В продолжение
темы
K9 "Тандер" компании "Ханва" (слева) и M109G "Краит" от "Руаг" (справа) в ходе зимних испытаний на полигоне "Остланне" (Рена, январь 2016 г.) © Foto: Simen Rudi / Forsvarsmateriell
Размышлизмы редакции Offisersbladet
о возможном выборе Норвегией французской самоходной гаубицы оказались всего лишь беспочвенными фантазиями, позволившими корреспондентам издания смотаться за казенный счет в экскурсию на завод "Некстер".
Увы, но обновленного запроса от Норвегии там так и не дождались. Вместо этого их отправили поставщикам из "Ханва" и "Руаг", для которых установили срок подачи новых заявок до 15 сентября. Сейчас с обеими компаниями идут активные переговоры, которые будут продолжаться до передачи проекта закупок на утверждение в парламент.
"Похоже, перед Рождеством мы наконец-то сможем заключить контракт", - рассказал изданию Teknisk Ukenblad Нильс Инге ТРАЕН (Nils Inge Træen), менеджер проекта в агентстве материально-технического обеспечения "Фма" МО Норвегии (FMA - Forsvarsmateriell).
Напомним, что норвежская армия ещё с 2006 года лелеет планы приобрести от 18 до 24 новых 155 мм САУ с дальнобойностью около 40 километров для замены своих САУ M109A3GN/M германского производства, принятых на вооружение в далеком 1969-м, эксплуатируемых в течение почти 50 лет, и после всех модернизаций стреляющих всего на 28 км.
Из-за отказа в 2013 году от шведских "Арчеров" вооруженные силы страны прошли через достаточно сложные процедуры согласования новой программы развития этого вида артиллерийских систем. По итогам обсуждения и с учетом резкого изменения обстановки в Европе решили закупить максимально готовые к поставке машины, с наименьшим количеством требуемых изменений в конструкции, со значительным опытом производства и эксплуатации в нескольких странах, что должно было гарантировать относительно невысокую стоимость жизненного цикла. Еще одним требованием стало повышение уровня защищенности от мин, фугасов, шрапнели и осколков, по сравнению с M109A3GN/M. Идущие им на замену машины должны быть поставлены в войска к 2020 году.
В апреле 2015 года тогда ещё служба тыла "Фло" ВС Норвегии (FLO - Forsvaret logistik organisasjon) выбрала четырех участников конкурса:
1) PzH 2000 ("Краус-Маффей Вегман", Германия); 2) К9 "Тандер" ("Ханва", Южная Корея); 3) М109 "Краит" ("Руаг", Швейцария); 4) "Цезарь" ("Некстер", Франция) © Foto: Forsvarsmateriell
Только на аренду этих четырех машин затратили почти 40 млн. крон (более 3 млн. долл.). С 11 по 30 января 2016 года на региональном полигоне "Остланне" (Østlandet) их тестировали в зимних условиях на нескольких площадках по 13 пунктам с измерением 118 параметров. Накопили террабайты информации, которые потом удачно удалось использовать повторно,
но об этом как-нибудь в другой раз.
По итогам испытаний в августе того же года уже в агентстве материально-технического обеспечения "Фма" МО Норвегии (FMA - Forsvarsmateriell) объявили, что во второй тур конкурса вышли К9 "Тандер" и M109G "Краит".
K9 Thunder
M109G KRAIT
(М109L47 KAWEST)
Производитель
Hanwha Techwin
(ранее Samsung),
Южная Корея
RUAG Land Systems,
Швейцария
В производстве/эксплуатации
1994/1999
1995/1998
Калибр орудия, мм
155
155
Длина ствола, калибры/мм
52/8 060
47/7 290
Максимальная дальность стрельбы
ОФС стандарта JB MoU, км
40
36
Боекомплект, выстрелов
48
40
Заряжание:
снаряды
заряды
автоматическое
ручное
полуавтоматическое
ручное
Максимальная скорострельность;
первые выстрелы
первые 3 мин.
непрерывно в течение 1 часа
3/15 сек.
6-8 выстр./мин.
2-3 выстр./мин.
3/15 сек.
8 выстр./мин.
2 выстр./мин.
Углы ГН, град.
360
360
Углы ВН, град.
-3,5…+68,0
-3…+75,0
Экипаж, чел
5
6
Длина со стволом, мм
12 000
11 400
Ширина, мм
3 400
3 180
Высота, мм
2 730
3 200
Боевая масса, кг
46 300
42 000
Мощность двигателя, л.с.
тип
трансмиссия
1000
дизель MTU 881 Ka-500
Allison X1100-5A3
405
Detroit diesel 8V71T w
Allison XTG-411-4
Удельная мощность, л.с./т
21,6
16,3
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
67
56
Запас хода по шоссе, км
490
230
Клиренс, мм
> 410
460
Максимальный уклон, %
60
47
Максимальный боковой наклон, %
30
36
Эскарп, мм
750
750
Окоп, мм
2 800
1 830
Брод, мм
1 500
1 070
Как много раз утверждали потом специалисты издания Teknisk Ukenblad, однозначным фаворитом тендерной гонки стал корейский кандидат. Немного о причинах такого выбора.
Для начала об очевидном уже аутсайдере. САУ "Цезарь" на колесном шасси 6×6 может двигаться по шоссе со скоростью до 80 км/ч, и имеет значительно бóльший запас хода, чем у её соперников на гусеницах. Кроме того, в рамках французской доктрины заморских операций в Мали и Центральной Африке эта артиллерийская система специально адаптирована для переброски на большие расстояния на борту транспортных самолетов, начиная с C130J, A400 и выше.
Погрузка САУ "Цезарь" на борт С-130 "Геркулес". В свое время норги сильно напирали на потребость именно в такой опции, но на поверку это оказалось всего лишь
удобной отмазкой от "Арчеров" © Foto: Nexter
Гидропневматическая подвеска обеспечивает быструю стабилизацию на огневой позиции. Открытое расположение орудийного расчета при ведении стрельбы значительно снижает нагрузки на экипаж и уменьшает его усталость. Но это же является и очевидным недостатком современных колесных САУ, таких как "Цезарь" и израильская "Солтам атмос", так как одновременно существенно уменьшается и защищенность личного состава на огневой позиции. Этим обстоятельством можно пренебречь при ведении колониальных войн, когда вероятность эффективной контрбатарейной стрельбы не столь высока. Но в противостоянии с сильным и высоко технологически оснащенным противником такой недостаток может стать критическим.
Дополнительно эксплуатация открытых артсистем затрудняется в неблагоприятных условиях арктического климата, что более чем актуально для Норвегии.
САУ "Цезарь" в ходе зимних испытаний на полигоне "Остланне" (Рена, январь 2016 г.) © Foto: Forsvarsmateriell
Швейцарская "Руаг" предложила Норвегии САУ под официальным обозначением M109G (KRAIT). Расшифровки аббревиатуры нигде не найти, но под ней скрывается вариант
M109L47 (KAWEST) (Kampfwertsteigerung - обновление боевых возможностей) - модернизированных ветеранов M109А1/A2 с повторным использованием их корпусов, башен и некоторых агрегатов. При этом орудие 155/39 мм заменяется новым 155/47 мм собственной швейцарской разработки и производства, с хромированным изнутри стволом. При незначительно возросшей силе отдачи, масса нового орудия больше оригинала всего на 100 кг. Зарядная камора объемом 23 литра обеспечивает использование всех 155 мм боеприпасов стандартов НАТО и JB MoU (Joint Ballistic Memorandum of Understanding). Максимальная дальность стрельбы из гаубицы возросла до 36 км.
Для ВС Швейцарии такое решение считалось оптимальным с точки зрения боевой и экономической эффективности. Причем согласно заявлению специалистов "Руаг", дальнобойность их орудия увеличивается до 40 км при использовании германско-ЮАРовского активно-реативного снаряда "Ассагай" (Rheinmetall Denel Advanced Assagai ERFB - Extended Range Full Bore).
Высокий темп стрельбы достигается ускорением процесса заряжания за счет использования телескопического досылателя и резервного магазина с четырьмя готовыми к стрельбе зарядами справа от ствола. Однако система не полностью автоматическая - один заряжающие должен сначала вручную уложить в приемный лоток снаряд, а затем второй также вручную досылает метательный заряд. Даже с учетом сокращения экипажа с восьми до шести человек такие новшества позволяют за 15 секунд произвести три выстрела подряд, а затем поддерживать постоянный темп стрельбы более двух выстрелов в минуту.
M109G "Краит" (M109 KAWEST) в ходе зимних испытаний на полигоне "Остланне" (Рена, январь 2016 г.) © Foto: RUAG
Увеличение дальности и темпа стрельбы сделали возможным для швейцарской САУ применение эффективной тактики "стреляй и двигайся". Но для второго глагола немаловажную роль играет мобильность машины, а ее при использовании старого двигателя и трансмиссии M109 явно недостаточно. На покрытой глубоким снегом гористой местности швейцарские САУ без помощи снегоуборочных машин ненамного превосходят по проходимости своих нынешних норвежских родственников M109A3GN/М, главным образом из-за небольшой разницы в удельной мощности - 16,3 л.с./т против 14,7.
Теоретически, эти характеристики M109 KAWEST существенно улучшаются при установке более мощного двигателя, новой коробки передач и с заменой стальных гусениц резиновыми. Только за счет последнего теоретически проходимость на сыпучих грунтах должна возрасти на 19%. При этом одновременно снизится и масса машины - резерв, который можно использовать, например, для повышения защищенности. Ведь оригинальные сварные корпус и башня из алюминиевых сплавов выдерживают попадания только пуль стрелкового оружия калибра 7,62 мм. В ходе модернизации M109 KAWEST получили дополнительные элементы бронирования на верхних листах - не такое уж существенное отличие от базовой версии. В "Руаг" заявляли о готовности провести аналогичные работы для передней и боковых проекций, а также усилить противоминную защиту днища. Но ни одна из этих перспективных разработок пока не проверена на практике и не доступна заказчику, что в очередной раз приведет к затягиванию сроков реализации программы.
Схема дополнительной баллистической зашиты верхней проекции М109 KAWEST © Ruag /
YouTube Click to view
https://youtu.be/iT-uTIY1FOs К9 "Тандер" лишена таких недостатков, а кроме того, её 155 мм орудие с длиной ствола 52 калибра обладает бóльшей дальнобойностью. Во время испытаний на шведском полигоне "Равлунда" (Ravlunda) в присутствии специалистов НИИ "Ффи" МО Норвегии (FFI - Forsvarets Forsknings Institut) корейская САУ забросила снаряд IM HE-ER c донным газогенератором аж на 43,6 км.
Высокоточные 155 мм осколочно-фугасные снаряды семейства IM HE-ER (Insensitive Munitions, High Energy - Extra Range) норвежской компании "Наммо" предназначены для поражения легкобронированных и незащищенных целей. Современное взрывчатое вещество IM обеспечивает увеличенный фугасный и бризантный эффект. Для повышения дальности стрельбы в полое дно снаряда может устанавливаться твердотопливный газогенератор, который снижает данное сопротивление © Foto: Thomas Danbolt / NAMMO
Испытательные стрельбы САУ К9 "Тандер" снарядом IM HE-ER. На снимке хорошо виден факел горящего донного газогенератора (полигон "Равлунда", Швеция, 2016 г.) © Foto: Thomas Danbolt / NAMMO)
Кроме того, в своем классе К9 является мировым лидером по массовости серийного производства и географическому охвату применения. Например, в сравнении с общим количеством 693 САУ от "Руаг" (Швейцария 348, Италия 260, Объединенные Арабские Эмираты 85) только в армии Южной Кореи эксплуатируются 1136 K9. В Турции по лицензии в 2004-2012 гг. произведено 350 САУ этого типа. Под обозначением Т-155 "Фертина" они прошли проверку в реальных боевых действиях во время войны в Сирии. Поляки купили два шасси и 22 их сборочных комплекта в качестве основы для последующего развертывания собственного производства 120 новых 155/52 мм САУ "Краб". В многострадальном индийском тендере, после продолжительных испытаний 2013-2014 гг. в пустынной и горной местности "Тандер" победил российского конкурента. Гибридный вариант оснащения САУ "Мста-С" на шасси Т-72 орудием 155/52 мм уступил проверенным корейским решениям по большинству показателей, включая подвижность, точность и скорость стрельбы. В Австралии К9 выиграл у немецкой PzH 2000 во втором туре конкурса, хотя подписание контракта так и не состоялось по финансовым соображениям потенциального заказчика.
Как видите, основания для смелых и неоднократных заявлений у журналистов Teknisk Ukenblad довольно веские.
Click to view
https://youtu.be/IxS_KPDDwNY Но, как бы то ни было, официально победитель конкурса так и не был назван. В июне 2016 года норвежские амбиции заключались в намерении заключить твердый контракт к середине 2017-го. И вдруг неожиданно все замерло, поскольку появился новый долгосрочный план развития ВС Норвегии (2017-2035), который стал отправной точкой для затянувшегося
исследования потребностей наземных сил (Landmaktutredning - LMU), продолжающегося до настоящего времени. На это время приостановили практически все программы закупок для СВ и Хемверна. Заморозили и второй этап конкурса по закупке САУ с двумя оставшимся претендентами К9 "Тандер" и М109 "Краит".
За это время успели благополучно завершиться начавшиеся несколько позже аналогичные тендеры в двух других скандинавских странах -
"Ханва" стала победителем у финнов, в то время как
"Некстер" выиграл у датчан. Даже Эстония, особо не заморачиваясь проведением собственных конкурсов,
подписала в феврале 2017-го меморандум о взаимопонимании с корейцами о начале переговоров по закупке все той же K9 "Тандер". В случае успешного подписания контракта планируется в 2021 году начать поставки 12 САУ из наличия бывших в эксплуатации в Южной Корее.
И вот, Норвегия наконец-то начала готовиться к завершению своего широкоизвестного в узких кругах долгостроя.
Уже известно, что независимо от окончательного выбора победителя, компания "Конгсберг" (Kongsberg Defense Systems) оборудует будущие норвежские САУ современными интегрированными боевыми системами (ICS - Integrated Combat System) - несколько более простой версией БИУС, устанавливаемой на новых и
восстановленных боевых бронированных машинах СВ Норвегии на шасси CV90. В представлении маркетологов "Конгсберг" данная БИУС описывается как "современное решение для цифровой обработки данных, основанное на стандартах открытой архитектуры подключения и интеграции датчиков, оружия, коммуникационных сетей и систем безопасности на наземной военной технике следующего поколения". В августе "Конгсберг" уже подписала контракт с "Ханва" (Hanwha Land Systems) об установке БИУС ICS на САУ "Тандер" для оборонительных сил Финляндии.
И тут как гром среди ясного неба грянули новости из Южной Кореи: в ходе совместного с США крупномасштабного учения вооруженных сил двух стран 18 августа взорвался боекомплект одной из САУ К9.
Корейские САУ K9 "Тандер" на учении вблизи демилитаризованной зоны (Паю, 5 сентября 2017 г.) © Foto: Ryu Seung il
В результате взрыва двое корейских военнослужащих погибли на месте. Повреждения различной степени тяжести получили еще пятеро, один из которых скончался в госпитале через три дня. Посмертно все трое представлены к присвоению очередного воинского звания.
Похороны первых погибших на военном кладбище (Соннам, 21 августа 2017 г.) © Foto: Yonhap News
Инцидент произошел при проведении практических стрельб на артиллерийском полигоне "Чорвон" (Cheorwon) провинции Ганвон, в непосредственной близости от демилитаризованной зоны на границе с КНДР. Предварительно к возгоранию зарядов и последовавшему за ним взрыву боезапаса привел прорыв в боевое отделение раскаленных пороховых газов из казенника орудия в момент выстрела. До выяснения всех обстоятельств случившегося корейская армия прекратила участие САУ K9 в учении, временно запретила выполнение ими стрельб, но не собирается отказываться от их эксплуатации. Пока произошедшее рассматривается исключительно как результат технической неисправности, а не недостатков в конструкции артустановки.
Разумеется, на таком фоне критические вопросы надежности и безопасности применения артиллерийских систем данного типа встали во весь рост перед оборонными ведомствами Финляндии и Норвегии. Обеим странам корейские власти обещают максимально оперативно предоставить полный отчет о расследовании трагического инцидента.
Источники:
1. Гром с небес… или очищающий огонь норвежской артиллерии? Ответ прост! (
Befalsbladet - Norges Offisersforbund)
2. Норвежская армия получает новую артиллерию на Рождество (
Teknisk Ukenblad)
3. Участие гаубиц K9 в учении прекратилось после взрыва (
Yonhap News)
(продолжение следует)