, при себестоимости этого чая в семь рублей, имхо, свинство продавать его по такой цене. Мне денег не жалко, но я считаю, что те, кто установил такие цены, просто по-наглому воспользовались ситуацией: "Хотите согреться? Грейтесь! Но это обойдется старику Дорсету в лишние пятьсот долларов! (с)" Даже в театральных буфетах, где всё всегда априори зашибенно дорого, и то такой чай обычно не бывает дороже сорока. А шашлык за 400 рублей за сто граммов я вообще еще нигде ни разу не видела.
Кстати, там же в кафе было нечто вроде выставки-продажи сувенирами. Знаете, сколько там стоил самый обычный магнитик с фоткой хаски под прозрачным пластиком? 200 рублей! Впечатлитесь!
Разумеется, мы принципиально не стали есть в этом кафе, и воспользовались своими бутербродами, бананами и глинтвейном.
Следующим пунктом программы был мастер-класс по танцам. Проводили его на главной поляне снова артисты ансамбля "Чукотка". И опять это им здорово удалось - мастер-класс получился весьма зажигательным, и желающих научиться национальным народным танцам нашлось немало.
19.


Вообще, в танцах северных народов очень часто присутствует подражание животным, птицам и рыбам. Они это изображают движениями рук, ног, туловища целиком. То есть, примерно, как индийцы в своих танцах. Хотя, казалось бы, где Индия, а где Чукотка. На фото №19 девушка с молодым человеком изображают полет ворона, а на этом фото - плывущую рыбу, которая еще и хвостиком вильнула. :)
20.


Ну, и без барабанов никакие танцы не обходятся.
21.


После танцев дошла очередь и до шамана, который решил всем продемонстрировать чукотский обряд "Загадай желание". Шаман, скорее всего, тоже был из артистов ансамбля "Чукотка". По крайней мере, свою роль он исполнял замечательно. Стуча в барабан, он медленно обошел вокруг костра, а затем поднял руки вверх и несколько раз прокричал какую-то волшебную фразу на чукотском языке. Именно в этот момент все должны были загадать свои желания. Мы тоже загадали, так что, теперь будем смотреть, насколько силен чукотский шаман. :))
22.


23.


24.


А дальше мы отправились к оленям. Олени в программе заявлены не были, но организаторы снова оказались в своем репертуаре: зайти в вольер и сфотографироваться с оленями стоило 100 рублей. Правда, можно было спокойненько обойти вокруг вольера и сфотографировать их оттуда совершенно бесплатно, причем, с такого же близкого расстояния, как и из самого вольера. Эту мелочь организаторы не просекли и находились желающие, которые ею пользовались. Правда, я не уверена, что уже через неделю после нашего приезда организаторы не обнесли вольер плотной сеткой. При нас они уже начали это делать.
25.


26.


27.


Ну, и, наконец, был концерт. Снова выступали артисты "Чукотки" и снова здорово.
28.


29.


30.


После того, как концерт закончился, мы решили ехать домой. На всю программу у нас ушло около 3,5 часов вместо заявленных четырех-пяти. Катания на хаски так и не было, рыбалки тоже. Даже не знаю, понравилось нам в итоге или нет. Ансамбль, конечно же, здорово сгладил тот негатив, который мы получили в самом начале. И, в принципе, если посмотреть программу, то получается, что обломали нас только с катанием в собачьих упряжкой, рыбалкой, чаепитием с таежными угощениями и стрельбой в этнотире. Не так уж и много, конечно, и, по большому счету, то, что мы получили, как раз и стоит по московским ценам где-то около 1000 рублей на двоих, то есть, столько же, сколько мы заплатили за купоны, якобы с предоставленной большущей скидкой. Но с другой стороны, большинство тех, кто приехал сюда по купонам, ехали как раз не к чукчам, а для того, чтобы пообщаться с хаски, поиграть с ними, пофотографироваться и покататься на них. И в общем-то, практически все в итоге были разочарованы. Так что, я не буду рекомендовать вам побывать в этом месте. По крайней мере, по купонам. Хотя и по билетам за 2000 рублей с человека, пожалуй, тоже. Не стоит оно того.
31.


-------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из поездок по Московской области:
2013 год, январь:
Заснеженная Коломна
Коломна. С Новым 1963 годом!
Коломна. За пастилой

2012 год, декабрь:
Солнечногорский район. Середниково. В средневековом городе
Солнечногорский район. Середниково. Наша первая в жизни зимняя конная прогулка

2012 год, ноябрь:
Мытищинский район. Музей природы и соколиной охоты. Как тренируют соколов!

2012 год, сентябрь:
Истринский район. Снегири. Льняная свадьба у снегирей

2012 год, май:
Аэропорт "Домодедово". Споттинг, шашлыкинг, подзаборинг!

2011 год, октябрь:
Серпуховский район. Подмоклово. Немного барокко в осенней воде

2011 год, апрель:
Зарайск. ЗАРАЗА!

2010 год, июль:
Наро-Фоминский район. Итак, Бекасово!

2010 год, апрель:
Щелковский район. О том, как мы на Медвежьи Озера ездили

2010 год, январь:
Подольский район. Морозные Дубровицы

2009 год, октябрь:
Щелковский район. Монино. Музей ВВС. А мне летааааать охота!

2009 год, сентябрь:
Ногинский район. Годовщина нашей свадьбы, или о том, как мы в "Яхонтах" отдыхали
Сергиев Посад. О Троице-Сергиевой лавре, и о том, как мы туда немцев возили

2009 год, май:
Мир, в котором я живу - часть 3: Рождествено

2009 год, апрель:
Раменский район. Быково. Готика под Москвой
Жуковский "Следопыт"

2008 год, декабрь:
Королёвский "Следопыт"

2008 год, август:
Красногорский район. Мир, в котором я живу - часть 2: Путилково
Раменский район. Полетали! О наших полетах на парапланах
Красногорский район. Снежком. Как мы зиму среди лета нашли

2008 год, июнь:
Купала в Волоколамских лесах
Истринский район. Чтобы помнили

2008 год, апрель:
Солнечногорск - город странных памятников

2007 год, октябрь:
Серпуховский район. Россия - родина зубров и... страусов

2007 год, сентябрь:
Подольский район. Щербинка. Про паровозы
Клин. Чайковский и пиво

2007 год, июль:
Лыткарино. Лагерь пионерского периода

2007 год, июнь:
Коломна. Город-сад
Истринский район. Как я в поход ходила
Рошаль. Сталкеровская зона

2007 год, май:
Путешествие в Волоколамский район

Чукотский автономный округ, Московская область, Дальний Восток, Чукотка, Одинцово

Previous post Next post
Up