Каменные кольца Вассу

Oct 30, 2013 17:30

На первый взгляд каменные мегалиты западной Африки - сооружения мелкого масштаба. Чтобы впечатлиться истинным размахом древнего мегалитостроения, стоит добраться до деревушки Вассу на северном берегу реки Гамбия, в десятке километров от крупнейшего города востока страны - Джорджтауна.



"Африканский Стоунхендж" - сооружение, с астрономией никак не связанное. Впрочем, не все ученые с этим согласны.



Вассу - один из четырех центров изучения мегалитов Сенегамбии, включенных в списки объектов всемирного наследия. От соседних районов комплекс Вассу выгодно отличается транспортной доступностью - кольца стоят в нескольких сотнях метров от шоссе, наличием музея с более-менее наглядными материалами и близостью крупного города, в котором и переночевать можно, и поездку в национальный парк с немалой популяцией гиппопотамов заказать.



"Дом рабов" - практически единственная достопримечательность города. Можно побродить по невзрачным развалинам в ожидании парома.

В Джорджтауне крайне удобный мини-паром. Узкая Гамбия преодолевается за несколько минут. Плюс ожидание, сопровождаемое традиционным выклянчиванием местной молодежью сувениров и раздариванием белорусских рублей. Итого - минут двадцать, что для африканских переправ и не время совсем.



Почти весь транспорт на переправе везет белых туристов. Странно, но не в Вассу - минибусики разбегаются по нацпарку, откуда с рассветом на лодках туристы отправятся лицезреть бегемотиков и птиц.



Музей находится прямо за деревней. Метров триста убитой грунтовки через поля, отцепить от багажника повисших деревенских негритят, заплатить копеечку за вход - и даже получить гида. Стандарты ЮНЕСКО стараются соблюдать. Деревенская шпана на территории комплекса утихает.



В музее узнаем, что мегалиты Сенегамбии по функциональному предназначению ближе не к британским каменным кольцам, а к египетским пирамидам. Иными словами, это погребальные сооружения.

Само появление колец еще в третьем веке до нашей эры связывают с первыми миграциями самого влиятельного племени Сенегамбии - Мандинка (или Мандинго - колониальная версия наименования, распространившаяся в массы благодаря "Джанго освобожденному"). Обосновавшись на берегах реки, за полтора тысячелетия Мандинка понастроили курганных комплексов на территории ни много не мало с сотню гектаров.



Под лежащими камнями - могилы. Впрочем, по словам исследователей, в каменных кругах хоронили лишь знатных особ и уже после капитального освоения племенем территории. Об этом свидетельствуют более ранние захоронения, находящиеся в нижних культурных слоях прямо под мегалитами.



Камни для колец таскались, как водится, черт знает откуда (ближайшие горы с характерной породой находятся в 30 км от реки), обрабатывали каменными же орудиями и устанавливали вручную.



Учитывая массу каждого столба - до 7 тонн и общее количество стоящих мегалитов - более тысячи, можно начинать поражаться размаху строительства и упорству десятков поколений Мандинка.



Так и не понятое явление - наличие на мегалитах горок мелких камушков. Спросил гида - говорит, мол, так и было, но местные постоянно сами подсыпают, вроде традиции. Заметно, что чем ближе кольца к полям, тем жирнее кучки породы на столбах и плитах.



А вот и "Вид 50 даласи" - именно с этого ракурса и именно это кольцо снято для почти самой ходовой в Гамбии денежной купюры.



Еще одним приятным моментом стало отсутствие со стороны гида попыток развода туристов на деньги. Не намекал, не выпрашивал - в общем, вел себя крайне достойно. Сбором дополнительных денежных средств занимается специально обученный человек, заседающий под баобабом и наигрывающий на старинных инструментах.

Очень, кстати, приятный получается фон для осмотра камней. Выгрузил весь объем отягощавшей карманы мелочи.



Однодневная поездка в Вассу из Серекунды заняла 14 часов (на 650 километров дороги) по вполне традиционным причинам - обилию постов, неожиданной таможни на повороте в сторону Джорджтауна и вечному ремонту дорожного полотна.

В целом проглядывается смысл остаться таки на ночь в одном из лоджей на реке и немного отдохнуть, но данный подход имеет и негативные последствия - наутро все посты сменят дежурных и придется заново знакомиться - разговаривать с полусотней ментов, военных и таможенников.

Весь афропробег:
1. Старт и спринт через Европу
2. Марокко. Улочками Шефшауэна
3. Марокко. Шефшауэн со стороны
4. Марокко. Имперские города. Фес, Рабат
5. Марокко. Имперские города. Касабланка, Марракеш
6. Марокко. Подъем на Тубкаль
7. Марокко. Арки пляжа Легзира
8. Западная Сахара и Мавритания. Минные поля и сноуборд в Сахаре
9. Дорогами Сенегала
10. Гамбия. Серекунда. Еда, жилье, полезная информация
11. Гамбия. Серекунда. Интересные места
12. Гамбия. Заброшенный отель Каддафи
13. Гамбия. Банжул и кладбище на атлантическом пляже
14. Гамбия. Каменные кольца Вассу
15. Гамбия. Правильное использование белорусских рублей
16. Афропробег без авто. Сьерра-Леоне. Фритаун
17. Афропробег без авто. Гвинея. Ночевка в трущобах Конакри
18. Афропробег без авто. Гвинея. Прогулка по Конакри
19. Афропробег без авто. Гвинея-Бисау. Съемка в параноидальных условиях
20. Передвижения по западной Африке общественным транспортом
21. Как общаться с африканскими представителями власти
22. Финансовые итоги поездки

регионы - Африка, фото, объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, мемориалы и кладбища, факты, отчеты, автопробеги, Гамбия

Previous post Next post
Up