Big Scientific Problems

Feb 11, 2013 23:49

- Ты хочешь написать великую книгу? Это удается одному из сотни миллионов!
- Ну и что? В духовном отношении такая неудавшаяся попытка равна самой великой книге. Если хочешь, нравственно она даже выше. Поскольку исключает вознаграждение…
Сергей Довлатов. "Заповедник".

Есть такой математик Теренс Тао, лауреат медали Филдса, полный ( Read more... )

philosophy, life, blog

Leave a comment

Comments 67

(The comment has been removed)

andresol February 12 2013, 05:39:36 UTC
Я, наверно, потому сейчас столько задумываюсь над стратегией жизни, а не тактикой следующих нескольких лет, что боюсь опоздать. Заниматься инвестициями капитала и поддержкой талантливой молодежи я смогу еще много лет, до самой глубокой старости (и даже дальше). Был бы этот капитал и благие намерения.

Да, для людей, не задумывающихся над смыслом своего и чужого существования, деньги и их количество являются весомым, убедительным мерилом успеха. Подумаешь теорему доказал - кому она нужна! Ему за это дают миллион долларов - молодец мужик!

Так как Большое Открытие я вряд ли сделаю, то еще долго, многократно буду возвращаться к этой теме и спрашивать себя: все ли правильно я делаю?

Reply

(The comment has been removed)

anonymous February 13 2013, 10:12:50 UTC
Согласна с предыдущим комментатором. Эффективней человек действует, когда просто расслабляется. Тем более Вы не испытываете страха в отношении отдаленного будущего, так зачем сейчас метаться? Это как-то нелогично.
=)
Вам страшно из-за того, что Вы что-то упускаете, так может просто отпустить. Ведь, как говорится, если это Ваше, оно никуда от Вас не денется. Все эти волнения приводят к созданию красивых слов, атмосферы, но в реальности в науке всегда стоят задачи, которые решаются бесстрастными инструментами. Вам бы спокойно мат.методами овладеть. В конце концов, если бы не было блога, что бы Вы делали? Наверняка Ваша психология и способности были бы ближе к таковым Вашего брата. Вот у него способностей сделать Открытие наверняка выше...

Reply


saint_dragon February 12 2013, 05:44:23 UTC
И тут возникает еще более сложный вопрос. Сложный, потому что мало кто может ответить на него честно, нет, может, конечно, но чтобы до конца честно - мало кто. Это как про поиски смысла жизни - последовательное задавание себе вопроса "зачем?" и несколько сотен иттераций приводят к тому, что разбить на простейшие уже нельзя - оно и есть смысл. Я не помню, кто и где это обсуждал, но мысль занятная ( ... )

Reply

andresol February 12 2013, 06:53:50 UTC
Если задавать последовательные "зачем?": зачем готовиться к очередному экзамену, зачем писать еще одну статью, зачем становиться профессором - то станет ясно, что незачем. Не в них счастье. Я сейчас счастлив намного больше, чем когда-либо был счастлив раньше. И все это произошло во многом благодаря случайному стечению обстоятельств и импульсивным решениям, а не заблаговременному планированию.

Но сидит во мне с детства научное честолюбие, которое и привело меня вначале к победам на олимпиадах, а потом и к получению PhD. Сейчас я могу только повесить бумажки на стены, но нет ни капли сожаления о потраченных годах и усилиях. Возможно, мечта о Большом Открытии испарится через пару лет, но пока она сидит во мне, будут у меня такие моменты самокопания и фантазирования.

А так, ты права: делай, что тебе интересно и что считаешь правильным - и все в этой жизни получится.

Reply

saint_dragon February 12 2013, 18:19:34 UTC
Главное никогда не переходить грань честолюбия и тщеславия :-)

Но ты вообще молодец! Кому я тут мораль-то читаю! Я вообще никакого такого phd не хотела, как-то само собой меня затянуло в эту воронку, так и не вылезу все никак, жду, когда выплюнет :-)

Reply

andresol February 12 2013, 22:47:02 UTC
Спасибо. Ты тоже молодец.
Я же говорю, что сколько бы мы ни болтали, жизнь управляется случайностями.
И кто знает, какое PhD принесет больше радости: запланированное или случайное :)

Reply


могу подкинуть проблемку. большую, но разную. neo_der_tall February 12 2013, 10:58:41 UTC
создание виртуального разумного существа. ИИ, по сути. Не обязательно похожего на человека. Можно придумать разные критерии разумности.

Reply

Re: могу подкинуть проблемку. большую, но разную. andresol February 12 2013, 17:14:09 UTC
Да, ИИ - еще одна большая и пропиаренная проблема. Мое химическое образование тут напрямую вряд ли пригодится, но я бы, например, хотел некоего "голема", который мог бы читать и анализировать (не хуже профессоров) научные статьи. А сейчас статьи пишут иногда так, что человек ногу сломит, пытаясь понять, что и как они получили.

Reply

пропиаренность - фигня. neo_der_tall February 12 2013, 21:35:15 UTC
она и без этого - огого. Образование там... непонятно какое нужно. Да, программировать надо, по идее. А так.. годик почитать книги и нормально.

Но если про химию... Меня впечатлила идея неводных растворов в свое время. Там, кажется, непаханное поле - растворять можно в куче всякого. Например, в водородно-гелеевой плазме. Да, я про звезды 8) Если плазма это физика, то бывают остывающие звезды 8)

А вообще, людям нужен мега-аккумулятор. только есть ли в химии реакции чтоб "безопасно, энгергоемко, быстро и без диссипации в тепло".

Reply

Re: пропиаренность - фигня. andresol February 12 2013, 22:48:21 UTC
В том и проблема, что Больших Проблем много - надо выбрать свою, которая по душе и по зубам. Книжки почитать - ОК, а вот с программированием у меня пока как-то не складывалось, хотя есть у кого учиться.

Reply


luck243 February 12 2013, 11:50:41 UTC
философия хорошая вещь, да.

А у нас и у гуманитариев есть еще методология.

У вас тоже есть, но к старости далеко не все становятся методологами =)

Как говорит наш Академик Зинченко: "Есть два типа ученых: которые умеют делать дело, и которые учат, как делать дело, но сами его делать не умеют. Вторых называют методологами" =)))))))))

Reply

andresol February 12 2013, 17:17:59 UTC
Я бы сказал, что 90% профессоров-химиков становятся "методологами": сидят в своих кабинетах, пишут гранты, рецензии и раздают приказания студентам-аспирантам-постдокам. Нормальная ситуация: проф нашел деньги, дал первоначальное направление, аспирант придумал, что конкретно надо сделать, сделал это руками, написал статью, проф подправил статью и послал ее в журнал. Но бывают и крайности, когда проф только ставит свое имя под отправленной аспирантом статьей.

Конечно, чем группа больше, тем больше у профа административной рутины. Вот потому я хочу, пока голова еще соображает, держать размер моей научной группы минимальным - один человек.

Reply

luck243 February 12 2013, 18:10:31 UTC
не =)) Методолог и руководитель группы - это разное =) Ну кавычки тут правильно поставил =)))

Можно на ты? У нас разница 3 года всего

Reply

andresol February 12 2013, 18:28:43 UTC
Да, конечно, можно на ты.

Reply


thrasymedes February 12 2013, 12:03:09 UTC
Правильное определение большой проблемы:
это такая проблема, что даже если ты не достигнешь успеха в ее решении, никто не будет над тобой смеяться.
Вариант для тех, кто боится критики и конкуренции

Reply

andresol February 12 2013, 17:22:27 UTC
Смеяться не будут, но и денег под ее решение не дадут :)
У математиков такой путь еще прокатывает (много ли им надо, преподаванием заработают), а вот, например, химики могут уйти с головой в какой-нибудь "ориджен оф лайф" только когда они уже заслуженные эмеритусы.

Я для себя заметил, что чтобы добиться маленькой цели, надо изначально ставить большую цель. Чтобы добиться большой цели, надо ставить очень большую цель.

Reply


Leave a comment

Up