(no subject)

Jan 03, 2016 00:39


4 ноября приехала я из Питера, и в тот же день понеслась в театр! Но... пока я проковырялась с записями про Польшу, моя рецензия на спектакль Театра Мюзикла "Растратчики" устарела. Устарела только по одной причине: спектакль сняли из репертуара. Я успела посмотреть его ещё раз, 20 декабря - это было самое последнее представление, и об этом я напишу отдельно. А пока - написанное по впечатлениям 4 ноября:

Повесть Валентина Катаева "Растратчики" (и созданная чуть позже на основе её пьеса) - произведение яркое, незаурядное, написанное лихим, смачным языком. Она ничуть не хуже "Двенадцати стульев" - книги, сюжет которой подсказал соавторам всё тот же Валентин Катаев. Чтение "Растратчиков" - огромное удовольствие: внимание читателя не ослабевает ни на секунду, следя за динамичным, живым сюжетом, а приступы неудержимого хохота накрывают на каждой странице! Книга не так популярна, как сочинение Ильфа и Петрова, исключительно по одной причине: сам Катаев, стремясь вписаться в "соцреализм", предпочитал не вспоминать о своей ранней изящной вещице. Не нам его за это осуждать.

Сегодня "Растратчики" ожили на сцене Театра Мюзикла, и это не может не радовать, потому что хорошие книги не должны забываться. К тому же спектакль невероятно хорош. Великолепная, запоминающаяся музыка Максима Леонидова, яркие костюмы, изумительные декорации, сочетающие в себе старое доброе мастерство художника и новейшие проекционно-световые технологии... А самое главное: артисты. Все, абсолютно все - выше всяких похвал. Вокал, хореография, массовые сцены - всё это заслуживает самой высокой оценки. Налицо мировой класс качества в сочетании с родным материалом!

Персонажи и ситуации спектакля (и книги) могли возникнуть только в постреволюционной России, что называется, "в угаре НЭПа". Бухгалтер Филипп Степанович Прохоров - в прошлом офицер, вспоминающий русско-японскую войну как лучшее время своей жизни. Ведомости, счёты и нарукавники обрыдли ему так же, как и некогда первая красавица жена. Этот характер великолепно сыгран Максимом Заусалиным. Большую часть сценического времени Филипп Степанович крепко пьян, но даже пошатываясь и заговариваясь, он сохраняет осанку и манеры аристократа. Не знаю, как это можно было сыграть - остаётся предположение, что Максим Заусалин и сам аристократ, а это неистребимо!.. Голос артиста не уступает его драматическому мастерству - звучит свободно и сильно.

Очень хороши Станислав Беляев (кассир Ванечка, невольный соучастник преступления Прохорова), Константин Соколов (курьер Никита, собственно, и заваривший всю кашу), Елена Моисеева (она играет две роли - жену Прохорова и мать Ванечки, и это два совершенно разных характера), Анна Гученкова (Изабелла, она же Дуся, искательница приключений и богатеньких "папиков"), Ксения Ларина (дочь Прохорова, в которую влюбляется Ванечка - олицетворение хрустальной чистоты).

Просто невозможно не отметить исполнителей небольших ролей. Это, наверное, особая изюминка спектакля! На сцене постоянно тусят (по-иному и не скажешь!) прохожие, девицы из номеров, цыгане, джигиты, крестьяне, киношные аристократы, бандиты (которые, в свою очередь, делятся на лиговских и одесских, и особенно прекрасна сцена драки)... Татьяна Батманова, поразив в роли цыганки "женским басом" (неожиданным в такой молодой и стройной девушке), чуть позже появляется в роли одной из девиц, а исполнительница другой девицы Карина Арбельяни преображается в Грушеньку, сестру Ванечки, добрую и испуганную крестьянку. Персонажей, сыгранных Маратом Абдрахимовым, я насчитала не менее восьми: это и главный одесский бандит, и ряженый "царский" министр, и председатель сельсовета Билялетдинов, и бессловесный, но очень выразительный цыган со скрипкой, и всегда узнаваемые фигуранты танцевальной и хоровой массовки. Прекрасен Официант в исполнении Аркадия Кашкина, выделывающий балетные па с невозмутимым лицом (и жареным поросёнком на блюде в руках). Восторг и сочувствие зала вызывает булочник Середа (кстати, реальное лицо!), сыгранный Евгением Вальцем: до революции его штрафовали за сходство с царём, а теперь заставляют играть этого самого царя в кино, а производство-то булочное стоит!..

Словом, спектакль - превосходный. Во всём, от первой до последней ноты. К сожалению, сейчас идут последние представления "Растратчиков" - спектакль будет закрыт, так решило руководство театра. Честно говоря, не могу понять, зачем резать эту прекрасную "курицу"!.. Ну что ж, нам остаётся только одно: успеть насладиться этим феерическим, искромётным и весёлым зрелищем!

Московский театр мюзикла, зрительское, Москва, музыка

Previous post Next post
Up