Ленская труба - 2016. Самый длинный переход

Nov 19, 2016 08:36




За вчерашнее отставание от графика нужно было теперь как-то отыгрываться, и мы решили поставить будильник на 4 часа утра, чтобы побольше за сегодня проплыть. И ставки оправдались: выйдя из палатки, мы увидели, что Лена успокоилась, а над нами небо расчистилось. Планы нужно было сегодня ставить амбициозные, чтобы успеть пройти как можно большее расстояние. Практика предыдущих дней показала, что погода здесь не всегда стабильная и меняется со дня на день, поэтому при хорошей погоде надо плыть и плыть, и, конечно, фотографировать все наиболее заслуживающие внимания места.

Эдик вчера после встречи с нами исчез в стороне своего рыболовного участка, и теперь мы двигались в ту же сторону, так что новой встрече, рано или поздно, суждено было быть. Водная гладь была настолько спокойной, что Лена сегодня была, словно, не сама собой, особенно после вчерашнего шторма. Но тем и интереснее было по ней путешествовать, узнавая эту грандиозную и великую реку с разных сторон. Не успели мы проплыть и пары сотен метров, как увидели за скалой очередной ручеёк, показавшийся интересным. Вылазка была недолгой, и вскоре мы поплыли дальше. Хороший свет нельзя было упускать.

И вновь Лена продолжала поражать своими необычными скальными берегами. Были здесь и гроты, и красноватые гребёнки, и локальные массивы леса с зелёными травяными участками. Впереди поперёк курса двигались большие кучевые облака, вскоре появившиеся уже над нашими головами. Теперь горы уже не так хорошо освещались, и пришлось вновь переключиться на ловлю «зайчиков» и просветов. Так удачно совпало, что в этот момент начался довольно протяжённый участок скал с почти одинаковым ритмическим характером, поэтому не было особой разницы, какой участок фотографировать. Она, конечно, всё равно была, и были как более выгодные ракурсы, так и менее, но всё же на душе было какое-то спокойствие, что мы своих «зайчиков» не упустим и снимем момент, когда они окажутся аккурат на интересном участке скалы. Ох уж эти мечты…


Грот в верхней части скалы чем-то манил к себе...


Некоторое время над головой было чистое синее небо, но недолго


Зато река сегодня была удивительно спокойной, а вдоль берега начался ритмичный рельеф, так что, если даже проплывёшь кадр мимо, будет возможность снять в другом месте

Впереди было русло реки Буотар, и это значило, что пора было сделать остановку для исследования местности. Как и почти всегда, мы решили, что сверху вид будет лучше и можно будет рассмотреть множество деталей вокруг, поэтому полезли на гору, не раздумывая. В нижней и средней части склона лезть было довольно просто. Проблемы начались уже в конце подъёма - скала решила там круто взять вверх и поставить на нашем пути труднопроходимые вертикальные камни. Передвигаться приходилось почти ползком, держась за эти камни обеими руками, а за спиной был крутой склон, с которого легко можно было скатиться вниз, и это закончилось бы печально. Но наша аккуратность была и здесь помощником, поэтому мы, преодолев каменную преграду, успешно справились со сложным подъёмом. Вид, правда, сверху немного разочаровал. Во всяком случае, не совсем он стоил затраченных усилий. От идеи пойти верхом через лес до места впадения следующей реки Ниерпелях мы отказались, и слава богу: лес был труднопроходимым, а расстояние там приличное. Казавшаяся с берега и по картам близость следующего русла - не более, чем обман.


Долина реки Буотар, вид с опасной скалы, в верхней части которой был трудный участок. Можно было сюда и не лезть вообще

Спуск был ещё более экстремальным, чем подъём, хотя подводные камни мы уже знали. И всё-таки он был тоже успешно преодолён. В самом низу были какие-то следы, которые я поначалу принял за медвежьи, и лишь потом, присмотревшись, разглядел парные копыта. Видать, был олень тут. Безветренная погода привела к появлению большого числа комаров, которые сопровождали нас теперь не только до байдарки, а уже и прямо вместе с байдаркой даже после отчаливания. Каким-то образом они «соображали», что сидеть нужно на деке - так ни я, ни Серёга, не могли до них дотянуться. Уловив очередной момент для нападения, они взлетали с деки и начинали нас окучивать со всех сторон. И всё же в безветренной погоде было много прекрасного. Зеркальная водная гладь давала отражения, и конечно, нельзя было не воспользоваться таким подарком судьбы. Когда ещё на Лене такое будет. А может, и не будет уже никогда. Так, за съёмкой отражений, разговорами и битвой с комарами, мы незаметно достигли русла реки Ниерпелях.


Впереди такие скалы ещё долго будут идти. А небо затянуло уже окончательно

Ниерпелях - особая река, с интересным руслом. Здешняя долина богата полярными маками, причём именно здесь росло некоторое количество редких белых маков. Жёлтые маки попадались гораздо чаще. На самый верх, в отличие от Серёги, я решил здесь не лазить, и углубляться в долину реки тоже не стал - маки увлекли меня настолько, что про всё остальное я просто забыл. Но время не ждало и надо было плыть дальше, ведь на сегодня программа максимум ещё не была выполнена.


Пожалуй, нигде больше не было такой спокойной воды, как здесь


Полярные маки, в том числе редкий белый вид

После отчаливания от берега и взятия очередной партии комаров к себе на борт, начался интересный участок берега с водопадами. По размерам это были совсем небольшие водопады, формируемые, скорее, ручьями, нежели реками, но их значимость от этого ничуть не становилась меньше. Один из водопадов, самый крупный, я снял. А потом пошли ритмичные зубчатые верхушки скал, переходящие в равномерный зелёный ковёр из кустарников и травы, заканчивающийся каменистым обрывом. Пока мы плыли вдоль этого склона, послышался звук мотора сзади. Поскольку эта ситуация здесь, на Лене, уже была рядовой, мы не придали этому значения и ждали, когда лодка проплывёт мимо нас. Но тут звук мотора становился всё громче, а лодка всё не проплывала. Мы обернулись и увидели рыбака на катере, который подплывал к нам всё ближе. Курс он выдерживал прямо на нас, и стало понятно, что встречи не избежать.


Один из наиболее крупных водопадов на этой стороне. Остальные выходы воды имели форму лишь небольших подтёков

Серёга, пользуясь принципом «лучшая защита - нападение», первым поприветствовал нашего нового знакомого. Как и большинство якутов, этот оказался дружелюбно настроенным. Перекинувшись парой фраз о красоте здешних краёв и наших странствиях, мы разошлись как в море корабли, почти в прямом смысле слова. А что, чем вам Лена - не море? Чуть позже, уже в обратную сторону, проплыла другая лодка. Она уже не останавливалась рядом с нами. Рыбаки в ней ограничились лишь фотографированием нас издалека. Видать, туристы здесь - настолько редкое явление, что их нужно снимать. Мы снимаем их природу, а они - нас. Вот такой вот бартер.


Те самые зубчатые скалы, где произошла встреча с рыбаком, догнавшим нас на катере

Между тем, мы всё ближе и ближе подходили к устью реки Атырыкан, крайней на сегодня из крупных речек на левом берегу. В конце концов, облака со стороны Кюсюра нас догнали, и пришлось вновь довольствоваться «зайчиками» и ждать появления очередного из них, чтобы сделать снимок хоть с каким-нибудь нормальным светом. Долина Атырыкана была весьма симпатичной: закруглённые формы входа в устье как на песчаной береговой линии, так и на самих скалах, уютный лес из плотных низкорослых лиственниц. Кто-то себе здесь построил зимовье - домик с печкой, за которым явно следят, и хозяйственная часть рядом. Сейчас же он пустовал. Здесь каждый из нас выбрал себе ракурс и ждал подолгу того заветного «зайчика», который осветил бы пейзаж в нужном месте.


Тут мы долго ждали солнечного света, в итоге полноценного выхода солнца так и не состоялось, но даже в пасмурную погоду эти скальные валуны выглядят впечатляюще

После отчаливания мы проплыли ещё немного, и пришвартовались уже к последнему устью на левом берегу на сегодня - это была река Керетин-Агата, в долине которой росло множество маленьких жёлтых цветов и много хвоща. Надолго мы здесь задерживаться не стали из-за нависших многочисленных облаков, грозившихся сбросить на нас водяные массы. Путь вдоль берега на байдарке продолжился примерно в том же ключе, что и обычно, как вдруг на берегу возникло какое-то движение. Я обернулся и воскликнул: «олень!». В смысле, это было не обзывательство, а указание на настоящего животного, которое у нас не водится. Живого оленя в природных условиях мне раньше не приходилось видеть.


Остановка на последней за сегодняшний день реке Керетин-Агата

Он чесал от нас вдоль берега как ошпаренный, убегая всё дальше и дальше, пока, наконец, не слился окончательно с пейзажем. Мы ещё долго спорили на предмет того, являлась ли очередная точка вдалеке лежащим оленем, и на предмет того, куда он мог спрятаться, ведь берег хорошо просматривался на много километров - видать, животное всё-таки нашло способ свернуть в очередную укромную долину и забраться по ней наверх, окончательно скрывшись от нас в высотных тундровых полях.


Где-то тут ещё совсем недавно пробегал олень, а теперь сидит лишь одинокая чайка

А Лена, тем временем, начала уже в очередной раз поворачивать, менялся пейзаж, и это означало, что пора было нам вновь переплывать с одного берега на другой. На этом берегу скалы продолжались всё в том же духе, почти одинаковые, и снимать было уже не так интересно. «Зажрались», - подумали мы оба, - «Уже и скалы им другие подавай!». Но новые места звали к себе. Бинокль был у меня недалеко, и в этот раз я решил его всё-таки вытащить прямо во время переплывания, не зря же рядом его положил, а на горизонте было какое-то большое судно. Встретиться с судном типа баржи или танкера совсем не хотелось, ибо сразу было понятно, кто победит. Но, пока мы плыли, судно к нам не приблизилось ни на метр. Оно двигалось, меняло курс, но никак не приближалось, и мы плюнули уже на затею разойтись с ним.

Правый берег стал принимать всё более отчётливые очертания. Мы держали курс нашей байдарки прямо в долину очередной горной речки, лишённой названия. Долина обещала быть интересной, поскольку находилась среди довольно крутых гор, каждая из которых имела свой индивидуальный характер. К тому же, она сулила нам повтор встречи с красными скалами, но с другими формами. Через речку другая скала, более покатая и гладкая по форме, но с ярко выраженными ритмичными маленькими вытянутыми объектами в верхней её части. Что бы это могло быть?

На середине Лены в этот раз всё было спокойно относительно волн, и мы переплыли без каких-либо трудностей. Впервые я достал бинокль прямо «с воды», хотя всё время возил его в байдарке, что называется, «под боком», и посмотрел на потенциально опасное судно. За время нашего передвижения оно несколько раз меняло направление по отношению к нам, но в целом оставалось на том же месте. Когда мы, наконец, причалили и вылезли на берег, я ещё раз глянул в бинокль и догадки подтвердились: судно стоит на якоре. В любом случае, Лену мы уже переплыли, и опасность столкновения давным-давно миновала. Теперь пора было подумать о насущном - о расстановки лагеря.

На байдарке мы зашли прямо в устье горной речки, где вода сразу из мутно-коричневой резко превратилась в кристально-прозрачную и холодную. Из устья нужно было поднять все вещи и саму байдарку на ровную площадку на склоне, ибо нигде больше подходящего места для палатки не нашлось. Сверху был и вид лучше, и склон сзади закрывал от ветра, и точка съёмки потенциально хорошая. Одна только проблема - через единственный ровный три на три метра клочок земли проходила оленья тропа. Мы решили закрыть глаза на этот риск и поставили палатку в выбранном месте. Оставалось теперь ловить последние подходящие для съёмки солнечные лучи, так что перед костром я основательно полазил по окрестностям и пофотографировал, ведь вскоре солнце уйдёт совсем или за горы, или скроется за тучами.


Только приплыли на другой берег, разгружаемся. Свет под вечер был очень удачным


Миниатюрная версия Ленских столбов


Если хорошо посмотреть, можно найти зелёную палатку и красный гермомешок

А потом был огромный костёр. На тот момент поездки он был самым большим по сравнению с предыдущими - плавника рядом было хоть отбавляй. Сегодня у нас рыбы никакой с собой не было, но всё равно сделать большой костёр было приятно. Перед сном я решил даже «принять душ» прямо в Лене, попробовав температуру воды. Оказалось, что вода довольно тёплая, градусов четырнадцать, так что при желании можно было совсем полноценно искупаться.

Итоги дня были воодушевляющими, тем более день почти закончился, и пора было их подвести. За сегодня мы прошли примерно сорок пять километров, так что теперь отставание от графика мы нагнали и даже немного стали опережать. На случай шторма и непогоды, нам такое опережение было бы очень кстати. Ведь никогда не подгадаешь, какая погода тебя будет ожидать завтра. Спать сегодня будем прямо под склонами красной горы. Перед сном я ещё раз поглядел в бинокль в сторону севера - судно так и стояло на середине реки, не сдвинувшись с места ни на метр. Серёга решил оставить основную съёмку окрестностей на утро. Очень хотелось лечь спать под слегка приглушённый свет низких лучшей солнца, едва касавшихся горных вершин, но мы легли под тенями от закрывших всё небо туч.
<< Предыдущая часть | Следующая часть >>
[Содержание]

Содержание:

1. От идеи к воплощению
2. Табагинский утёс
3. 71 градус северной широты
4. "Контора" и гостиница
5. Достигнуть Кёнгдея
6. Прибытие
7. Выход в "море"
8. Контрастная скала
9. Самый длинный переход
10. Полуднёвка
11. Обрыв над Хатыстахом
12. Вечный лёд
13. Избушка
14. Тит-Ары
15. Обратная дорога


Ленская труба 2016, Путешествия, Якутия

Previous post Next post
Up