(no subject)

Jan 01, 2020 21:31


Наконец-то я посмотрела спектакль "Чудеса и куралесы" в Московском театре мюзикла! Попасть на него мне было совершенно невозможно: он детский, идёт в два часа по выходным, а у меня это разгар работы!.. Перед Новым годом, как это часто бывает в праздники, театр добавил к обычным дням работы один понедельник, и я смогла попасть на спектакль, а заодно и в новое здание - ведь летом 2017 года театр переехал из знаменитой "Горбушки" в Филях аж на Пушкинскую площадь, в бывшую "Россию" (она же кинотеатр "Пушкинский"). Впрочем, слово "Россия" на фасаде осталось, да и дом этот, говорят, для театра тоже временный. В кинотеатре в своё время я бывала. Надо сказать, что театр постарался сделать эту холодную стекляшку 70-х максимально уютным местом, хотя в Филях, конечно же, было куда уютнее...



Спектакль "Чудеса и куралесы", поставленный нашей любимой Белочкой :) Мариной Швыдкой по мотивам "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье" - действительно детский, в отличие от первоисточников. Это красивая, яркая и живая история, понятная детям и заставляющая их быть включёнными в действие всё время спектакля. По крайней мере, никто в зале не канючил и в телефоны не тупил.

Зал почти полный - за счёт этого "почти" некоторым предложили пересесть на более удобные места (например, нам). Как и в старом здании, у театра живой оркестр, звук хороший, слова слышно. Программки теперь платные, они, как и прежде, содержат всю информацию об исполнителях, в также авторах либретто (Н.Голь, С.Журавлёва), режиссёре-постановщике, композиторе (В.Баскин), главном художнике (канадец Оливье Ландревиль), художниках (костюмы - Виктория Севрюкова, Хетаг Цаболов, свет - Иван Виноградов, грим - Марина Дьякова) и всех-всех-всех. Отдельный вкладыш даёт информацию, кто из актёров играет именно сегодня - это гораздо удобнее, чем в старом здании, где эта информация демонстрировалась на экранах, и зрителю нужно было самому проставлять в программке галочки :).

Прежде чем говорить об актёрах, скажу о том, что в сюжете мне не то чтобы не понравилось, а, скажем так, царапнуло. История начинается с противопоставления двух учителей Алисы: мистера Доджсона и мистера Керра. (Да, да, этой сюжетной коллизии не было в первоисточнике, но я не об этом). Предпочитая мистера Керра мистеру Доджсону, сёстры Алисы упирают на то, что с ним на уроках не будет никаких фантазий, только правила. Далее идёт музыкальный номер, убеждающий зрителя, что правила - это скучно и вообще ужасно. Но всё дальнейшее развитие сюжета опровергает (я уже не говорю, что и сама жизнь) эту установку. В сне Алисы мистер Доджсон превращается в Чеширского кота, а мистер Керр - в Джокера, и именно Джокер нарушает все правила, став двойным агентом, интригуя и обманывая, сплетничая и донося, идя к власти по головам соратников и противников. А Чеширский кот ненавязчиво учит Алису помогать другим, спасать друга, даже в безнадёжной ситуации, говорить горькую правду в лицо сильным мира сего - словом, жить по правилам. По правилам жизни.

Это очень важный воспитательный (и мировоззренческий) момент. И в спектакле для детей он должен быть акцентирован, а не поставлен с ног на голову. Я часто слышу от молодых и даже не очень молодых людей: "Ненавижу правила!", "Не хочу жить по правилам!" - а ведь это тупик, ведущий к краху и депрессии.

Ну ладно, перейдём к артистам.

Алиса - Екатерина Новосёлова. Чудесная, светлая, добрая и живая девочка получилась у Екатерины. Это именно девочка, а не жеманничающая взрослая женщина, как это часто бывает. После чудесной Мари Латуш в "Принцессе цирка" мне очень нравится эта актриса. Вокал - тоже на уровне.

Мистер Доджсон, он же Чеширский кот - Дмитрий Фёдоров. Сразу запомнила его Мишу в спектакле "Времена не выбирают" и Тони в "Принцессе цирка" - там они с Екатериной, кстати, играли прекрасный дуэт, как и здесь. Замечательно создан характер и учителя, и кота: мягкие манеры и жёсткий стержень. И очень понравилось, как Дмитрий поёт.

Мистер Керр, он же Джокер - Иван Латушко. Наконец-то этот актёр получил большую роль, вернее, сразу две!.. Запомнились его Церемонимейстер в спектакле "Всё о Золушке" и Шпрехшталмейстер в "Принцессе цирка", но там негде было особенно разгуляться :). А здесь... Если мистер Керр - просто неумный, закоснелый человек, то Джокер - тонкий, хитрый негодяй. Он циничен, он не разбирает методов, ибо цель оправдывает средства, а его цель - власть. Власть! О, как он страстно произносит это слово!.. Ради власти Джокер не останавливается ни перед чем. Он играет в двойную игру с Королевами, обманывая обеих, он провоцирует и опять же обманывает Алису, он подставляет Шляпника, он использует Кролика... Окружающие для него - не более чем пешки, которые можно переставлять так и эдак. Актёр живёт, буквально купается в этой роли, и всё в нём прекрасно - и пластика, и вокал.

Шляпник - Андрей Гусев. Видела его в "Преступлении и наказании", там он играл Шарманщика. Шляпник великолепен. Настоящая "звезда", наслаждающаяся собственным великолепием. Очень здорово сыграно и спето. Очень.

Мартовский заяц - Дмитрий Воробьёв. Вполне неплох. Со Шляпником они составляют преотличный комический дуэт.

Гусеница. О, Гусеница! Как же великолепно она сделана - силами не только актрисы, но и не менее пяти-шести статистов, являющих собой иллюстрацию к понятию "членистоногое". Мы попали на Татьяну Батманову, которую я сразу узнала по "женскому басу" (которым она блистала в "Растратчиках"), но, между прочим, эту роль играет ещё и Оксана Костецкая. Что само по себе уже интересно. Гусеница прекрасна! Особенно её постоянно отваливающаяся хвостовая деталь, которая живёт своей жизнью...

Кролик - Марат Абдрахимов. Да! Замечательный и неподражаемый Марат Абдрахимов!.. Кролик восхитителен. Он "оформлен" в стимпанковом стиле (в какой-то момент его дочь, о которой далее, даже пытается завести его немаленьким таким ключиком) и двигается, как механическая игрушка. Это неописуемо, надо видеть!

В первоисточнике, кто помнит, упоминается некая Мэри-Энн, глупая и ленивая ученица. Так вот, в спектакле Мэри-Энн - это крольчиха! Да! Дочь Кролика, и такая же, как он, механически-заводная. Её играет Ирина Перова, о которой в программке сказано, что она лауреат вокального конкурса "Зажги свою звезду". В роли Мэри-Энн вокала почти нет, но актёрская игра Ирины выше всяких похвал. Весь спектакль она сохраняет на лице идиотски-важное выражение. Вообще парочка Кроликов вызывает сильные эмоции, тем более, что они периодически бегают (как бегают механические игрушки) по зрительному залу. Прекрасная находка!

Сёстры Алисы, Эдит и Лорина, они же Красная Королева и Чёрная Королева - Алина Винокурова (вижу впервые) и Карина Арбильяни (видела её в небольших ролях в "Золушке" и "Растратчиках"). Обе хороши! Королевы, как им и положено, борются за власть. А Эдит и Лорина, конечно же, лучше знают, что полезно для их сестры!

А самым полезным для Алисы оказалось-то общение с мистером Доджсоном. Это именно он научил её, что ради спасения жизни друга надо идти на всё, даже на риск для собственной жизни. Что есть на свете вещи более важные, чем выгода и положение в обществе. В конце концов именно Алиса спасает Шляпника и побеждает Джокера. Да, авторы пошли на значительное отклонение от сюжета книги, но оно того стоило! И Алиса, если вдуматься, в спектакле совсем другая, чем в книге. Та Алиса - благочестивая школьница, напичканная содержанием учебников и дающая окружающим уроки в любой ситуации. А эта Алиса - непосредственная, добрая, не терпящая никакой несправедливости девочка.

Ну и нельзя не сказать об ансамбле - это своеобразная "фишка" театра вообще и Марины Швыдкой в частности. Как всегда, это - просто чудо. О теле членистоногой Гусеницы я уже сказала. На сцене то и дело появляются то школьники из лицея, куда будет поступать Алиса, то шахматные фигуры, то карты, то страшилища из леса, а апофеоз - несколько фламинго, которые почёсываются, что-то склёвывают с пола и мелодично курлычут. Причём, фламинго существуют на сцене как бы сами по себе, что бы при этом ни происходило. Высочайший класс!

Я ничего не пишу о музыке - она, скажем так, действию не мешала. Нет, у многих персонажей есть удачные (ударные!) арии, но в целом музыкальный ряд как-то не запомнился. Костюмы прекрасны, сценография - сочетание объёмных деталей с проекцией - удачна. В целом - спектакль хороший, все молодцы, смотреть приятно.

Несколько картинок с просторов Сети, здесь частично другие актёры. Но Марат, я думаю, своего Кролика никому не отдаст, хоть и есть второй исполнитель. Как это было с Шутом в "Золушке" :) И очень жаль, что фото фламинго не нашла ни одного...

























Может быть, кому-нибудь интересно, что я писала о других спектаклях театра:

"Всё о Золушке", 2015
"Растратчики" - I, 2015
"Растратчики" - II, 2015
"Времена не выбирают", 2016
"Преступление и наказание", 2016
"Принцесса цирка", 2016
А вот здесь я писала про переезд театра и связанные с этим сомнения.

Московский театр мюзикла, крутизна неимоверная, зрительское, музыка, интересное

Previous post Next post
Up