Иначе говоря, о героях рассказывались такие истории, какие и сейчас ещё рассказывают о призраках. Герой был умершим, который в своей телесной оболочке бродил по земле, то есть бродячим покойником, которые встречаются в народных поверьях повсюду
(
Read more... )
Comments 18
Да. И "сила Геракла" отдельно от самого Геракла в ту же копилку.
(Из чистой литературы - "Самый красивый утопленник" Маркеса).
Reply
В христианстве (во всяком случае, в православии точно; вроде бы и в католицизме тоже) это и вовсе одно из обязательных условий канонизации: чудеса, совершённые после смерти кандидата. Да и после канонизации они вовсю чудят.
Взять хотя бы Георгия Каппадокийского [он же](больше известного как Победоносец). При жизни - достаточно банальная биография раннехристианского мученика: открыто исповедовал христианство в годы гонений, за что и был казнён (ну, с украшательствами в виде ряда чудес, совершённых во время пыток и перед смертью, но почему-то не произведших впечатления на его мучителей). А уже сильно после смерти - эпизод из разряда «знают именно за это»: пресловутая победа над драконом.
Reply
Ну да. Причём если спрашивать православных - далеко не все вообще в курсе о его мученичестве, а уж тем более что чудо с драконом было, вообще говоря, посмертным.
Интересно, что русская народная поэма о Георгии, наоборот, делает акцент на его прижизненных чудесах и противостоянии со злым языческим царём, а эпизод с драконом проходит там чуть ли не второстепенным.
Но это, как я понимаю, тоже типично для героев. Герой "магический" начинается с беспокойного сильного мертвеца, а уже потом превращается в героя "повествовательного", который наделён силой и совершает великие подвиги ещё при жизни.
Reply
Reply
Она называется "Сказание о Егории Храбром".
В проекте "Гора самоцветов" по мотивам этого сказания (довольно-таки отдалённым мотивам, но всё же) сняли мультфильм "Егорий Храбрый".
Reply
Мертвецы, являвшиеся людям, называли им свои имена - Иоанн и Лонгин.
............
Их объявили монахами, придумали им биографии
Уважаемая публика интересуется, почему имена мертвецы сказали сами а биографии им придумали? Казалось бы, если мертвецы могут сказать имя, то сказать что при жизни были монахами тоже могут. А если люди такие суеверные выдумщики, то вероятнее всего и имена выдуманы. Всё просто, уважаемый рассказчик в неупокоенных мертвецов верит а в христианских святых нет. Обратите внимание, это хороший пример того как мировоззрение и картина мира проявляется в повествовании рядом тонких нюансов)
Reply
Reply
Reply
Reply
Елена Михайлик. "Запомни"...
aka el_d
"Запомни: мертвец,
Похороненный должным образом -
По нраву не отличается
От прочих среди людей.
Уходит не из чувства долга,
Но потому что отрезан и заклят,
И бессилен вернуться по своей воле.
Непохороненные, незаклятые,
Те, кто приходят назад,
По нраву не отличаются
От прочих среди людей.
Но отличаются тем,
Что отныне в их силах.
Могут защитить тело человека,
Или его душу,
Могут охотиться на то,
Что причиняет вред,
Могут сеять раздор,
Усиливать засуху,
Распространять чуму,
Пить чужое дыхание.
Те, кто был оставлен,
В пустынном месте
И, утратив жизнь,
Взял силу из смерти,
Вправе унести эту силу
На любую сторону.
Но как отличить милостивых
От преследователей,
Нежить от нежити?
Просто.
Посмотри на великие ворота,
На крылатых быков
И ящероголовых грифонов,
Защитников и охотников,
Стерегущих дом живых.
Никто из тех, кто не желает зла,
Не придет обратно человеком."
Reply
Да. я помню это стихотворение. Сильная вещь, как многое у этого автора. И есть тут своя правда - хотя не всё и не вся.
Об этом у меня будет следующий пост.
Reply
Только вот иногда хвостик в штанах не разглядеть.
"Он - с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.
Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается." - никто не знает, но можно погуглить, откуда
Reply
Reply
Наоборот - разозлившись на неподобающее обращение, он вполне может стать ещё сильнее и опаснее. А вот исправить дело, похоронив его как следует, уже не получится.
Обычно тех мертвецов, от которых опасались зловредства, хоронили особым способом - например, лицом вниз, чтобы они выкапывались не в ту сторону. Или с камнем во рту, чтобы никого не съели.
Чукчи своим мёртвым иногда подсекают сухожилия - опять же, чтобы не встали. А от тела уходят, каркая по-вороньи, чтобы дух не догадался, что они люди, и не прошёл за ними в поселение.
Reply
Leave a comment