Аэродромные трактора ВВС Норвегии: Пока суд да дело

Oct 08, 2017 14:15

В продолжение темы



© Airman 1st Class Alexander Cook / Blue Aerospace

19 сентября в окружном суде Осло состоялись предварительные слушания по иску к министерству обороны Норвегии от компании "Блю аэроспейс" (Blue Airspace) из Флориды. Там юристы американцев заявили, что агентство материально-технического обеспечения "Фма" (FMA - Forsvarsmateriell) манипулировало тендерным процессом на поставку военно-воздушным силам аэродромных тракторов, а норвежская компания "Хессельберг" (Hesselberg Maskin) не имела права на победу со своими транспортёрами "Фрезия" модели "Атлас-ТТ" (Fresia Atlas TT). На основании этого истец требовал признания недействительными итогов конкурса и компенсации в размере 26 млн. крон (3,1 млн. долл).



Транспортер "Атлас-ТТ" © Foto: Fresia

Представители военных в свою очередь заявили, что "Блю аэроспейс" изначально не имели никаких шансов на победу, так как их трактор модели B250 не соответствует минимальным требованиям технического задания, превышая на 50 сантиметров максимально допустимую пятиметровую длину.



Транспортер В250 © Foto: Blue Airspace / JBT AeroTech

От такой наглости их оппоненты, мягко говоря, офигели: "Мы слегка удивлены тем, что министерство обороны, как государственное учреждение, действует подобным образом", - рассказал Мортен ОСЛИ (Morten Åsli), представляющий "Блю аэроспейс" в странах Скандинавии. Любые доступные данные по В250 показывают, что его длина всего 4,71 метра.



Отсюда

И именно такое значение было указано в конкурсной заявке. Но в "Фма" неплохо умеют пользоваться поисковиком "Гугла", и им удалось найти гражданскую спецификацию В250 с максимальной комплектацией навесного оборудования для буксировки крупных авиалайнеров, таких как "Боинг-737". Понятно, что это не имеет никакого отношения к модификации, предложенной вооруженным силам Норвегии.



Аэродромный трактор В250 трудится на авиашоу "Ле-Бурже" под Парижем © Foto: JBT AeroTech

Но, по крайней мере, это позволило им привести в суде хоть какой-то формальный повод, объясняющий причины их отказа.

- Если вы хотите мерить длину, включая и точки крепления, это зависит от выбора тех точек, которые вы будете использовать. А такого уточнения не было в задании, - говорит ОСЛИ.

Представитель генпрокуратуры Норвегии (Regjeringsadvokaten) Торье СУНДЕ (Torje Sunde) в суде был предельно жесток в своих оценках. Он считает, что министерство обороны проводило тендерное соревнование с грубыми нарушениями процедур. Критерии присуждения и модель оценки были настолько неясными и дали одному из клиентов такое преимущество, что его следует считать незаконным. Поэтому ни "Хессельберг", ни "Блю аэроспейс" не могут быть названы победителями конкурса, а его итоги должны быть аннулированы.

Однако и требуемый размер компенсации он считает чрезмерным и необоснованным, поэтому американцы могут рассчитывать не больше, чем на 100 000 крон (12 тыс. долл.).

В свою очередь, представители "Блю аэроспейс" продолжали откровенно педалировать вопрос о том, как в протоколе закупок "Фма" могло оказаться измененным с "нет" на "да" соответствие "Атлас-ТТ" обязательному требованию по использованию авиационного топлива F-34. Это уже тянет на серьезное нарушение закона.

А теперь следите за руками. Суд начался 21 сентября. Поскольку даже в генпрокуратуре сразу признали, что претензии американцев вполне обоснованы, скорее всего, результаты конкурса придется отменять. Но ведь решения по делу пока нет? И поэтому прямо одновременно с этим министерство обороны завершает закупки по контракту.



Первые из 12 новых тракторов "Атлас-ТТ" уже засветились в Суле во время первого же визита в Норвегию AW101 © Foto: Martin Mellquist / Forsvaret

В дополнение к ранее уже профинансированной поставке 12 "Атлас-ТТ" для буксировки новых поисково-спасательных вертолетов AW101, военные оплатили у "Хессельберг" ещё 12 машин того же типа для авиабазы Эрлан, куда в ноябре должны прилететь первые три F-35.



Трактор "Атлас-ТТ" буксирует F-35 на авиабазе Эрланн в конце 2019 года



При таком подходе 26 миллионов иска "Блю аэроспейс" уже не кажутся какими-то заоблачными цифрами. А это значит, что министерство обороны Норвегии рискует заплатить за свои аэродромные трактора сумму в два раза больше изначально планировавшейся. Причем заодно так и останется без столь нежно лелеемой ими опции на возможность использования авиационного топлива.

Источники:

1. Сантиметры могут стоить государству 26 миллионов (Teknisk Ukeblad)
2. Закупка партии проблемных тракторов (Klassekampen)


Lu​ftforsvaret, Норвегия, скандалы, norway, аэродромные трактора, forsvaret

Previous post Next post
Up