Лето, Звезда и светлое завтра..

Nov 28, 2021 03:05



Продолжение темы влияния древней мифологии на современную культуру, начатой в статье Мифология и русская культура

Раненее были приведены примеры, показывающие, что нередко на создателей отечественных художественных произведений в советское время (традиция продолжается и поныне) оказывали влияние фольклорные сюжеты, в которых находят отражение традиции древних культов, которые, вероятно, имели распространение на территории Росии.

Прежде всего можно отметить влияние очень широко распространённого культа Купалы (Аполлона), которого такие деятели как Дугин считают выражением верховного мужского светлого логоса, который противостоит тёмному и почему-то единственному женскому логосу Кибелы, в то время как есть ещё один мужской логос в виде «серого» Диониса.

Однако, при внимательном рассмотрении выясняется, что культу Купалы (Аполлона) предшествовал более древний культ богини Лето, которая являлась его матерью. Именно от неё он унаследовал свои дарования в области музыки и поэзии.

Лето родила близнецов Артемиду и Аполлона на острове Астерия (Делос). Так произошло потому, что отец детей Зевс был женат на Гере - богине земли (Дугин причисляет богиню земли к логосу Кибелы, так что налицо конфликт различных женских логосов), которая, мягко говоря, была от этого не в восторге и поэтому рождение детей на поверхности земли не представлялось возможным.

Впоследствии один реальный остров стал местоположением святилища, куда приезжали паломники-адепты этого культа.



Возможно, что инсценировки с песнопениями, посвящённые пребыванию божеств на острове устраивались и в других местах, где могли использоваться различные приспособления, например, плоты..

Плот - Юрий Лоза

image Click to view



Соответственно, чтобы найти практикующих древний культ, соответствующий богине Лето, следует искать исторические свидетельства о женщинах, занимающихся искусством и наукой (название острова Астерия вызывает ассциацию с темой звезды)..

Однако, похоже, что по причине особой древности культа до нас дошли документальные свидетельства того периода, когда культ этот переживал далеко не лучшие времена..

«Жрицы любви»: почему за первыми поэтессами и астрономами закрепилась слава «вавилонских блудниц»?

image Click to view



Возможно, главной причиной кризиса культа явилась  смена общественного устройства (первобытно-общинный строй сменился рабовладельческим, что не могло не повлиять на отношение к женщинам). В это же время устанвилась жёсткая иерархия мужского доминирования, где роль женщины не слишком отличалась от участи раба.

Тем не менее, в некоторых регионах вроде древней Месопотамии у женщин был выбор выйти замуж и стать собственностью мужа либо стать жрицей, которая тоже могла выйти замуж и иметь куда больше прав и свобод, но в этом случае ей запрещалось иметь детей.

Многие жрицы жили при храмах, занимались наукой и искусством, а некторые практиковали ритуальную храмвую проституцию.

В настоящее время историки выражают сомнение, что все жрицы занимались древнейшей профессией. Однако, поскольку посетители храмов общались с женщинами с целью получения определённых услуг (далеко не все выражали желание обсудить со служительницами культа вопросы расчёта даты летнего солнцестояния), понятия «жрица» и «блудница» стали синонимами.

Возможно, в период упадка культа его святилища превратились в обычные дома терпимости, а женщины, не желающие оказывать определённые услуги, оставались неудел..

До нас, например, в фольклорных источниках, доходят сведения о старухах-изгоях (персонаж Баба Яга), который в русских сказках не является однзначно отрицательным. Хотя, верятно, некоторые оставленные в одиночестве на произвол судьбы женщины просто сходили с ума, от чего иногда и случались различные эксцессы. Возможно, им приходилось декорирвать своё жилище в устрашающем стиле элементарно в целях самозащиты..

Однако, есть сведения, что у таких женщин были и влиятельные покровители. Например, известно, что Василиса Премудрая проходила у Бабы Яги обучение. Предположительно, она являлась сиротой, однако, имя Василиса означает «царственная»..

Также в русской культуре при наличии сведений о старухах-изгоях нет чёткого образа распутной жрицы (в этом амплуа выступает разве что Шамаханская царица из сказки Пушкина о Золотом петушке), также нет и описанных в красках ужасов длящегося веками жестокого рабовладения с местным колоритом..

Похоже, и отншение к Бабе Яге не было крайне жестоким (Иван просит Бабу Ягу напоить и накормить его те она не голодала)..

Возможно, как из-за усиливающегся влияния христианства, так и из-за стремления Василис к знаниям, этот тот образ остаётся в пршлом.

Более того, сообразительность и образованность становятся для русских женщин почётными характеристиками. Похоже, образ некогда свойственный жречеству Лето даже становится воплощением национального менталитета, ценящего смекалку и ставящего ценность развития выше пристрастия к материальным благам.

Подробнее: Образ России

Также известно, что русские жёны средневековых западноевропейских правителей намного превосходили по уровню развития своих мужей.

До татаромонгольского нашествия и простые женщины в России были для того времени весьма образванными. Существовали школы  для девочек, а новгородские берестяные грамоты сведетельствуют о массовой грамотности людей обоего пола.

ДОЧЕРИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО: КОРОЛЕВЫ ЕВРОПЫ РОДОМ С РУСИ

image Click to view



Отношение к приземлённости и хитрости ради получения выгоды (логосу Кибелы (Геры) -  сперницы Лето) в русской культуре негативное. Примером может послужить народная песня " Из-за острова на стрежень". Весёлый и хмельной Стенька Разин справляет новую свадьбу на сей раз с персиянкой-княжной.

Позади их слышен ропот:
- Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам на утро бабой стал.

http://a-pesni.org/popular20/izzaostrova.php

Песня, конечно, не о ревности и не о ханжестве, а скорее, о том, что соратники заметили деградацию личности Разина. А если их предводитель не тянет на роль царя, то и все их предприятие не имеет смысла. Похоже, что если бы в той ситуации Разин не смог бы продемонстрировать соратникам свою силу духа и твердость воли,то это могло бы для него плохо кончится и был бы избран другой предводитель. Княжна поплатилась за свое подозрительное стремление ублажать мужика Стеньку, который размяк и, похоже, попал через блуд под ее влияние.
Таким образом, из слов народной песни можно сделать вывод, что мужчина-деградант становится бабой. Похоже, под бабой имеется в виду личность определенного склада, который некоторые называют логосом Кибелы.
Предостережением о том,что происходит с теми,кто недооценивает опасности, исходящей от такой личности может быть сюжет, описанный Пушкиным в сказке о Золотом петушке. Скопец и девица явно были заодно. Известно, что жрецами Кибелы были скопцы и лица нетрадиционной сексуальной ориентации.
Выгоду для себя такая личность, как правило обладающая животным чутьем, стремится получить эксплуатируя слабости и пороки других. Она питается энергией разрушения.

Враждебно настроенным приземлённым персонажем может быть и мужчина.

Вопрос строва Астерия в такой ситуации становится актуальным как никогда..

image Click to view



Мультфильм этот также навеян мотивами древнего культа, некоторые из которых сходны с описанными Пушкиным  в сказке о царе Салтане (спасибо знатоку фльклора няне Арине Родиновне).

Мультфильм повествует  о времени упадка из-за соблазнов в представлении царя о счастье дочери, который видит для неё лучшим кандидатом в мужья эгоистичного купца, который при удобном случае ведёт себя как рабовладелец.

Однако, в упадке находится и жречество.

В своих мечтах видит Забаву в образе царевны Лебедь, но не понимает, что выбранный им жених на второго лебедя никак не тянет. Никаких советников-жрецов у него нет, а с ролью царя-мага он не справляется.

Царевна Забава, похоже, практикует древний культ как умеет. Она, пока выбранный отцом жених мечтает пробраться в князи из грязи, поёт песню и бьёт сделанную из глины посуду в черепки, чем привлекает внимание более продвинутого персонажа, который является, как, похоже, и положено жрецу Лето в образе поющего лоха (простого мужика).

Забава соображает что к чему когда он вылезает из трубы и начинает ему подпевать.. После отсылки к культу предков посредством игры в ладушки, продвинутый жрец видит и слышит несколько назойливое летающее существо и гворит Забаве, что может пстроить летучий корабль, если на захчет. Забава объявляет это чудо жреческой мысли как услвие свего замужества.

Ничтоже сумняшися продвинутый жрец в кратчайший срок находит доргоу к поющему, купающемуся, передоически зпбирающемуся на своё подвижное плавсредство персонажу печального образа, чьи умеющие летать на ступах сестрицы живут в лесу.

Такое впечатление, что представители некогда единого культа разделились и поделили его наследство, что приводит к деградации. Один, обладая волшебными инструментами, их не использует и ноет, хотя хочет летать. Другие летают на старых ступах и не создают ничего нового так как инструменты не у них..

Главный герой с одной стороны - ультраконсерватор так как восстанавливает древний культ, а с другой стороны - прогрессор так как создаёт новый корабль, который не похож на обычную летучую ступу. И летит этот корабль отнюдь не в прошлое. Однако, он удаляется от земли, противпоставляя свой полёт земным ценностям..

Перед этим Забава совершает эпический пропрыг через трубу, в процессе которого сбрасывает лишние шмотки и цацки. Её главным украшением становятся являющиеся символом культа красные бусы, которые в древности, возможно, делали из ягод. Царевна становится жрицей.

Возможно, квкие-то подобные события имели место в действительности ибо нереально, что все люди просто смирились с теми измененниями, которые принёс в их жизни хищнический общественный строй.

Похоже, что в искусстве традиции древней антирабовладельчепской оппозиции живы и поныне. Причём они снова связаны с символикой пришедшего с Севера культа богини Лето (песни про лето интереснее слушать если представлять, что имеется в виду имя девушки, а также образ жизни в лучшем обществе наподобии первобытного коммунизма). Также признаками принадлежнсть песен к символике этого культа являются противопоставление лирических героев земле, использование образа звезды,  а также иногда некоторая отстранённость, устремлённость в будущее к чему-то иному, светлому, лучшему. И уж, тем более, похоже на то, что корни какой-то нетленки ветвятся в традициях древних культвых песнопений когда делается акцент на культовых предметах. В свременном звучвании это может быть пачка сигарет, хотя врядли южноамериканские культы, где практиквалсь курение табака как-то связаны с гиперборейскими традициями культа Лето. Возможно, авторы используют те образы, которые понятны слушателям, а создавать дымовое сопровждение ритуала может, например, ладан, котрый не вызывает особ вредного воздействия. Ладан был одним из дров Волхвов Иисусу Христу как жреческий символ.

Премьер Министр - Девочка с севера

image Click to view


image Click to view



Противопоставление приземлённости «витанию в облаках» можно видеть и в Библии. Причём, похже, для женщины в то время считается неестественным слушать проповеди. «Нормальная женщина» даже грдится тем, что у неё есть «более важные дела»..

Однажды Господь пришел к Своему другу Лазарю, у которого были две сестры Марфа и Мария. Все семейство считало Господа своим Учителем, поэтому посещение их дома столь высоким гостем предполагало и соответствующее приготовление к встрече.

Как только Христос появился у них, Марфа тотчас начала заботиться об угощении и всячески суетиться по этому поводу.

Мария же, с того момента как пришел Христос, не отходила от Него ни на минуту, внимая Его спасительным речам.

Не успевая справиться с подготовкой кушаний, Марфа упрекает Марию в том, что она не помогает ей по кухне, и сказала с укором Спасителю: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10:40).

Марфа решила, что ее сестра бездельничает, в то время как она сбивается с ног, не успевая все организовать.

В человеческом, земном представлении все именно так и обстоит. Марфа труженица, а Мария бездельница.

Однако на самом деле, вопреки мирскому «здравому» смыслу, Мария выбрала «благую часть», как сказал об этом после Спаситель. Она, заботясь о своей душе, жадно вслушивается в каждое слово Христа, боясь пропустить драгоценный тайный смысл сказанного своим Божественным Учителем, ведь Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28).

Пример двух сестер наглядно показывает нам, как происходит встреча Христа в нашей жизни: одни начинают суетиться, отвлекаясь на второстепенное и неспасительное, другие бросают все и внемлют Христу, вслушиваются в Его голос в повседневной жизни, смотрят на все сквозь призму Его слов, ищут Его повсюду.

Христос Спаситель с любовью отвечает на укор Марфы: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41-42).

Христос не упрекает Марфу и не осуждает ее деятельность, а лишь говорит, что она чрезмерно суетится, в то время как Мария избирает для себя более важное: предпочитает земному духовное насыщение.

Он помогает ей правильно расставить акценты. Есть важное, а есть второстепенное.

https://pravoslavie.ru/111340.html

Тем не менее, похоже, что воля к власти приземлённых особ бывает настолько сильна, что простого увещевания врядли может быть достатчно.

Русский философ Владимир Соловьёв, рассуждая об идее женственности, пишет о двоящейся Софии, хотя изначально, как и Дугин, он замечал только один типаж, но это была не ипостась «тёмного лгоса».

Различие типажей Лето и Кибелы очень ярко показаны в фильме «31 Июня».

Подробнее об этом:

https://amygdally.livejournal.com/35132.html

image Click to view



Так кто же к кому приходит в поисках светлого будущего?..

Вот они, летопоклонники..

image Click to view



Однако, в песне есть ещё и третий куплет.
3.
А может быть ты - пеpелетная птица
И холод зимы убивает тебя,
И хочется веpить, весной возвpатится
Все то, чем так горд и так счастлив был я.
Припев:
Я вспоминаю, тебя вспоминаю, Та pадость шальная взошла как заpя, Летящей походкой ты вышла из мая И скpылась из глаз в пелене янваpя. Летящей походкой ты вышла из мая И скpылась из глаз в пелене янваpя.

@ Юрий Антонов
Источник: https://www.beesona.ru/songs/yuriy_antonov/letyashchey_pohodkoy.php

Так что всё как положено: она символизирует лето, а он - весну.

В песне поётся про месяц Май, в мультфильме по сказке Маршака «12 месяцев» жених главной героини - Апрель, а в книге, по которой снят мультфильм, написано про Март.

В любом случае в истории фигурирует ещё Январь, который известен также как Морозко..

В русском языке лето понимается не только как время года, но и как год в целом (летоисчесление, сколько тебе лет?)

А есть ещё героиня сказки, которая может сразу весь год увидать..

Подробнее: О парадоксах русского языка и восприятии времени в модели мира..

12 месяцев/ советский мультфильм

image Click to view



Серьёзные люди есть?..

Стрела и обратимость времени или почему Маркс был жрец Кибелы, а Чернышевский- нет..

Правильно, критикуйте его! Здесь вам не там..

Культурные коды народов и критика марксизма

Базис базиса (основание) общества от древности до современности и критика марксизма

Среди символов культа фигурируют полумесяц, звезда либо кристалл..

Изначально специального символа у ислама не было. Если посмотреть флаги родоначальников мусульманства, арабских стран арабского полуострова, то полумесяц на них отсутствует. Сам знак полумесяц со звездой изначально был просто гербом Османской империи. К 16 веку Османская империя стала самой могущественной исламской страной в мире. И их государственный герб стал постепенно использоваться как символ ислама.

В том числе турками был перенят и герб, после захвата Константинополя. Символ полумесяц со звездой в православии считается символом Богородицы. Греки считали Богородицу покровительницей города Константинополя, и ее символ использовался как символ города. Например, его можно увидеть на византийских монетах. Так же символ Богородицы размещали на крестах Храмов. Такие кресты с полумесяцами можно встретить только на территории бывшей Византии. Так же их можно видеть в России, куда они пришли из той же Византии. Так православный символ Богородицы стал символом ислама.

https://www.yaplakal.com/forum3/topic2252909.html#:~:text=%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%20%D1%81%D0%BE%20%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2,%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85

Тем не менее, можно предположить, что подобная символика также использвалась и в древности как в графическом виде, так и в культовых песнопениях.

image Click to view



А следуя за Звездой можно решить проблему Чёрного Солнца..

image Click to view



Такое впечатление, что страшилки о посвеместном насаждении христианства огнём и мечом несколько преувеличены. Для тех язычников, кто практиковал культ Лето либо хранил о нём воспоминания в виде культурного наследия и так называемых культурных кодов, христианство является не чем-то чужеродным, а откровением и ответом на те чаяния, которые уже были им свойственны.

Библейские волхвы, увидев Звезду, пошли вслед за ней чтоб принести свои дары царю. Над местом, где он родился, Звезда остановилась.. В хлев дары-значит в хлев. Где Звезда, там и царь.

Вифлее́мская звезда́ - загадочное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, волхвы назвали «звездой». Увидев эту «звезду» на востоке (более точный перевод: на восходе) и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя там искомого, волхвы по совету царя Ирода отправились в Вифлеем Иудейский, где их путеводная звезда остановилась над местом, в котором увидели «Младенца с Мариею, Матерью Его»

Святой Иоанн Златоуст и Блаженный Феофилакт Болгарский считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды.


Вифлеемская звезда - Википедия

yandex.ru

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18-19).

Выражение «лето Господне благоприятное» в ушах древних иудеев воспринималось как ссылка на «субботний год» или на год «Юбилейный», когда рабам-евреям даровалась свобода и можно было за выкуп вернуть землю разорившихся собратьев (см.: Исх. 21: 2; Втор. 15: 12-18; Лев. 25). Для пророков Юбилейный год - год прощения и освобождения от рабства (см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8).

Раб для древних людей - это бесправное существо, собственность господина своего. Раба можно было купить и продать за деньги (см.: Исх. 21: 32). И хотя у евреев законы о рабах были мягче, чем у язычников, однако и евреи-рабы зависели от произвола своих хозяев-соплеменников. По Псалтири, раб или рабыня «следили» за рукой господина или госпожи, ожидая милости (см.: Пс. 122: 2). Работая под палящим солнцем, раб, по книге Иова, «жаждал тени, как наемник ждет окончания своей работы» (Иов 7: 2). Даже и в наши дни выражение «рабский труд» носит оттенок изматывающей работы без отдыха при тяжелых условиях. А по современному Уголовному Кодексу, рабство - это принудительный труд, от выполнения которого человек по не зависящим от него причинам не может отказаться (ст. 127 УК РФ).

И поэтому фразы «избавить от тяжкого труда», «развязать узы ярма», «отпустить угнетенных на свободу» (Ис. 58: 6) со времен пророков и до сих пор являются символами благой вести о свободе.


Иером. Ириней (Пиковский). Лето Господне благоприятное / Православие.Ru

День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года. (MP3 файл. Продолжительность 10:04 мин. Размер 7.3 Mb)

pravoslavie.ru

..христианству приписывают насилие над личностью и консервацию самых отсталых порядков. Оно-де несовместимо со свободой, оно-де - вера богатых, освящает угнетение бедняков и служит самой надежной опорой для существующего общественного строя.

Невозможно совместить этот тезис с мировой историей рабовладения, подорванного не столько экономическими причинами, сколько возвышением Христовой веры.

Христианство зовет к любви и братству всех, кто зашел под сень его. Постепенно, век за веком, оно подрывало устои жесточайшего античного рабовладения, которое во времена пришествия Иисуса Христа господствовало на громадном пространстве от Пиренеев до Египта, от Германии до Карфагена. И это стало одной из невидимых, но грандиозных революций древности.

..Блистательный российский историк Сергей Михайлович Соловьев в своей статье «Прогресс и религия» призывал читателей задаться вопросом: «Если религия требует, чтобы я видел в рабе брата, то этим она укрепляет или ослабляет, подкапывает рабство?» И давал естественный, логичный ответ: «Разумеется - второе». И, думается, лучшего комментария к падению рабства не требуется.

..Храм это такое место, где разница между нищим и богачом оказывается минимальной. В Восточной Римской империи сановитые богатеи затеяли было причащаться не прямо с ложечки священника, а из серебряных и золотых сосудов, так Церковь очень быстро запретила подобное нелепое нововведение. Для любого бедняка, даже для раба Миланским эдиктом 313 года, изданным под влиянием христиан императором Константином Великим, был установлен день отдыха в память о Воскресении Христовом; работать в такой день или же заставлять работать кого-либо из слуг, рабов, зависимых людей считалось греховным деянием.

Итак, христианство сыграло роль великого воспитателя, смягчившего нравы и превратившего рабовладение в нечто неестественное, противное для верующего человека.


Христианство и рабство / Православие.Ru

С добротным постоянством в массмедиа, соцсетях, на всякого рода конференциях и в публичных лекциях повторяются мифы о «закабаляющей сути христианства». Все они - старички с во-от такой бородой. Некоторые из них порождены философами-атеистами аж XVIII века, другими вдохновлялись...

pravoslavie.ru

Небесный Иерусалим (Новый Иерусалим) - согласно Откровению Иоанна Богослова, Небесный Город, посланный от Бога в конце истории. Один из образов Царства Небесного, известный ещё в древнем Израиле, а ныне во всем мире, среди представителей различных направлений христианства. Нередко используется в качестве противопоставления Града Небесного (Иерусалима, Сиона) граду земному (Вавилону).


Небесный Иерусалим - Википедия


ru.wikipedia.org

image Click to view



общество, философия, мифы, литература, музыка, менталитет, третья сила, история, религия, мультфильмы, идеология, софийность, поэзия, христианство

Previous post Next post
Up