Коллега
desyat_v справедливо попрекнул, что совсем заброшен рассказ о "возрождении военного кораблестроения в Норвегии", поэтому
в продолжение темы:
Эскизное изображение патрульного корабля БОХР ВМС Норвегии проекта 6615 в арктических льдах. Первый корабль в серии предварительно получил имя "Арктик" (Arctic) и бортовой номер W350 © Bilde: Forsvarsmateriell
Как водится, громкие заявления политиков оказались небольшим преувеличением. Даже если как следует поднапрячься, первый новый корабль появиться уже в 2018-м никак не сможет.
Действительно, на 2017 год по проекту 6615 в военном бюджете выделили сразу аж целых 2,812 млрд. крон (около 350 млн. долл.) - примерная стоимость одного патрульного корабля. Но в реальном мире все происходит немного иначе. Для начала министерство обороны поручило Агентству материально-технического обеспечения "Фма" (FMA - Forsvarsmateriell) приобрести корабли у предприятий норвежской промышленности в строгом соответствии с процедурами "Положения о госзакупках" для оборонного сектора. И тут сразу вспомнили, что парламент одобрил проект 6615 еще в бюджетных предложениях 2013/2014. Правительство приняло решение об увеличении серии до трех кораблей и строительстве их на национальных заводах в 2016 году. А такое изменение означало, что министерство обороны должно повторно отправить проект на обсуждение в Стортинг. Решено было это сделать после выбора подрядчиков.
В декабре 2016-го министерство обороны предварительно отобрало шесть потенциальных кандидатов, которым направили спецификации для участия в конкурсе:
Westcon Yards AS
Fitjar Mekaniske Verksted AS
Havyard Ship Technology AS
Ulstein Verft AS
Kleven Maritime AS
Vard Langsten AS
И на этом этапе в Норвегии сразу же развернулся небольшой холивар по поводу того, что концепция проекта, разработанная ещё в 2013 году
компанией LMG Marin, якобы за пять лет откровенно устарела. Дескать, вместо обычной дизель-электрической ГЭУ с приводом на винты через вал во всех приличных странах давно уже устанавливают гибридные двигатели с СПГ, аккумуляторными батареями, рекуператорами тепла и движителями AZIPOD. Мол, если на этапе строительства это и выйдет "слегка" дороже, зато характеристики кораблей заметно улучшатся. Также это позволит в будущем сэкономить при эксплуатации, а ещё на 20% снизятся выбросы углекислого газа в атмосферу Арктики.
ПК БОХР "Арктик" в арктических льдах (эскиз). Цветовая гамма кагбэ намекает… © Bilde: Forsvarsmateriell
Как вы понимаете, последний довод - больное место скандинавов, поэтому прения по данному вопросу снова вышли на уровень правительства, где вежливо сошлись в схватке министр обороны Ине ЭРИКСЕН-СЁРЕЙДЕ и министр экологии и окружающей среды Видар ХЕЛЬГЕСЕН.
Ine Marie Eriksen Søreide og Vidar Helgesen © Foto: Høyre
Впрочем, однопартийцы довольно быстро согласились перенести "на потом" и это решение , потому что, помимо прочего, окончательный дизайн кораблей тоже будет зависеть от выбора подрядчика, так как далеко не все норвежские заводы обладают соответствующими технологиями и компетенциями.
Поскольку сроки подачи заявок истекли 15 марта 2017 года, в начале апреля "Фма" официально объявило, что их подали только три верфи:
Westcon Group AS, Ølensvåg
Kleven Verft AS, Ulsteinvik
Vard Group AS, Langsten/Tomrefjord
…и что в агентстве не имеют ни малейшего представления, почему остальные три не захотели этого сделать.
Здесь уместно вспомнить прошлого года декабрьский материал издания
Skipsrevyen о выборе первых шести кандидатов: "Как может увидеть наблюдательный читатель, попадание в список некоторых из преквалифицированных не может не удивлять. Примерная стоимость одного корабля в 2 млрд. крон дает хорошее представление о сложности проекта". Не зная детально обстановку в судостроительной отрасли Норвегии, сложно достоверно сказать, на какие тонкие обстоятельства так толсто они намекали. Но, вероятно, ситуация там действительно непростая, мягко говоря, если больше никого не выбрали, и при этом не последовало громких жалоб от других верфей, что их незаконно обидели.
Собственно, для тех, кто в теме, никакого откровения в этом нет. Еще
в октябре прошлого года сами норги писали, что ...К участию в конкурсе будут привлечены верфи норвежских судостроительных заводов Kleven, Ulstein и Vard, которые потенциально способны выполнить заказ. Только с Ulstein Verft ошибочка вышла, вместо неё третьей стала Westcon Group. Зато благодаря этому можно сразу вычислить одного аутсайдера и двух лидеров гонки за многомиллиардным контрактом по госзаказу.
Как бы то ни было, страницу проекта 6615 на официальном сайте агентства
откорректировали 19 июня и теперь там сообщается, что их дальнейшие планы включают:
Переговоры (2017)
Обсуждение в парламенте и утверждение рамок проекта (весна 2018 г.)
Заключение контракта (2018 год)
Разработка детального проекта (2018-2019)
Строительство (2019-2024)
Испытания (осень 2021 г.)
Поставка первого корабля (2022)
Фрегаты БОХР "Нордкап" (1981), "Сенья" (1981) и "Анденнес" (1982) спланированы к выводу из боевого состава в 2022-2024 гг., по одному в год, каждый одновременно с передачей флоту очередного нового патрульного корабля типа "Арктик".
В настоящее время агентство материально-технического обеспечения "Фма" ведет переговоры со всеми потенциальными подрядчиками из списка, но больше этого озвучивать не торопится, ссылаясь на коммерческую тайну. Несмотря на все усилия корреспондентов
Teknisk Ukeblad пока отказываются от комментариев и представители трёх верфей.
(продолжение следует)