Тата: О работе со структурами

Mar 29, 2016 22:00

Рассказывает Тата:

Вспоминаем сейчас много чего из старого, осмысляем. По ходу находим в архивах интересное, что как раз кстати сюда выложить - фрагменты писем и разговоров в комментах, где мы рассказываем о своём опыте альтерризма. Ниже, стало быть - кое-какой материал на тему, как мы работаем с информацией по альтерре / с восприятием реальности альтерры - как мы работаем, чтобы жить в альтерре именно так, как _нам_ нравится.

В недавнем посте Кира объясняла про целеполагание и про дом. Это я к тому, что у каждого, разумеется, своё понятие о такой реальности, которая его устраивает - но, поняв для себя, чего ты хочешь, надо разработать и проводить в жизнь именно такую стратегию, которая ведёт к намеченной цели - либо заранее смириться с тем, что цель останется мечтой. Необходимая стратегия запросто может оказаться не такой, на которую с избытком хватает ресурса (и ещё остаётся:)), или которая наиболее удобна в данных условиях - но по-другому никак.

Чего мы (лично мы) хотим от жизни в альтерре?

- чтобы можно было всегда вернуться к тому, с кем мы уже встречались, и туда, где мы уже были (и это будет именно тот человек и именно то место, а не "что-то в этом роде")

- чтобы отдельные линии не оказывались бы взаимоисключающими (как бывает в континуумах типа "пучок альтернатив")

- чтобы жизнь не превращалась бы в бред ("то ли было, то ли не было") и следы нашей или любой другой деятельности оставались бы в ней (мы тратим время и силы со смыслом - и этот смысл не должен исчезать)

- чтобы жизнь не протекла бы сквозь пальцы - типа, жили как не жили, ни в чём не выросли, позади одни сюжеты и фрагменты мозаики.

Далее - архивные фрагменты, касающиеся вопроса о том, как восприятие / фиксация / переработка информации связаны с жизнью в альтерре вообще.

****************************

Тата, из письма (начало 2013):

Пока работаешь лишь с отдельными случаями, сюжетами, темами - то в принципе можно и не пытаться сравнивать между собой их специально. Важно удерживать в сфере внимания только ту инфу, которая касается этой данной истории, ну и общие понятия о мире (которые в общем и так помнишь). То есть ясно, что память об отдельных лицах из бывших историй, сравнение инфы по пройденным темам и событиям может пригодиться в новой теме, но и без этого можно работать. Конечно, если смириться с тем, что назад к старым знакомым, в тему, в подробности, не вернёшься.

Фактически мы так жили долгое время (на раннем этапе) - вперёд и вперёд, я запоминала только общие очертания пережитого, старых знакомых помнила только на уровне каких-то отдельных моментов, так что поддержать разговор с ними могла бы с большим трудом и лишь об общих вещах. Это наносило серьёзный урон психике и полноценной жизни в альтерре, но как бы не мешало функционировать (ну бывают же люди, которые не могут запомнить, как кого зовут из близких людей их друзей - и вообще выбрасывают из головы подробности, которые были в период сближения и тесной, близкой дружбы важны). Мы не возвращались в области прежней работы, и приходилось все дела, смежные со старыми (от которых уже "отъехали") не брать для разработки, а перепоручать знакомым из "пройденных тем".

Были попытки писать списки, составлять картотеки действующих лиц по каким-то конкретным областям. Но карточки помогают, только если с ними работаешь. Если их писала я, то начинала тонуть в подробностях (или сокращать и унифицировать сведения о человеке до неузнаваемости), и дело вообще почти не двигалось. Если писала Кира, то мне оказывалось недостаточно информации на карточке, чтобы толком вспомнить после долгого перерыва - память же надо освежать.

Потом (уже сильно спустя) мы столкнулись с Кланом Стражей. Это такая структура, где все связаны очень тесно причинно-следственными связями и при этом разнесены во времени. Очень много "концов нитей" (историй, отношений) уходит в разные стороны из Клана и очень много со всех сторон вливается - но внутри они оказываются увязанными, притом на нескольких уровнях, в нескольких узлах задействована каждая нить. Никакое "исчезновение со сцены" неизвестно куда или появление "из-за занавеса" без подоплёки невозможно - то есть не прокатывает просто констатировать "тут приехал один такой" или "и он уехал навсегда". То есть разница между прежним восприятием рабочего континуума и новым - как между спектаклем (кино) из жизни "одного селения" и реальным наблюдением за конкретным городком в конкретной стране, где о каждом жителе понятно, кто у кого родился, с кем соседствовал, куда и на сколько уезжал, кого откуда привёз, с кем переженился, кого родил и так далее.

Притом для нас очень скоро стало ясно: это всё - душераздирающе трагично, но не безнадёжно, если начать разбирать "по нитке". Дело в том, что Клан жил, постоянно убивая людей, вовлекаемых в орбиту, это была череда трагедий, погибших и сломанных судеб, в том числе и членов Клана тоже. То есть невозможно было оказаться рядом и не попытаться протянуть им руку. Но при этом мы оказались перед выбором: если мы этим будем заниматься сами - от нас потребуется совсем другой уровень концентрации, вгруженности и активного пользования множеством параметров. Чтобы нормально, адекватно общаться с каждым из этих людей, так чтобы возможно было распутать клубок отношений (а не просто оживить-полечить-напоить - а там как-то пусть сами выживают со всем этим грузом крови, кошмара, предательства и отчаяния), надо быть постоянно в курсе, как у них всё в Клане на период этой жизни, как обстоит в данной семье - и как конкретно для данного человека и его близких. А если человек ещё и не хочет помощи, если он отчаялся - чтобы он услышал нас, для этого надо быть доверенным лицом всех ключевых для этого человека близких. То есть все работы по оживлению надо очень тщательно планировать, высматривать заходы в несколько ходов и все моменты разговоров, отношений держать в памяти достаточно долгое время.

Из этого следовало, что, во-первых, надо вести очень чёткие записи, картотеку, постоянно сличать и сверять даты, возраста, семейные отношения, места жительства, круг знакомых для каждого. Во-вторых, нужно эти данные примерно держать в уме - чтобы перед глазами была панорама. В-третьих, необходимо в определённые промежутки времени проделывать определённые действия - с одной стороны, успевать с новыми оживлениями, новыми выяснениями, всеми серьёзными разговорами, пока "горячо" (и у тех, с кем работаешь, и у нас самих), с другой - не форсировать события и их осмысления, не пытаться "пропихнуть в одну ночь" всё, от чего душа горит, предоставлять всем сотрудничающим с нами время на выяснение отношений, на обсуждение между собой, на сбор и сверку информации.

Это всё должно было наложить на нашу здешнюю жизнь основательные рамки: значит, мы уже не сможем располагать своим временем и настроениями как хотим, точнее, как попало, по произволу. Мы должны подчиняться ритму розыскной работы, потому что иначе просто ничего не получится.

Важный разговор с человеком, касающийся его жизни и смерти, не может быть растянут на здешнюю неделю по пятнадцать минут в день (как может быть растянут просто приятельский трёп, доклад или обмен инфой). Вслед за разговором нужно всё зафиксировать в течение ближайшего времени, иначе могут потеряться важные пункты (не только цифры - их можно записать и сразу по ходу, а возможно более точные моменты отношений, детали воспоминаний, причём в момент записывания ведь не знаешь, что может оказаться внезапно критичным на следующем этапе).

Дальше надо общаться с другими людьми, скажем, связанными с этим человеком - и для этого надо держать в уме и новые данные, и старые. Для любого серьёзного разговора надо поднимать целый пласт инфы, которая уже успела "лечь на дно" с прошлого разговора с этим человеком или в этом направлении работы - а раньше нельзя было приступать к этому разговору, потому что самим людям-то надо переобщаться, передохнуть, их нельзя гнать "нон-стоп" в режиме нашей жизни здесь.

Скажем, двум-трём людям, после того как мы оживили одного из них, надо встретиться и вообще посмотреть друг другу в глаза (после всего, что было между ними!), потом сказать что-то друг другу по минимуму, потом всё обсудить, и только потом есть смысл разговаривать с ними нам. А для нас по-здешнему может пройти месяц и более того. Все свежие воспоминания поблёкнут - для нас, а для участников разговора-то мы с ними виделись "вчера-позавчера", значит, мы должны реально помнить, как всё было "вчера", кто что сказал и как именно.

Значит, мы должны хорошо вспомнить всё "вчерашнее" и плюс к этому освежить то, что может быть важно для нового "сегодняшнего" разговора, чтобы он не был ни пустым трёпом, пережёвыванием сиюминутных аффектов, ни лишённым эмоций выжиманием из живых людей важной для нас (и зачастую очень болезненной для них) инфы. То есть мы, альтерристы, должны для начала между собой всё вспомнить, переговорить, утрясти, оживить в памяти. А для этого нужно бывает от одного до нескольких часов здешней работы (в зависимости от разных факторов), причём аккордно, сильно растянуть по кусочкам не получится. В сутках, между тем, не сколько угодно свободных часов, когда при этом сохраняешь работоспособность и адекватность. А само погружение, и важный разговор в особенности, требует цельного куска "хорошего" здешнего времени, который может образовываться не каждый день. То есть упустишь по-здешнему где-то немного времени, расслабишься, поволынишь - потеряешь целую неделю. Или (неизвестно, что хуже) попадёшь в крайне неоптимальное состояние, цейтнот, нервотрёпку, неадекват, начнётся фрагментация тамошней жизни, разговора или какого-то общего дела на "тысячу маленьких медведей"(с)… Во время такого состояния нарушается адекватность и восприятия, и реакций, всё сикось-накось, да ещё и потом вспоминаешь происходившее как с бодуна (если не как бред).

А если не прикладывать усилий здесь, в нашем мире, не "выжимать коленкой" время для погружения, чтобы всё шло с максимально возможной скоростью для нас, то и вообще по-здешнему пройдёт не неделя-месяц, а год за пару-тройку тамошних дней. А напряжённый ритм жизни требует соответственно двойного усилия, чтобы успевать всё фиксировать - так что надо работать в четыре руки над записями.

Прикинув всё это, мы с Кирой тогда спросили друг друга - будем ли на это (то есть на работу с Кланом Стражей) подписываться, запрягаться - ясно ведь, что на годы; а в принципе можно и не брать это на себя: не одни же мы в альтерре разведчики, слава Богу. Но если мы не готовы тащить всю работу - тогда и отчасти не следует соваться, тогда уже следует повернуться кругом и опять заниматься всякими частностями подальше от Клана. И, в общем, смириться с тем, что всё это другие ребята как сумеют - так и сделают, возможно, совсем не так, как оно следовало бы на наш взгляд правильно и наилучшим образом. И, в общем, вокруг нас никого не наблюдалось, кто готов был бы вскрывать эту тему в обозримом будущем, потому что всё это очень страшно во многих отношениях.

Мы тогда друг другу сказали, что да, готовы этим заниматься, принимая все последствия для нашей личной жизни. Мы об этом решении ни разу не пожалели, но это не значит, что мы всегда были друг другом и ситуацией довольны.

Потому что все мои сложности, о которых я писала выше, применительно к жёсткому ритму такой работы с большой структурой стали особенно болезненны. Я систематически не успевала перечитывать свеженаписанное, повторять ближайшую и отдалённую инфу, всё постоянно забывала и путала, у меня в представлениях то и дело смещались временнЫе срезы, а также социальные (где чья семья). Зацеплялась за какие-то мелкомасштабные моменты, увлекалась сиюминутными впечатлениями, и забывала о перспективных планах, теряла напрочь направление и драйв, если цель была дальше чем в двух шагах. Вообще была не способна удержать в голове, что мы должны успеть "прежде чем", с кем поговорить, кого увидеть, кого оживить. Это то, что касается непосредственно альтерристской работы.

По здешнему быту в связи с напрягом, с недосыпанием, с цейтнотом вообще был временами кошмар. Я засыпала просто непрерывно - когда не ем, то сплю. Капризничала, скандалила, тратила наше общее время на пустые разговоры о здешней ("цивильной") работе и жалобы на всякую ерунду. Если мы ссорились, потом долго не могла перестать дуться и обижаться, либо, наоборот, переживать и расстраиваться. Кира всю жизнь учила меня забывать и отметать всё, как только начинается работа - но в тяжёлые моменты нам очень мешала моя обидчивость и неумение радоваться.

Плюс к этому - все мои "психиатрические" заморочки. Бывали такие периоды, что из-за меня вообще невозможно было начать работу. Как назло, именно когда предстояло что-то серьёзное, важное для нас, у меня мог начаться облом - страх перед погружением, панические приступы, "глухота", "стукнутость", полная амнезия по элементарным вопросам и прочее…

Но как уже говорилось выше, мы не пожалели. Можно сказать, что мы успели - смогли в реальное время вскрыть клановый континуум и восстановить Клан. То есть задача была не в том, чтобы общими усилиями оживить всех клановых покойников (на два столетия вглубь), как убитых, так и умерших своей смертью (и, типа, распихать подальше друг от друга, чтоб они опять не поубивали друг друга), а в том, чтобы люди смогли жить вместе, вместе по новой - нормально, с радостью, с доверием к действительности, и при этом не вычеркнуть как сатанинское клеймо саму свою принадлежность к этой общности, к её ценностям, к традициям и истории. И таки удалось всех воссоединить, включая самых "отпетых", и из "столпов кланового общества", и из тех, кого даже сам Клан отверг. Нам лично удалось исполнить свою мечту - оживить Генерала Аттиса и помочь ему восстановить отношения с близкими (из которых он мало кому не поломал жизнь).

То есть можно сказать - не зря мучились, не зря торопились, не зря ссорились, напрягали друг друга…

****************************

Из разговора в комментах в том же 2013:

(Начинается разговор с того что мы с Татой рассказываем в красках, как давеча вспоминали вступление к серии новелл "Ореховый прутик", которую нам в своё время, в начале 80-х годов по-здешнему, пересказывали в альтерре в первый раз)

Герман:

Это мы пытались вспомнить, чего нам в разное время было рассказано:) Увы, у нас очень много чего так и осталось не записанным - когда-то думалось, что, типа, уж вот это-то мы точно не забудем, зафигом записывать ещё?!.. А не тут-то было...

По ходу розысков в архивах этим летом мне даже удалось найти указание на человека, который нам впервые про "Ореховый прутик" рассказал!.. Но если ты думаешь, что там же и пересказ новелл имеется - то ыыы:(((((

Друг: Не, ну как же так - не записать самое важное, новеллу? О_О

Герман:

Ну, новеллу-то мы самым важным не считали же!.. Как относились? - ну вот рассказал нам наш человек нечто художественное. Если это стихи - конечно, грех не записать: оно же короткое по-любому! А всё прочее - ыыы... Нам же надо было записать:

- его рассказ о том что с ним случилось, какие проблемы его довели до жизни такой и пр;

- его рассказы о других людях, всяких-разных погибших, потому что нам потом надо будет этих людей оживлять;

- ваще записать как мы с ним общались, как время проводили - ну вот как дневник, на память;

а уж всякие там сказки-новеллы, худлитра - ыыы... Это уж только если очень зацепило! Времени-то на записи мало было, мы жить торопились (и правильно делали, заметим с нынешней точки зрения! :))

****************************

Ещё в комментах, тоже 2013 (эх, много тогда интересных разговоров было…):

Друг:

… живущие в "точке сборки" (понятие это пространственно-временное) - или, как еще называю, в "наблюдаемое время" - могут иметь неточные данные о днях минувших, предвзятое отношение к личностям, быть обработанными "пропагандой". У наблюдателя голова кипит от этого :)

Герман:

"могут иметь неточные данные о днях минувших, предвзятое отношение к личностям, быть обработанными "пропагандой""... -

о да, это ваще совершенно естественное явление!

Работники сыска Земли-здешней любят напоминать, что если свидетельские показания разных лиц совпадают слишком точно - ищи тут сговор свидетелей, давление на свидетелей и пр.; в нормальной ситуации расхождения между версиями могут быть очень и очень велики.

Скажем, если попытаться не сговариваясь вспомнить события ну пусть хотя бы полугодовой-годовой давности, не говоря о десяти-двадцатилетней - расхождения могут неожиданно и очень сильно удивить. Даже собственные воспоминания дают совсем иную картину, чем, скажем, дневниковая запись, сделанная по свежим следам: дело в том, что память норовит "скруглить" картину, завершить все линии до "правильных" - иначе ей не зафиксировать произошедшего. Плюс к тому субъективная необходимость личной интерпретации - ещё один большой и важный шаг к созданию мифа (не в плохом смысле даже, в хорошем! - но это всегда "отсечение от глыбы лишнего, чтобы проявилась статуя" - а что тут "лишнее", решается на глазок). Ну и готово дело - если смотреть строго по фактам, всё было не совсем так, а то и совсем не так!

Может быть, ты обратила внимание - в повести "Вдвоём хоть в пекло" отмечены моменты, когда я вспоминал сперва по памяти, и лишь потом смотрел в дневниковые записи. Мне показалось это важным - насколько велики расхождения! - и я добросовестно вписал в повесть и своё воспоминание, и зафиксированные дневником обстоятельства.

****************************

Я и Другой, О нашей альтерре, Онтология творчества, Генерал Аттис, Критерии реальности, Личное, Проблемы со-альтерризма

Previous post Next post
Up