Но без седла невозможно ни стрелять с коня, ни сражаться с копьем в ближнем бою." - какая глупость! После этого воспринимать все эти кабинетные рассуждения вообще не получается...
Хе хе. Не только, хотя индейцы действительно хороший пример когда чуждая цивилизация освоила навык на ровном месте. На самом деле также ездили все "природные" всадники, особенно по молодости, "охлюпкой". У меня отец так еще умел, с ружьем в руках охлюпкой скакать.
Ну более адекватный традиционный взгляд скорее о том, что без жёсткого седла и стремян невозможны таранный удар фиксированным копьём за счёт инерции и веса лошади и полноценная рубка клинковым оружием. Стрельба из достаточно мощного лука по сектору в 360 градусов тоже проблематична. На самом деле скорее всего все три вещи можно делать и без стремян и жёсткого седла, но с ними их делать намного удобнее и требования к физической подготовке и навыкам всадника намного ниже (а для массового применения важно чтобы подобные кунштюки мог проделать не один эпический герой, а любой мало-мальски подготовленный боец).
я с Чечушковым во вконтакте общался, он сторонник ранней езды, хотя аргументов у него особо убедительных нет как я понял >Это позволило перейти к новой форме кочевого экстенсивного животноводства, где первую роль стали играть коневодство и овцеводство так-то коневодство первую роль играло уже в энеолитическом поволжье
"Дискуссия не когда стали ездить верхом, а когда появилась конница: и это действительно произошло в раннем скифском времени (Drews 2004). Хотя я полагаю, что уже в срубное время были первые эксперименты на этот счет, если судить по псалиям. А чтобы запрягать лошадь, нужно иметь очень развитые навыки обращения с ней, и уж точно верхом ездить умели, материальное подтверждения - изображения уздечек и недоуздков на неолитических конеголовых скипетрах (см. работы Дергачева и Ковалевской на это счёт), и, возможно, ботайская традиция коневодства
( ... )
Есть много энеолитических памятников, где кости лошади в значительном количестве. Но там далеко не все ясно с одомашненностью. Еще одно важное обстоятельство - откуда получены данные по костям - поселение или могильник, а также в каком контексте. Жертвенник или могила могут и не отражать реальное распределение стада, поэтому куда важнее поселенческие данные. Дергачев выдает желаемое за действительное
( ... )
понятно, что седло и стремена-облегчают верховую езду Но я вот все летние каникулы проводил в деревнях, от Урала до глубокой Восточной Сибири И везде особым шиком считалась езда молодых парней, используя только уздечку Для меня, горожанина-дико неудобно. Но я видел особых удалых парней, которые могли и без уздечки. Направляли движение лошади-бедрами. Очень неудобно но реально-я это все видел своими глазами И наивно считать, что в древности не было таких умельцев.
ПС собственно, на мой взгляд, можно судить про устойчивый навык верховой езды по анализу зубов лошадей есть ли натертости от уздечек или нет..
Да, собственно речь о всадничестве, а не умении скакать верхом.
"Так что пастухи-коневоды, скорее всего, ездили верхом " Возможно, но насколько часто и многие ли? Доступные палеоантропологические исследования не показывают специфических изменений у людей. Т.е. либо вовсе не садились на лошадь, либо делали это очень редко. Чечушков в интервью тоже ссылается на палеоантропологию.
Я по палеоантропологии не специалист, так что выскажу чисто гипотетические предположения: Во-первых, какое у степняков меднокаменного и раннебронзового века было хозяйство? Как я понимаю, не чисто кочевое и скотоводческое, а смешанное? То есть и охота-собирательство-рыболовство существенную роль играли, и земледелие? В таком случае коневоды едва ли составляли значительную часть населения. И если они были профессиональной группой, то их останков могли еще не найти (там же вроде выборка из десятков костяков), а если возрастной (молодежь пастушествует, взрослые землю пашут, например), то эти изменения не успевали развиться. Во-вторых, как я понимаю, при пастьбе лошадей отгонным способом в окрестностях постоянного поселения в седле можно проводить не так много времени, как при перекочевках с одного пастбища на другое. Кроме того, надо бы еще на скелеты нумидийцев посмотреть, вдруг у них тоже нет таких специфических изменений (а, возможно, есть другие), и эти изменения - свидетельство "правильной" верховой езды с седлом и уздой?
Смотря у каких степняков. В энеолите было больше разных групп и хозяйство, по всей видимости, различалось больше, где-то охота и рыболовство играли большую роль, где-то меньшую. В раннюю и среднюю бронзу, видимо, скотоводство преобладает в самых крупных группах типа ямной и катакомбной. Земледелия либо нет, либо оно предполагается в ограниченном количестве далеко на западе. Охота играет ограниченную роль
( ... )
Comments 40
Reply
Reply
На самом деле также ездили все "природные" всадники, особенно по молодости, "охлюпкой". У меня отец так еще умел, с ружьем в руках охлюпкой скакать.
Reply
На самом деле скорее всего все три вещи можно делать и без стремян и жёсткого седла, но с ними их делать намного удобнее и требования к физической подготовке и навыкам всадника намного ниже (а для массового применения важно чтобы подобные кунштюки мог проделать не один эпический герой, а любой мало-мальски подготовленный боец).
Reply
>Это позволило перейти к новой форме кочевого экстенсивного животноводства, где первую роль стали играть коневодство и овцеводство
так-то коневодство первую роль играло уже в энеолитическом поволжье
Reply
А насколько ранней?
О какой культуре энеолитического Поволжья речь?
В раннюю и среднюю бронзу кони далеко не на первых ролях в ведущих культурах типа ямной и катакомбной.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но я вот все летние каникулы проводил в деревнях, от Урала до глубокой Восточной Сибири
И везде особым шиком считалась езда молодых парней, используя только уздечку
Для меня, горожанина-дико неудобно.
Но я видел особых удалых парней, которые могли и без уздечки.
Направляли движение лошади-бедрами.
Очень неудобно
но реально-я это все видел своими глазами
И наивно считать, что в древности не было таких умельцев.
ПС
собственно, на мой взгляд, можно судить про устойчивый навык верховой езды по анализу зубов лошадей
есть ли натертости от уздечек или нет..
Reply
Reply
"Так что пастухи-коневоды, скорее всего, ездили верхом "
Возможно, но насколько часто и многие ли? Доступные палеоантропологические исследования не показывают специфических изменений у людей. Т.е. либо вовсе не садились на лошадь, либо делали это очень редко. Чечушков в интервью тоже ссылается на палеоантропологию.
Reply
Во-первых, какое у степняков меднокаменного и раннебронзового века было хозяйство? Как я понимаю, не чисто кочевое и скотоводческое, а смешанное? То есть и охота-собирательство-рыболовство существенную роль играли, и земледелие? В таком случае коневоды едва ли составляли значительную часть населения. И если они были профессиональной группой, то их останков могли еще не найти (там же вроде выборка из десятков костяков), а если возрастной (молодежь пастушествует, взрослые землю пашут, например), то эти изменения не успевали развиться.
Во-вторых, как я понимаю, при пастьбе лошадей отгонным способом в окрестностях постоянного поселения в седле можно проводить не так много времени, как при перекочевках с одного пастбища на другое.
Кроме того, надо бы еще на скелеты нумидийцев посмотреть, вдруг у них тоже нет таких специфических изменений (а, возможно, есть другие), и эти изменения - свидетельство "правильной" верховой езды с седлом и уздой?
Reply
Reply
Leave a comment