На следующее утро мы проснулись ещё до будильника в 6:35. Удивительно, но погода стояла по-прежнему хорошая, и это мотивировало на новые подвиги. Лагерные дела нужно был сделать без промедления, дабы не упустить желанный солнечный свет, поэтому с завтраком и сборами мы ускорились. Перед самым спуском байдарки на воду Серёга заприметил ондатру, которая не стала дожидаться того, пока он её снимет во всех ракурсах, а лишь сверкнула лапами и скрылась под зеркалом водной глади Некюляха. Но вот байдарка загружена, пора выходить «в море».
Что ж, начался второй день сплава по Лене и уже шестой день экспедиции. Сегодня Лена настроена к нам мирно, волн почти нет, над головами синее безоблачное небо. Впереди открылась скала с ярко выраженными вертикальными полосами. Мы эту скалу заприметили ещё с катера, когда Эдик нас забрасывал на точку начала маршрута, и теперь случилось то, о чём мы могли только мечтать - мы плывём к ней по хорошей солнечной погоде.
А скала эта совсем необычная: с южной стороны она вся изрезана преимущественно вертикальными полосами, которые хорошо видны даже при плохом свете, что уж говорить о хорошем, - они формируют уникальную фактуру и рисунок. С восточной, то есть со стороны, выходящей к левому по нашему ходу движения берегу, полосы уже не объёмные, а плоские, и имеют ярко выраженную диагональную направленность. Удивительнее всего было то, что одна и та же скала совмещала в себе совершенно разные по фактуре, форме, цветам и узорам линии с текстурами. Раньше подобного мне не доводилось видеть, хоть я и бывал в горах уже не один раз в жизни.
Характерные вертикальные линии внезапно сменились разнонаправленными диагональными
Прямо по соседству уже другие скалы, не настолько крупные в размерах, но зато имеющие другую форму и изрезанные зелёными оврагами, в которых изредка встречаются отдельные деревца. Всё это выглядело уютно, хотелось прямо здесь причалить и полазить по этим оврагам. И на счастье, будто природа прочитала наши мысли, впереди был распадок, а в нём - устье маленькой безымянной речушки, у которой можно было выйти и исследовать живописные скалы поближе. Так что, остановка оказалась очень кстати.
Отличительной чертой здешней береговой линии были «ступеньки», аккуратно сложенные волнами из песка и камней. Издали они выглядели настолько ровными, что, прищурившись, можно было разглядеть множество идеально прямых параллельных линий. Рельеф как контрастной скалы, так и других близлежащих скал, тоже чего стоил - то увидишь косую площадку с зелёной травой и одинокими деревьями случайно спустившегося сюда леса, то острый, почти вертикальный и узкий гребень, устремляющийся на десятки метров в небо. А цвета… И красный, и оранжевый, и серый, и зелёный, и жёлтый… Почти весь спектр тут можно было бы собрать! В общем, сделал несколько фотографий этой скалы и тех, что были рядом - они, надеюсь, смогут рассказать и передать гораздо больше любого текста. И не на каждое интересное место можно потратить большое количество кадров. Знатное место.
И эти выступы тоже относятся к контрастной скале. Наверху видны уютные полянки, правда, палатку на них вряд ли поставишь
Ступенчатая береговая линия. Дальние горы уже напротив Чекуровки
Но тут, пока мы лазили по окрестностям, с севера по реке показался медленно движущийся на нас тёмный объект больших размеров. Через несколько минут он приблизился и уже стало ясно, что это средних размеров корабль. Странность для нас была в том, что это был первый корабль из замеченных нами, который шёл против течения. До этого все суда шли по течению и ни одного в обратном направлении. Судя по опознавательным знакам и раскраске, судно было военное или сторожевое. Что-то патрулировали, наверное. А может, искали браконьеров или нарушителей пограничной зоны? Но мы ни от кого не прятались и не скрывались, да и на нас были оранжевые спасжилеты. Вскоре корабль скрылся за стеной той самой контрастной скалы, которую мы только что исследовали. Пора было двигаться дальше. Немного выпив чаю, мы вновь погрузились в байдарку, и отправились в дальнейший путь.
После контрастной скалы и распадка с безымянной речкой, левый берег уже не был столь интересным. Мы даже до мыса на очередном изгибе реки решили не доплывать, а взяли курс на противоположный берег, ведь там нас ждала следующая безымянная речка, у которой было своё устье, а значит, там можно было тоже полазить, может даже снять какие-то виды сверху и исследовать совершенно новые места. Напротив той речки, чуть ниже по течению уже должен был быть посёлок Чекуровка, следующая на нашем пути цивилизация. В процессе переплывания действительно показались какие-то объекты на левом берегу, похожие на домики. Один из них ярче выделялся по сравнению с другими, потому, что был белый. Мы даже подумали, что это корабль плывёт против течения, и надо бы нам ускориться, пока он не догнал нас и наши пути не пересеклись. Однако, он всё не приближался, а прочие домики от нас удалялись. Теперь уже только в бинокль посмотрим с берега, что там в Чекуровке на самом деле. Был ещё один повод плыть вперёд побыстрее: впереди нас виднелись красные скалы, и очень хотелось рассмотреть и отснять их поближе, ведь чисто красных скал я пока ещё тут не видел. Волны в этот раз были умеренными и не доставили никаких хлопот. Вскоре мы уже причаливали к правому берегу. Вытащив байдарку в очередной раз подальше от волн и положив её на камни, мы сменили обувь с болотных сапог на кроссовки, удобные для лазания по горам, и пошли штурмовать новые высоты.
Красные скалы, манившие нас издали, наконец-то достигнуты
Путь наверх начался через долину безымянной речки. Сама по себе долина тоже была живописной и напрашивалась на съёмку, но высокое солнце и синее небо над головой вселяли уверенность в то, что съёмку долины можно отложить на потом, поэтому мы оба решили начать с видов сверху. А там открывалась широкая панорама на Лену в обе стороны. Отсюда уже видно было и Чекуровку. То, что мы приняли за корабль, таковым действительно являлся, но стоял на вечном приколе и использовался в качестве электрического генератора - из выхлопной трубы шёл синеватый дымок. Ветер гнал волны, простиравшиеся по всей водной глади бархатными гребнями. Вокруг стояла тишина, и лишь шум ветра и равномерное слабое тарахтение дизельного мотора вдали нарушили царствие покоя.
Внизу видно, как, изгибаясь, течёт безымянная речка. Некоторые деревья не выдерживают суровых условий
Вид сверху на очередной "поворот" русла Лены. В левой части кадра можно разглядеть Чекуровку, напротив которой река сужается до 1600 метров
В идеале прогуляться бы вверх по этой долине и посмотреть, что там
Спустившись вниз, мы уделили время и долине: в ней росло множество жёлтых, синих, красных и малиновых цветов. Вверх по течению безымянной речки густота растительности возрастала, и от идеи прогуляться вверх мы отказались в целях экономии времени. Ну и, конечно, сами красные скалы, которые уже успели попасть в кадры, сделанные с противоположных вершин. Эти скалы чем-то напомнили похожие в американских национальных парках. В очередной раз я убеждаюсь, да и до этой поездки был давно уверен, что у нас в стране максимально большое разнообразие природы, и вовсе необязательно ехать в другие страны, чтобы посмотреть на подобную красоту. Те же мысли вновь посетили мою голову, когда мы вернулись к байдарке и поплыли дальше - на нашем берегу красные скалы сменились высокими ритмичными гребнями песочного цвета. Интересно то, что ровно посередине росла полоса леса, а снизу и в верхней части скал леса не было вообще, то есть он имел чисто локальный характер. Серёга даже засомневался, не сделать ли тут остановку, да вроде как, только недавно причаливали, толком даже не успели отплыть ещё. Решили снять их с воды, тем более ракурс отсюда был более выгодный из-за большей удалённости.
Здесь начинаются интересные "гребёнки" и локальный лес
Внезапно гребёнка сменилась широким «амфитеатром». Мы прямо даже оторопели от такого перехода, и принялись усиленно сдавать задним ходом, чтобы подольше задержаться на этой точке и сделать несколько кадров. Течение постоянно норовило нас развернуть то в одну сторону, то в другую, а мы опять восстанавливали курс и гребли против течения, чтобы всё-таки снять именно так, как нам нужно было. Уже позже, внимательно рассматривая дома фотографии, Серёга обнаружил на склонах этого «амфитеатра» останки разбитого самолёта, который ещё давно потерпел в этих горах крушение. На своих фотографиях я тоже его нашёл. Удивительно, что вживую никто из нас этот самолёт там так и не увидел.
Амфитеатр действительно возник очень неожиданно. Кто найдет на склоне самолёт, будет молодцом. А если ещё и определите тип ЛА, то вдвойне молодцом
Но на «амфитеатре» интересные пейзажи не закончились. Пока мы плыли вперёд и решили взять чуть подальше от берега, на нашем склоне количество леса немного возросло, а скалы приняли иные формы. Погода начинала потихоньку портиться: откуда ни возьмись, стали появляться тучи. И тут мы заметили одиноко торчащие среди верхушек деревьев пирамидальные выступы. Они были похожи на Ленские столбы, но тут стояли поодиночке или, максимум, парой. Самый большой такой выступ мы назвали «Ленский столб», и он тут был совершенно один. Серёга пытался снять его по-всякому, и мы вновь ради удачного кадра боролись с течением Лены. Я снимать столб не стал, ведь у меня не было длиннофокусной оптики. Из-за туч этот столб был долгое время в тени, и мы ждали момента, когда же наконец на него попадёт «солнечный зайчик».
Если вы думали, что на этом на сегодня приключения закончились, уверяю вас - вы ошибались! После «Ленского столба» количество леса вдруг резко стало уменьшаться, скалы подошли слишком близко к воде, и даже рисунок на скалах в виде горизонтальных параллельных полос опустился в воду. Или поднялся из воды, кому как больше нравится. Впереди был небольшой распадочек, перед которым скалы стояли как две стены, будто ворота в какой-нибудь параллельный мир. И вправду, по мере приближения нас к воротам в небе послышались какие-то странные кричащие звуки, будто ворота кто-то охранял. Примерно так и оказалось.
Поднимающиеся из воды полосы и "ворота", охраняемые хищными птицами
Когда мы подплывали, над головами начали кружить хищные птицы. Ястребы или соколы, а может быть, сапсаны - точно сказать не могу, но уверенно могу констатировать, что они активно защищали своё потомство в гнезде, располагавшемся, видимо, на одной из скал «ворот». Мы причалили и вышли здесь. Место было интересное - тут был овраг, в котором с гор стекал ручей, кое-где и с небольшими водопадами. Попытка подняться на одну из скал «ворот» закончилась тем, что птицы, почуяв уже серьёзную угрозу потомству, стали настолько близко пролетать над нашими головами, что уже чувствовался ветряной шлейф, оставляемый ими после пролёта. Всё это сопровождалось страшными криками, которые должны были навести на нас страх. Вмешиваться в природу мы не стали, и ушли с этих скал после того, как фотографии были сделаны. Тем более, что солнце уже вновь зашло за тучи.
Один из немногих водопадов на этом берегу
И тут всё переменилось, потому как уходом солнца всё не ограничилось. Стал усиливаться ветер, причём его скорость росла неимоверно. Когда мы отплыли, волны были ещё терпимые. На правом берегу ловить было больше нечего - река вновь изгибалась в западном направлении, и опять интересные скалы продолжались не на нашем, а на противоположном берегу, - в любом случае, пора было переплывать. На подходе к середине реки начался сильный шторм. Байдарку бросало из стороны в сторону, пыталось накренить, вода захлёстывалась через нос на наши защитные юбки, с которых постоянно приходилось сливать воду обратно. Мы обмотались капюшонами и спрятали фотокамеры от греха подальше. «Зато нет комаров», - во всём надо искать позитивные моменты, даже в таких ситуациях.
Теперь мы оба уже понимали, что сегодняшним планам посмотреть ещё скалы на западном берегу уже не суждено было сбыться. Надо было самим спасаться и куда-то причаливать, и там ставить лагерь, теперь уже в любом месте. И мы стали такое место искать. На наше счастье, именно там, куда течением несло байдарку, оказался маленький ручеёк, на котором можно было встать. Причалить к берегу в условиях шторма удалось не с первой попытки, но вскоре мы уже стояли на земле, выгружая вещи и сливая лишнюю воду. Байдарку пришлось относить уже далеко от берега и переворачивать вверх дном от дождя. Теперь надо переждать непогоду. Это был первый шторм здесь, на Лене. Будущее теперь представлялось туманным, ведь мы ещё не знали, как долго здесь держится хорошая погода, и как долго может держаться плохая. По реке в сторону Тит-Аров поплыла моторная лодка. Её так сильно бросало на волнах, что между гребнями волн её не было видно, будто бы она уходила под воду. Нас это сильно впечатлило. Отчаянный мужик там, наверное, был за рулём.
Палатка была поставлена быстро. С костром тоже проблем не возникло - всюду лежал плавник. Когда огонь уже вовсю горел, а ужин начинал готовиться, мы вновь услышали звук мотора, но на этот раз гораздо более отчётливый и близкий звук. Через несколько минут к нам подрулила лодка, мотор заглушили, и нам навстречу вышло несколько человек. Я обычно скептически отношусь к разным незнакомцам. Но в этот раз интуиция сразу подсказала хорошие вести. Это был Эдик. Мы радостно встретили их, поздоровались, душевно поговорили. Эдик вселил в нас надежду: «погода будет». Эта встреча была хорошим завершением сегодняшнего дня. Когда они уплыли, мы доели остатки ужина и легли спать в ожидании завтрашнего дня. И кто знает, что он нам принесёт. Лишь бы хорошую погоду и отсутствие шторма.
<< Предыдущая часть | Следующая часть >> [Содержание]