В продолжение
темы: Цитата: Поставки ББМ ACSV с завода Ritek начнутся в середине 2022 года и продлятся несколько лет.
Но что-то пошло не так…
Семейство бронемашин ACSV G5 © FFG
Норвежские военные рассматривают боевые бронированные машины семейства ACSV G5 в качестве едва ли не центрального элемента перспективного облика армии своей страны. Согласно изначальному плану, сборка первых ББМ нового типа на заводе Ritek в Норвегии должна былf начаться буквально в эти дни. Но что-то пошло не так, и поставка такой важной техники теперь задерживается - немецкая компания FFG (Flensburger Fahrzeugbau Gesellschaft AG) никак не может справится с последствиями пандемии коронавируса и
прошлогоднего наводнения в Европе, вызвавшие приостановку промышленного производства и нарушившие технологические цепочки поставок, что повлекло за собой задержку реализации проекта на несколько месяцев.
Напомним, что по договору с закупочным агентством МО Норвегии FMA (Forsvarsmatteriel) германская компания FFG 18 марта 2021 г. заключила с норвежской фирмой Ritek субконтракт на сборку первой партии из 44 новых боевых бронированных машин (ББМ) типа ACSV G5 (Armoured Combat Support Vehicle Generation 5, в "девичестве"
PMMC G5 - Protected Mission Module Carrier Generation 5).
Перед заключением твердого контракта между FFG и Ritek один из двух собранных в Германии предсерийных образцов ББМ ACSV в ноябре 2020 года - марте 2021 года прошел тестирование на полигоне Центра вооружений СВ Норвегии (военный лагерь "Рена") с участием представителей обоих подрядчиков. При этом пробег машины в типовых для Норвегии природно-климатических условиях составил почти 5000 километров, что примерно соответствует эксплуатации в течение 4-5 лет.
Вверху - первый предсерийный образец ББМ ACSV с краном-манипулятором на заводе FFG (Фленсбург, ФРГ) © FFG
Внизу - второй прототип с креплениями для контейнера на зимних испытаниях (Рена, Норвегия, февраль 2021 г.) © Forsvarsmateriell
Слева - временный регистрационный военный номер TV001, справа и внизу - постоянный 98600
Всесторонние испытания подтвердили высокие характеристики ББМ ACSV, однако выявили и некоторые недостатки в их конструкции, которые необходимо было исправить до начала полномасштабного серийного производства.
Эти работы должны были произвести до осени 2021 года на предприятии FFG в немецком Фленсбурге, доработав до требований заказчика обе предсерийных машины и переправив их на Ritek до конца мая 2021 года, чтобы их можно было использовать в качестве эталонных образцов. Собственно производства ACSV планировалось начать на Ritek в июне 2022 года, обеспечив заводу дополнительно 30-40 новых рабочих мест в течение нескольких лет.
Согласно условиям контракта с FFG, норвежская сторона переправляет в Германию демилитаризованные корпуса БТР М113, как оборудование, поставляемое государственной организацией частной фирме в рамках контрактных обязательств GFE (government-furnished equipment). В дальнейшем готовые сварные бронекорпуса и сборочные машинокомплекты должны доставлять из Германии на Ritek. После сборки на них установят остальные системы, агрегаты, а также интегрируют оборудование норвежской разработки и производства, включая вооружение и средства связи. Таким образом, завод Ritek станет единственным норвежским предприятием полного цикла сборки ББМ CVA (Complete Vehicle Assembler). Подчеркивается, что объем работ и их сложность существенно возрастут по сравнению с
предыдущими двумя
заказами Ritek по восстановлению и сборке ББМ CV-90 Mk.3b.
Прежде всего, ББМ ACSV предназначены для оснащения механизированной бригады Nord, а в дальнейшем подразделений командования наземных войск (сил) Финнмарка (Finnmark Landforsvar - FLF).
Все 44 машины первой партии будут в открытой конфигурации с задней платформой. Из них основную часть планируется передать батальону боевого обеспечения бригады в варианте грузовых БТР для доставки подразделениям первой линии боезапаса, продовольствия и других армейских припасов. Для ускоренной обработки паллетизированных грузов на предусмотрена установка крана-манипулятора и аутригеров типа «паучьи лапки» на грузовой площадке. При этом она штатно оснащена креплениями для перевозки одного стандартного 6,5-футового или 10-футового контейнера массой до 6,2 тонн, включая специализированные ремонтные модули таких габаритов. Кроме того, часть из первых 44 машин предстоит дооборудовать для использования в качестве легкой БРЭМ, заменив ими в подразделениях не имеющие бронирования
колесные ремонтно-эвакуационные машины NM154 на шасси
устаревших грузовиков Scania 113. В варианте БРЭМ ACSV должна быть способна буксировать технику массой от 5 до 25 тонн. В этот диапазон попадают сочлененные вездеходы BV206 и БТР M113.
БРЭМ NM154.
Но с особым нетерпением норвежская армия ждет следующие версии ACSV.
Сначала шасси этой ББМ станет мобильной платформой техники артиллерийского дивизиона - контрбатарейных РЛС (5 единиц) и нового подвижного ЗРК малой дальности SHORAD (Short Range Air Defense) с ЗУР Iris-T (6 единиц). В перспективе ACSV также должна стать носителем новых комплексов РЭБ в разведывательном батальоне и РЭС автоматизированной системы боевого управления уровня C3ISR в батальоне связи.
Долгое время однозначно считалось, что в качестве РЛС выберут модернизированный вариант давным-давно стоящего на вооружении радара ARTHUR (Artillery Hunting Radar) шведской компании Saab. Поэтому в мае 2021-го громом с ясного неба стало сообщение, что вместо них Норвегия закупает пять станций GM200 MM/C (Ground Master 200 Мulti-Мission Сompact) производства голландского отделения группы Thales (Thales Nederland).
Их поставка запланирована на 2023-2024 годы.
Рендерное изображение закупаемой для норвежской армии РЛС обнаружения артиллерийских позиций противника Thales GM200 MM/C © Thales
Что касается мобильных РЛС, то в Ritek пока оценивают задержки некритичными. Они считают, что вполне успеют выполнить интеграцию и поставить первую машину к концу 2023 года, как и планировалось.
Что касается мобильной ПУ ЗУР Iris-t, то в отношении нее никакой ясности пока нет. Но зависит это не от Ritek, а от Kongsberg,
которая выбрана системным интегратором ЗРК и не спешит хвастаться успехами своих инженеров. Командование формируемой
зенитной ракетной батареи ранее надеялось получить новую технику SHORAD и принять ее на вооружение в 2023-м, но теперь осторожно сдвинуло этот срок на 2024-й, а в 2023-м они планируют только "начать освоение отдельных элементов системы".