(no subject)

Dec 10, 2021 23:12


Давно уже было нужно написать о ледовом спектакле "Анна Каренина"... но я прособиралась почти месяц. Попробую исправиться. К сожалению, со спектакля практически нет фото - не только у меня (я не люблю ходить на спектакли с камерой, хочется воспринимать происходящее непосредственно), но и по всему Интернету я наскребла, да простят меня, очень мало, и некоторые персонажи не сняты вообще.



Ледовый спектакль, естественно, сильно отличается от книги. Например, начинается он с карточной игры в салоне Бетси, где появляется Истопник (пишу это с большой буквы, потому что в спектакле это поистине роковой персонаж...).







Книга, помнится, начиналась с другого - со скандала у Облонских. Это тоже будет в спектакле, но после. Многих персонажей книги нет в спектакле. И наоборот - фигурирует некто Беккер, в книге такого нет!.. Естественно, опущены философские размышления Левина, да, собственно, и многие эпизоды повествования.

Но! Все вольности относительно сюжета книги абсолютно оправданы! Передано главное - громадная любовь к героям этой истории. Фантазии на темы автора - это вовсе не всегда однозначно плохо, это, наоборот, попытка нового, свежего прочтения всем известной хрестоматийной истории. (Я об этом, кстати, не раз писала - в связи с "Преступлением и наказанием", "Принцессой цирка", "Чудесами и куралесами" и "Колоколами любви"). Впрочем, бывает и наоборот - например, Игорь Масленников снял свою великолепнейшую "Пиковую даму" именно для того, чтобы вернуть массового зрителя/читателя к тексту повести Пушкина, совершенно заслонённому популярной оперой (а там многое было не так). Кстати, роман Толстого тоже в значительной мере заслонён многочисленными фильмами - их, если верить Википедии, настрогали в разных странах 34 штуки, начиная с немых. Да ещё два балета и мюзиклов около восьми (один я смотрела).

Однако хватит философствовать - я не Левин :)
Вернусь к спектаклю Ильи Авербуха и уже не буду (или почти не буду) отвлекаться на сравнения с книгой.

К спектаклю выпущен вот такой красивый буклет (а слева - магнитики, да):



Правда, у буклета есть, увы, недостаток: неважный стилистически и кишащий опечатками текст... Но оформлено очень красиво, с акварельными рисунками к роману.

Илья Авербух представлен как автор идеи и режиссёр-постановщик. Продюсером и соавтором сценария названа Екатерина Цанава. Соавторствовала она, очевидно, с Алексеем Шнейдерманом. Композитор - Роман Игнатьев. Кстати, музыка в спектакле хороша. Есть в ней и узнаваемые цитаты, отсылки, то, что сейчас называется "пасхалочки". Хореограф-постановщик - Елена Масленникова. Художники: по костюмам - Шура Тумашова, по декорациям - Нина Кобиашвили, по свету - Дмитрий Шилов, по видеоконтенту (эх, славненькое названьице!) - Эрик Исламов.

В ролях. Это, наверное, самое главное - ради чего зрители идут на спектакль. (Хотя, надо отметить, визуальный ряд выше всяких похвал, декорации, движущиеся по рельсам, просто прекрасны, и костюмы хороши, несмотря на их условность - у Толстого Анна ни разу не носила красное, а тут у неё несколько разных, но неизменно красных платьев, да и Вронский, связав себя с Анной, ушёл в отставку и мундира носить уже не мог; но, как говорится, кто вам считает...)

Итак, в ролях.
Анна - Оксана Домнина. Знаете, я не буду тут расписывать заслуги и титулы замечательных фигуристов, сыгравших толстовских героев на льду. Любители ФК в курсе, остальные могут пояндексить и погуглить. Оксана Домнина несмотря на то, что она блондинка (а Толстой много раз подчёркивает тёмные вьющиеся волосы Анны) - настоящая Анна Каренина, страстная, растерянная, гордая, жалкая... яркая.

Каренин - Максим Шабалин. На мой взгляд, сцена "Каренин в департаменте" отсылает к фильму "Анюта" - помните, как там чиновники за столами танцевали?.. Если это так, то авторы неправы. Муж чеховской Анюты - бюрократ и лизоблюд, а Каренин - по-настоящему честный служака. И звучащие в спектакле заклинанием слова - ум, совесть, честь - не пародийны, это действительно raison d'être Каренина.

Вронский - Роман Костомаров. Вронского в кино и на сцене почему-то принято делать этаким красавцем. Типа, Феб де Шатопер, любая Эсмеральда не устоит :). Однако у Толстого он невысокого роста, полноватый, лысеющий - словом, никакой романтики :):):). Впрочем, к Толстому я обещала не возвращаться.

Эта троица очень хорошо разыгрывает на льду одну из основных коллизий романа. Фото с просторов Сети.

Анна и Каренин.



Анна и Вронский.



Как разрубить этот треугольник?



Особенно сильная сцена - болезнь Анны после родов, когда мужчины возят её по льду... босую. Идёт борьба и за её жизнь, и за её душу. (Помнится, в книге Каренин решил, что Анна умрёт, и потому простил её). Жаль, фотографий этой сцены нигде не нашла.

Нет почему-то фотографий других участников этой истории: Долли (Албена Денкова) и Стивы (Максим Ставиский) Облонских, Бетси (Татьяна Тотьмянина) и загадочного Беккера (Максим Маринин). Никакого Беккера в романе нет, там есть ясновидящий Ландо, он же Беззубов - может, его имели в виду?

Единственная найденная мной фотография Облонских - Долли метелит :) Стиву за гулянки...



Обратите внимание - пары исполнителей, как были в спорте! Есть только одна неожиданная и удивительная пара, но о ней дальше.

Замечательно решена сцена скачек - без всяких лошадей.



Прелестный мальчик в роли Серёжи. В буклете его нет, на спектакле называли - зовут его Василий, фамилию не запомнила. Он так трогательно катается для Анны, демонстрируя ей свои умения классической "школы"...



Изумительный в спектакле ансамбль. Я просто не понимаю - почему нет фото?!! То, что делают на льду эти шесть пар и два одиночника - просто потрясающе! Это великолепное синхронное и не вполне синхронное катание на огромной скорости, со сложными элементами, а одна из пар является ещё и воздушниками и выделывает головокружительные в буквальном смысле трюки! К сожалению, не могу назвать их имена - весь ансамбль перечислен, что называется, через запятую.







А вот двух одиночников, приданных ансамблю, пожалуй, стоит назвать. Это, во-первых, Иван Ригини. Якобы он играет Яшвина (помните в романе такого громадного и брутального друга Вронского?). Но в спектакле он больше, чем Яшвин. Он то мелькает в ансамбле, то выплясывает на офицерской гулянке, то разруливает бал...



А во-вторых, это потрясающий юноша по имени Артём Федорченко. Он мгновенно выделяется своим скольжением - катит, как Ханю и Шома вместе взятые! Я не поленилась поискать что-нибудь об этом изумительном фигуристе, в 15 лет из-за семейных финансовых проблем бросившем спорт и сейчас, в свои 19, уже успешном хореографе и детском тренере. Как у нас всё-таки не ценят талантливых спортсменов!..

К сожалению, фотографий Артёма тоже нет. Вообще нет фотографий ансамбля - почему?.. Наряду с ледовым ансамблем есть ещё "напольный балет" (так поименовано в буклете), создающий массовое движение на декорации. И певица с живым, очень приличным вокалом (Марина Попандопуло).

Ну, а теперь - о паре, ради которой, наверное, пришли на спектакль 90% зрителей. Это Левин (Александр Энберт) и Кити (Евгения Медведева). Энберт в спорте был парником, катался с Натальей Забияко и не собирался заканчивать, но пришлось по медицинским показаниям. Он явно недокатался, поэтому участвует во всех шоу, куда зовут (и успешно!). Женя же - одиночница, в паре никогда не каталась. Готовясь к спектаклю (сорок с чем-то спектаклей прошло летом в Сочи, несколько - в ноябре в Москве), она под руководством Энберта выучила не только поддержки, но и тодес. И даже репетировала одинарный выброс! Но его в спектакле не было. Зато были тройные прыжки. Женя в прекрасной форме, надо сказать.

















С актёрскими задачами Женя тоже справилась. Её Кити - это чистота, свет и любовь.







Замечательно сыграна сцена Кити на водах. Поправляющая здоровье Кити начинает, как написано в буклете, помогать сёстрам ухаживать за больными, и они убеждают её, что это её путь, но она всё-таки отказывается от сестринской косынки.







(В книге было не так. Кити начинает ухаживать за больными, подражая Вареньке, девушке, которую она встречает на курорте. Но приехавший отец поднимает Кити на смех, и её деятельность постепенно сходит на нет. Зато потом, уже будучи замужем, она едет с Левиным к его умирающему брату и организует грамотный уход за ним, чему Левин, считавший её поездку блажью, немало удивляется).

И прелестная сцена - Кити с Долли в деревне, отдыхающие после бани. Этой сцены вообще нет в книге - ну и что?





Словом, Женя Медведева внесла в спектакль удивительно чистую и высокую ноту.

И несколько слов об Истопнике. Его играет Алексей Ягудин. И это не просто какой-то там "бормочущий мужичок", а существо инфернальное, роковое и фатальное. Именно его, кстати, переезжает поезд в начале истории. А затем он почти постоянно присутствует в жизни Анны, пугая её.









В общем, действо сие вряд ли понравилось бы Толстому, но зрителям оно подарило множество самых разных эмоций - смех, слёзы, восторг...

Я была на последнем, заключительном спектакле, это был день рождения мамы Ильи Авербуха, так что автор вышел на сцену и поздравлял её.



Теперь я обязательно хочу пойти на "Снежную королеву" той же команды... Уже скоро!

писатели, репортаж, зрительское, интересное

Previous post Next post
Up