Бригадный генерал Арил БРАНДВИК жонглирует перспективами наземных сил: "Мы собираемся дать рекомендации, в которых укажем и слабые стороны предложенных решений, и то, как эти недостатки можно устранить, и чего нам это будет стоить" (с) Bilde: Oddmund Mikkelsen
Подписанные на блог
bmpd уже
могли видеть перевод от
"ИноСМИ" статьи Фритьофа ЯКОБСЕНА (Frithjof Jacobsen) из Verdens gang "Русские перевернули норвежские вооруженные силы с ног на голову" (
Russerne har snudd det norske Forsvaret på hodet).
Но это именно тот случай, который называется "Рабинович напел", поэтому для получения внятной картины настоятельно рекомендую обратиться к первоисточнику.
Итак, началось все в июле 2016-го, когда правительство и парламент Норвегии поручили министерству обороны провести исследование перспектив развития сухопутного компонента вооруженных сил страны. Специальная рабочая группа штаба вооруженных сил начала работать в ноябре 2016-го с участием представителей всех видов ВС, объединенного оперативного командования, службы тыла "Фло" и НИИ "Ффи".
Жесткие дебаты вокруг их работы разгорелись практически сразу, вызвав немало скандалов и наделав громкого шума.
Когда осенью прошлого года правительство представило долгосрочный план развития вооруженных сил на 2017-2034 гг., оказалось, что ничего конкретного по сухопутному компоненту там нет. Якобы этот сложный вопрос потребовал углубленного изучения, стал предметом отдельного исследования, результаты которого должны быть представлены позднее.
Подливало масла в огонь еще то, что одновременно куда-то "на потом" переносились и все закупки новых В и ВТ для сухопутных войск. Наиболее непримиримые критики тут же во всеуслышание заявили, что такой финт позволит министру обороны продолжить контролируемую ликвидацию армии, как это происходило в течение предыдущих десятилетий, доведя всю армейскую организационную структуру, по сути, до одной-единственной бригады.
Генералы до хрипоты спорили с гражданскими и наоборот. "Радикалы", давно свившие гнездо в НИИ "Ффи", требовали развивать современные высокотехнологичные системы вооружения и отдавали пальму первенства легким мобильным силам. Оппонировавшее им "консервативное" крыло утверждало, что ещё ни одна война не выигрывалась без достаточного количества "сапог на земле". Ратуя за сохранение и развитие бригадной структуры, защитники "традиционной" армии дополнительно напирали на то, что аналогичная организация принята в большинстве стран НАТО, а значит в случае угрозы войны будет проще принимать и интегрировать союзные войска на своей территории.
Наконец, в прошлый понедельник 19 июня главком ВС Норвегии адмирал Хакон БРЮЮН-ХАНСЕН официально представил общественности доклад о ходе работ и предварительных результатах исследования. Наверное в оборонном ведомстве пошли на это просто для того, чтобы хоть немного снизить градус обвинений и отвлечь внимание от себя - подкинув противникам новую информацию, повысив тем самым накал страстей в их спорах между собой.
- Несмотря на то, что работа завершится только после внесения правительством законопроекта на обсуждение в парламенте [в октябре 2017-го, одновременно с проектом бюджета], я считаю, что данный отчёт даёт хорошее представление о направлении нашей работы и тех дилеммах, с которыми мы столкнулись. Важно подчеркнуть, что это пока ещё не сами выводы, но только описание текущего статуса исследований...
Долгосрочный план развития ВС на период до 2034 года предусматривает инвестирование около 54 млрд. крон в области, не связанные с наземными силами. А на них в этот же период запланировано выделить около 180 млрд. крон. Качественная оценка перспектив развития сухопутного компонента вооруженных сил должна гарантировать, что принятые политические решения будут основаны на профессиональных рекомендациях, чтобы реализовать эти средства наилучшим способом из возможных.
Для формирования целостного представления о докладе, главком учредил референтную группу с участием представителей руководства Управления по делам ГО и ЧС, а также Управления полиции из Министерства юстиции и общественной безопасности, из Совета территориальной обороны, НИИ "Ффи" Министерства обороны, военной миссии НАТО в Брюсселе, Управления национальной безопасности, а также компаний "Конгсберг групп" и "Наммо". Руководит рабочей группой бригадный генерал Арил БРАНДВИК (Aril Brandvik).
С полным текстом доклада можно ознакомиться
в формате PDF, либо посмотреть видео презентации на YouTube:
Click to view
https://youtu.be/gRJjs94Xr7k Для тех же, у кого ещё осталось доверие к нам с Гуглопереводчиком, предлагаю выжимку наиболее интересных моментов документа. Здесь сразу хочу обратить внимание на использованный термин "наземные силы" (Landmakt), чтобы подчеркнуть - в докладе речь идет не только о сухопутных войсках (Hæren), но и о других структурах ВС Норвегии, связанных с ведением наземных операций. Большей частью это относится к Хемверну (Heimevernet), но не только (радиоэлектронные войска, служба тыла "Фло" и др.).
Первые два раздела "Введение" и "Методика исследования" особого интереса не представляют, поэтому мы их опускаем и сразу переходим к третьему.
Современные вызовы наземным силам
Оперативная и боевая готовность играют решающее значение для наземных сил, включая их техническую оснащенность, укомплектованность, организационную структуру и дислокацию. Долгосрочный план развития ВС Норвегии (2017-2034) описывает ряд мер по повышению готовности войск (сил), и некоторые из его положений вступят в силу уже в текущем году. Но в связи со значительными задержками, реализация этих планов будет продолжаться до 2020 года.
В соответствии с основным предназначением Хемверна (ХВ), его боеготовность оценивается на высоком уровне, включая структуру округов, районов и подразделений быстрого реагирования, а также подготовку личного состава. Но ХВ ограничен по виду и типам решаемых задач [охрана и оборона важных объектов инфраструктуры, контроль территорий, встреча подкреплений союзников и оказание им содействия, военно-гражданское сотрудничество].
В сухопутных войсках (СВ) нет других сил высокой готовности, кроме батальона "Телемарк" с подразделениями его тактического обеспечения, а также основных подразделений разведывательного батальона. Это связано с тем, что в рамках оперативной структуры всех остальных батальонов постоянно проводится обучение призывников, которым для достижения требуемого уровня подготовки необходимо от шести до девяти месяцев.
Больше того, некоторые из мобилизационных подразделений вообще никогда не отрабатывали развертывание и сведение, в связи с чем следует поставить под сомнение их реальную готовность. Долгосрочный план предусматривает создание обученного резерва, чтобы иметь возможность укомплектовать мобилизационные структуры на случай кризиса или войны. Это должно улучшить ситуацию, но до полной проверки создаваемой новой [хорошо забытой старой ;) ] системы не ясно, позволит ли данная мера сократить время реакции и поднять боеготовность на достаточный уровень.
Еще одной и притом серьезной проблемой является то, что силы высокой готовности бригады "Север" предназначены и для операций за границей, и для действий на территории страны. Очевидно, что в случае быстро развивающегося кризиса или с началом войны это будет иметь самые негативные последствия для способности одновременно выполнять союзнические обязательства за рубежом в рамках Альянса и реагировать на военные угрозы самой Норвегии.
Боевая мощь наземных сил в первую очередь зависит от количества войск, их возможностей и уровня подготовки личного состава. В рамках исследования важное место уделено оценке возможностей модернизации и замены устаревших В и ВТ, для которых подходят к концу сроки эксплуатации.
Противовоздушная оборона (ПВО) является одним из основных видов защиты сухопутных войск. Решение о развертывании средств ПВО в бригаде "Север" уже реализуется. Однако трезвая оценка боевых возможностей наземных сил в сравнении со стоящими перед ними задачами показывает, что дисбаланс сохраняется до сих пор. Также у новых систем есть ограничения в досягаемости по высоте полета и дальности до целей. То есть, если ВВС не будет непрерывно обеспечивать прикрытие района действий наземных сил, сохраняется их уязвимость от средств воздушного нападения противника.
Хемверн, составляющий основную часть наземных сил страны, организован, оснащен и обучен для решения задач территориальной обороны, но при этом не имеет никаких реальных боевых возможностей для участия в обычных сухопутных операциях. Ограничивает такие возможности и современный уровень подготовки военнослужащих ХВ. И наконец, сложно комплектовать подразделения ХВ личным составом с нужными навыками именно в тех местах, где они нужнее всего, особенно в Финнмарке. В Хемверн идёт слишком мало военнослужащих из вооруженных сил, чтобы заполнить штатные структуры достаточным количеством подготовленных офицеров и сержантов.
Также проблемой является то, что ни одно из подразделений легких сил (Хемверн, пограничная охрана и королевская гвардия) надлежащим образом не подготовлено и не оснащено для использования их во взаимодействии с другими видами вооруженных сил или с войсками союзников. Только мбр "Север" наиболее полно соответствует требованиям для борьбы против хорошо технически оснащенного противника. Но наличие всего одной бригады в структуре СВ обеспечивает им ограниченную гибкость и боевую мощь.
Из-за недостатка средств ПВО, артиллерийских систем с настильной и навесной траекториями стрельбы, бригада в состоянии достигнуть оптимального сочетания между различными системами вооружения только в пределах относительно небольшого географического района [территория площадью около 600 квадратных километров]. Таким образом, одной бригадой трудно достичь широты, глубины и разнообразия всех видов действий, требуемых для организации эффективной обороны важных районов и проведения эффективных наземных операций, в ожидании прибытия на помощь союзных сил.
Интересно выделение среди артиллерийских систем этих самых "орудий с настильной траекторией". Не припомню ни разу такого. Раньше всегда говорили просто "артиллерия", подразумевая почти исключительно навесную стрельбу - о самоходных гаубицах пишем, про примкнувшие к ним минометы помним, РСЗО оставляем в уме. О том, откуда у такого разделения ноги растут подробнее будет ниже.
В противостоянии с противником, обладающим значительным потенциалом ведения РЭБ и киберопераций, наземные силы также могут столкнуться с серьезными проблемами в способности гарантированно обеспечивать закрытую связь в режиме реального времени с достаточной пропускной способностью на необходимые расстояния. Сохраняются и некоторые проблемы по совместимости аппаратуры связи, управления и обработки информации различных видов вооруженных сил, родов войск, а также национальных систем аналогичного назначения союзников.
Существует и целый ряд проблемных вопросов в обеспечении мобильности. С учетом значительных географических размеров Норвегии, протяженности ее сухопутных границ и на фоне относительной малочисленности наземных сил, необходимо обеспечить возможность их быстрой переброски в заданные районы страны.
Сегодня наземные силы обладают достаточной мобильностью в пределах района своей основной дислокации. Но при этом они слабо организованы и оснащены для транспортировки на значительные расстояния.
Воздушным транспортом обеспечиваются только перевозки личного состава, а также критически важного оборудования, техники и материалов. Соответственно, основная нагрузка ложится на переброски по суше или морю. Но перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом в Норвегии ограничиваются небольшим количеством и низкой пропускной способностью соответствующих дорог в направлении "север-юг". В свою очередь, использование морского транспорта требует гораздо больших трудозатрат и зависит от состояния моря в сложных гидрометеорологических условиях, особенно в зимнее время в северных районах.
Вдоль всей Норвегии идет автотрасса Е6. Железная дорога заканчивается в Бýдё. Дальше на север по рельсам грузы ещё можно забросить в Нарвик, но только по ветке из шведской Кируны, что не совсем и не всегда подходит военным, особенно при перевозках вооружений и военной техники.
Рельеф местности в некоторых регионах Норвегии делает его сложным для преодоления наземными войсками в пешем порядке или на машинах. В таких областях эффективным средством повышения мобильности становится вертолетная техника, но собственные ресурсы ВС по парку таких летательных аппаратов в кризисной ситуации быстро истощатся. Норвегия в настоящее время не имеет мобилизационных вертолетных подразделений, которые потенциально могут исправить ситуацию.
Надо же, а ведь всего каких-то 30 лет назад, можно сказать, были буквально европейской
столицей вертолетов резерва.
Также существуют серьезные проблемы, связанные с эвакуацией и транспортировкой раненых и пораженных, особенно если войска действуют на значительном удалении от гражданских учреждений экстренной медицинской помощи. В немалой степени это тоже связано с дефицитом вертолетов.
В предыдущих абзацах описана относительно безрадостная картина для наземных сил по целому ряду ключевых направлений. И здесь в первую очередь важно иметь в виду, что в сложные экономические времена после Холодной войны стоял выбор между сохранением неэффективной громоздкой организационной структуры с низкой способностью к ведению конфликтов высокой интенсивности, или созданием нескольких относительно немногочисленных современных подразделений высокой готовности в эпоху меньшей потребности в них. Это был сознательный выбор, позволивший сохранить ключевые компетенции, которые теперь являются хорошей основой для модернизации наземных сил, когда потребность в увеличении численности сил высокой готовности снова важна.
Концептуальные подходы
С началом исследования специалисты предложили шесть различных концепций применения наземных сил, которые охватывали максимально широкий спектр проблем и возможностей. Ни одна из них в первоначальном виде не дошла до финала. Но на основе синтеза наиболее перспективных их элементов создали еще две альтернативные концепции, содержащие все лучшее из шести исходных вариантов.
Это официоз. Но что кроется за такими красивыми и максимально нейтральными фразами? В докладе не раскрываются перипетии, но давайте-таки коротенько окинем взором, что замышлялось изначально и к чему в итоге пришли.
Итак, было шесть концепций. Общим местом для всех являлась опора на поддержку морского и воздушных компонентов вооруженных сил, а также необходимость ожидания помощи союзников. Конечно, были и нюансы, на которые намекали сами названия:
1. Задержать и остановить (Sink og stans)
2. Отказ (Nektelse)
3. Активные действия (Aktiv strid)
4. Остановить на границе (Stans ved grensen)
5. Рой (Sverm)
6. Позиционная концепция (Posisjonskonseptet)
Проанализировав все их, первыми сразу отбросили совсем уж экстравагантный "Рой" (полная "атомизация" всех наземных сил до уровня малых маневренных групп - эдакая "хайтек-партизанщина") и абсолютно нереалистичный "Остановить на границе" (Ни шагу назад! Родной земли вершка не отдадим!).
Вскоре за ними пришел черед и классической "Позиционной концепции", просто до неприличия завязанной на ожидание помощи от союзников по НАТО.
"Задержать и остановить" по сути представляла собой усиление действующей структуры механизированных войск, когда мбр "Север" должна воспрепятствовать продвижению российских войск через плато Финнмарка, готовясь дать решающее сражение, чтобы не допустить их прорыва во Внутренний Тромс. Для успешного решения этой задачи необходимо модернизировать структуру бригады, усилив ее танковыми, механизированными и зенитными подразделениями на территории Финнмарка.
В "Отказе" и "Активных действиях" трудно увидеть качественную разницу, так как обе они имели основными своими элементами легкие мобильные силы и системы высокоточного оружия дальнего радиуса действия с критической зависимостью от взаимодействия с ВВС и ВМС. Единственное отличие - "Отказ" предполагал полное сокращение всех крупных подразделений СВ, а в "Активных действиях" кое-что сохранялось, более-менее способное самостоятельно воевать с ослабленным противником.
Уши у обеих явно растут из так называемого "порогового исследования" (terskelstudien), над которым уже несколько лет корпели специалисты НИИ "Ффи", попытавшись выжать по максимуму из увязывания воедино бюджетной и военно-технической политики, национальной военной доктрины и оперативных планов обороны. Выводы представили осенью 2016-го, заявив, что будущая война должна вестись в форме "активных оборонительных операций" (operasjonelt offensivt), а ведущая роль в них отводится новым истребителям F-35, подводным лодкам и силам специальных операций. Соответственно, традиционная структура СВ должна быть демонтирована в пользу легких и более мобильных наземных сил, оснащенных современным высокотехнологичными системами В и ВТ. В самом НИИ назвали такую структуру обороны "радикальной" и, как вы наверное догадываетесь, ее появление не вызвало особого энтузиазма в среде действующих военных.
Когда после ряда военных игр, компьютерных симуляций и горячих обсуждений полученных результатов пришлось отвергнуть все шесть изначальных вариантов, на их основе разработали две новых концепции - "Маневр" и "Размен".
Первая из них, это компиляция "Задержать и остановить" с "Позиционной концепцией". В этом случае СВ по-прежнему, как и сегодня, в значительной степени структурированы на механизированные и танковые подразделения в качестве основных боевых элементов наземных сил. Объекты и линии снабжения используются те же, что и в настоящее время. Объемы логистики при этом не только сохраняются, но могут даже несколько возрасти.
Собственно, именно такая стратегия действовала в Норвегией до 2000 года, но тогда в армии было в три раза больше солдат, чем сегодня. Утверждается, что такую стратегию применяли немцы в начале Второй Мировой войны, когда активное движение их сил приводило к выводу противника из равновесия.
Соответственно, концепция "Размен" базируется на положениях "Отказа" и "Активных действий", где на первый план выдвигается борьба с противником мощным оружием большой дальности. Это потребует значительных изменений в существующей структуре в пользу легких мобильных боевых групп, которые могут самостоятельно обнаруживать цели и наводить на них авиацию, ракеты и реактивную артиллерию. Подразделения механизированных и танковых войск сохраняются, но их значение [а значит и финансирование ;) ] отходит на второй план. Зато при этом существенно сокращаются потребные объемы снабжения для обеспечения действий наземных сил.
Историческими примерами стратегии "Размена" являются "война траншей" Первой Мировой войны, или Линия Мажино и Линия Маннергейма времен Второй Мировой. Ни одна из них не оказалась полностью успешной. По словам генерала БРАНДВИКА, в современных условиях высокоточное оружие дальнего действия позволит снизить потери, но при этом остаётся также сложно гарантированно остановить противника подобным образом.
После нескольких новых проверок компьютерной симуляцией и моделированием обе оставшихся концепции слегка модернизировали и представили на суд окончательные варианты.
Видоизмененная концепция маневра (Reviderte manøverkonseptet), замысел которой заключается в постепенном замедлении продвижения противника вдоль главных операционных направлений на территории страны, с тем чтобы ослабить его и остановить в районе, наиболее выгодном для проведения воздушных, наземных и амфибийных операций в тылу врага, во взаимодействии с союзниками.
Кто сказал:
"Линия "Фрёйя"? :)
Для уверенной реализации этой концепции необходимо дополнительно создать прикрытую ПВО механизированную батальонную тактическую группу в гарнизоне "Порсангер" [н.п. Лаксельв, провинция Финнмарк]. Также потребуется увеличение мобильности и боевой мощи пограничной охраны и подразделений ХВ, которые должны усиливать наземные силы на севере страны
Видоизмененная концепция размена (Reviderte utvekslingskonseptet) предполагает ослабление и срыв планов вероятного противника, в первую очередь, за счет уничтожения его отдельных важных целей на значительной дистанции. Затем механизированные части останавливают продвижение противника вглубь территории страны. При этом силы территориальной обороны сосредоточены вокруг приоритетных объектов и линий снабжения, прикрывая их.
В этом случае на первый план в сухопутных войсках выходят мобильные и гибкие легкие силы. Они должны быть соответствующим образом оснащены и подготовлены для участия в операциях единых сил (Joint Operations англ., Fellesoperasjoner нор.) с возможностью влиять на ход и исход военных действий во всех сферах применения войск и сил (земля, воздух, море, киберпространство). Жесткие требования при этом предъявляются к организации взаимодействия с ВВС и ВМС, а также к обладанию современными технологиями связи, разведки, наблюдения и выдачи ЦУ.
Для реализации этой концепции предполагается формирование в Финнмарке новых разведывательных подразделений и структур разведки, наблюдения и целеуказания "Истар" (ISTAR - Intelligence, Surveillance, Target Acquisition and Reconnaissance), а также развертывание в наземных войсках высокоточных средств поражения большой дальности.
Определенное рациональное зерно в таком подходе есть: на тактическом уровне следует также отметить обстоятельство, проявившееся затем еще и в апрельской войне 2-5 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе. Небольшие хорошо обученные мобильные группы с переносным вооружением, способным выбивать тяжелую технику противника на расстоянии, а также с минимальной артиллерийской поддержкой (гаубицы, минометы) в состоянии наносить поражение громоздким и плохо вооруженным и подготовленным отрядам штурмующей их механизированной пехоты и быстро уходить с малыми потерями (
отсюда).
Автотрасса Е6 просматривается на несколько километров - расчет ПТРК "Джавелин" на позиции в районе Порсангера (с) Foto: Christian Nørstebø
В целом, содержащиеся в докладе предложения подчеркивают, что в так называемом симметричном конфликте потенциальный противник с высокой вероятностью победит. Поэтому следует по возможности избегать столкновения с его главными силами в открытом бою, обратив основные усилия на дистанционное поражение критических уязвимостей врага.
Единое управление наземными силами
Предлагается организовать управление боевым использованием СВ и ХВ под единым руководством командующего Сухопутными войсками.
Дальше начинаются приседания и заверения в совершеннейшем почтении, обязательные в случае таких кардинальных изменений:
Хемверн по-прежнему будет отдельной организацией со своим собственным начальником. Сохранятся также существующие структуры Национального командования ХВ и Совета территориальной обороны.
Совершенствование организационно-штатной структуры
Хемверн
За последние 25 лет численность ХВ сократилась с 80 до 38 тысяч. На этом уровне она сохранится, как и планировалось в принятом долгосрочном плане развития ВС [в военное время может быть увеличена до 45 000 человек].
- Сокращение Хемверна не в интересах сухопутных войск. Мы знаем, что многие в ХВ не согласны с бытующим мнением, будто они - армейский шлам. Поэтому важно принимать во внимание уникальность Хемверна, если кто-то хочет служить там, - сказал генерал БРАНДВИК на обсуждении презентации доклада.
Военная безопасность и готовность к чрезвычайным ситуациям требуют четкой координации действий, поэтому в идеале зоны ответственности округов ХВ должны совпадать с границами муниципалитетов и уездов, комиссариатов полиции и других учреждений гражданского подчинения. В связи с продолжающимися процессами изменения административно-территориального разделения Норвегии считается, что менять количество и зоны ответственности округов и районов ХВ не следует до завершения реформы губернского управления.
Мечты, мечты, Где ваша сладость? (с) Военные сколько угодно могут делиться своими благими пожеланиями, но… Хотя в ходе продолжающейся полицейской реформы
осталось 12 комиссариатов - ровно столько же, сколько и округов в ХВ, но границы полицейских округов изначально и специально не совпадают с границами губерний и коммун. По мнению норвежцев, это является дополнительным препятствием к возможному сращиванию полицейского аппарата с местными органами власти.
В рамках долгосрочного плана проведено сокращение ХВ ВМС, поэтому его задачи и ответственность должны быть перераспределены между другими силами, имея в виду возможность широкого использования беспилотных летательных аппаратов. В нынешнем докладе пока нет предложений по первоочередным мерам для решения этой проблемы. Некоторые из функций уже несуществующего морского Хемверна необходимо передать Хемверну "простому", для чего правительство должно принять соответствующие решения, о которых сообщат позже. Особенно это касается наблюдения за прибрежными акваториями и водолазного обеспечения борьбы с ПДСС в пунктах планируемой высадки войск усиления союзников. Сюда же следует отнести контракты на аренду судов и планы реквизиции плавсредств в чрезвычайный период, как это практиковалось ранее. В исследовании указано, что теоретически эти функции можно возложить на подразделения ХВ, но это потребует предельного напряжения их сил.
Хемверну в Тромсе и Финнмарке не хватает сил для борьбы с обычным противником. А чтобы возложить на них еще и дополнительные обязанности потребуется повышение профессиональной подготовки и оснащение их современными В и ВТ. Также следует рассмотреть возможность дифференциации способностей и возможностей ХВ в различных округах, в зависимости от их географического местоположения. Но такие приоритеты должны быть основаны на оперативных планах.
Сухопутные войска
За последние 25 лет структура СВ сократилась от громоздкой мобилизационной армии, подготовленной к отражению крупномасштабного вторжения, до небольших специализированных сил в рамках обеспечения безопасности страны и участия в многонациональных военных операциях [23 000 человек, включая гражданских сотрудников; при мобилизационнрм развертывании около 83 000 человек]. Однако современная ситуация в сфере безопасности вновь требует уделять больше внимания защите Норвегии.
Бригада "Север"
На основе рекомендуемого концептуального подхода основными силами СВ должны оставаться подразделения механизированных войск, основывающихся на использовании модернизированных БМП CV-90 на новых
и восстановленных шасси.
Характерно, что для презентации использовали пару фото именно старых модификаций - с металлическими гусеницами вместо резиновых и без модуля вооружения "Протектор-Нордик". А вы думали только у злобного Путена "девочки-дизайнеры" лажают? ;)
Военные игры и компьютерное моделирование показывают, что одна механизированная бригада имеет относительно небольшие возможности. Но даже их незначительное увеличение позволит создать противнику серьезные проблемы. Поэтому начатая ранее модернизация бригады "Север" должна быть продолжена. Направление главных усилий здесь - создание трех равноценных механизированных батальонов, каждый со всеми соответствующими подразделениями тактической поддержки. Они должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить масштабирование сил, если того потребует ситуация в области безопасности и позволят финансовые рамки. Также силы бригады должны быть оснащены В и ВТ в соответствии с современным технологическим уровнем и передовыми разработками. Такая структура наиболее соответствует действующим требованиям НАТО по организации сухопутных войск.
В докладе предложено сохранить бригаду "Север" в качестве кулака наземных сил с дислокацией основных ее подразделений во Внутреннем Тромсе. Основу их составит батальонная тактическая группа на базе бронетанкового батальона с подразделениями его поддержки. При этом продолжится комплектование батальона военнослужащими срочной службы.
В обсуждении доклада также прозвучало, что соединение получит новый лагерь для подготовки новобранцев (rekruttskole), вероятно в военном лагере "Шольд" (Skjold, Målselv), где пока базируется 2-й батальон.
Еще один батальон, уже названный "кавалерийским" (Kavaleribataljon), будет развернут по штатам механизированного батальона в Порсангере (Финнмарк) вместо расформировываемого 2-го легкого пехотного "арктического" батальона (2.bataljon). Он будет мобилизационным, со сроками развертывания в течение 1-2 суток. Кроме подразделений механизированных войск в его состав войдут и легкие силы, способные вести разведку, наблюдение и управление огнем. При коротком времени реакции это позволит иметь и высокий оборонительный потенциал, и обеспечивать передовое наведение высокоточного оружия дальнего радиуса действия.
Наверное, вывеску придется скоро менять. Школу младшего командного состава ХВ в этом году перевели в Домбос, а вместо нее теперь ждут "кавалерийский" батальон (с) Foto: John-Eirik Hagen / Torbjørn Løvland
Собственно, осторожные разговоры о том, что в Порсангере нужно развернуть пехотное подразделение, велись давно. И если поначалу речь шла только о ротной тактической группе, усиленной взводом ОБТ "Леопард-2" - мол, нечего им без дела на складах резерва пылиться - то в приснопамятном 2014 году и масштабы хотелок выросли и перспективы их реализации увеличились пропорционально. Как говорится, не прошло и три года. Или "Обещанного три года ждут", - тоже хорошо подходит.
Отдельный вопрос, который здесь следует упомянуть - интерпретация названия новой части. "Кавалерийский" часто переводят на русский, как "разведывательный", но тут это будет вообще ни к селу, ни к городу. Подозреваю, что коллективное бессознательное скорее всего придет к варианту "бронекавалерийский".
Хочу заметить, что норги со своей любовью к традиционным, исконно-посконным названиям подкладывают изрядную свинью всем интересующимся их кухней. Вот, есть у них
батальон "Телемарк" (Telemark bataljon - TMBN), который везде числится "механизированным" (mekanisert), и есть то, что все почему-то называют
"бронетанковым батальоном" (Panserbataljon). А по факту - это две мотопехотные батальонные тактические группы (БТГр), потому что организационная структура каждой включает одну танковую роту, две мотострелковых на БМП, одну разведывательную (кавалерийскую) на БМП и роту боевого обеспечения. Таким образом, есть смысл говорить о БТГр "Телемарк" и БТГр "Бронебатальон" - как, собственно, его название точно и переводится, ибо "танковый батальон" = stridsvognbataljon.
Скорее всего, структура Kavaleribataljon будет ровно такой же, но обзовут его у нас "бронекавалерийским", а тот, кто услышит это название впервые, пусть потом ломает голову: что бы это значило? ИМХО, если использовать что-то вроде БТГр "Кавалерийская", выйдет намного лучше.
Артиллерийский батальон (Artilleribataljon) кроме орудий ствольной артиллерии получит на вооружение средства ПВО и ракетные системы с дальностью свыше 200 км.
Батальоны разведки, связи, материально-технического снабжения, а также инженерного и санитарно-медицинского обеспечения сохранятся, но не обязательно в том же виде, что и сегодня.
Дислокация
Не планируется закрывать ни одного военного объекта, но деятельность в некоторых гарнизонах и лагерях изменится в результате возможного реформирования системы подготовки личного состава СВ и в связи с изменением численности военнослужащих в некоторых частях и подразделениях.
Основным направлением изменений становится оперативное требование перемещения в северные районы центра тяжести действий сил в ходе оперативной и боевой подготовки, особенно в Финнмарке. Но ограниченная военная инфраструктура в этой провинции создает ряд проблем для проведения военных операций. В частности, может быть сложным выполнение требования достаточно быстрой переброски сил в случае чрезвычайной ситуации. Для того, чтобы предотвратить быстрый захват противником объектов критической инфраструктуры в случае стратегического нападения, необходимо увеличить долю боеготовых сил в Финнмарке.
Кроме формирования "кавалерийского" батальона бригады "Север" в Порсангере, должно быть завершено развертывание второй пограничной роты (Grensejegerkompani) в соответствии с текущими планами. Учебную пограничную роту гарнизона "Сёр-Варангер" необходимо передислоцировать из Хейбуктмуен вглубь территории, подальше от пограничной зоны, скоординировав при этом ее деятельность с другими отделами подготовки призывников СВ.
Кроме того, в настоящее время рассматриваются предложения по объединению и комплексному управлению СВ и ХВ в Финнмарке - в виде так называемых "сил обороны Финнмарка" (Finnmark landforsvar). Эти инициативы потребуют инвестиций в развитие военных объектов на фоне необходимости обновления существующей инфраструктуры гарнизона "Порсангер", которой не уделялось должного внимания в течение последних 20 лет.
(окончание следует)