Призрачная Колыма: ОЛП "Лесное". Лагкомандировка 23/15

Jun 17, 2013 19:01

Лагкомандировка 23/15. Зона для детей заключенных вместе с мамами. Из воспоминаний сидевшей здесь Н. Вайшвиллене:
"...в этом лагере находится детский дом для детей заключенных, а матери живут в этой же зоне и работают на разных хозяйственных работах. Кормящие матери имели возможность видеть своих деток по нескольку раз в день..."
 В 1944 г. по приказу начальника Дальстроя предписывалось: расширить сеть детских учреждений постоянного типа путем строительства круглосуточных детских комбинатов на 200 мест, из них 100 мест в Магадане и 100 мест в Эльгене. Кроме того, горкоммунотдел. Западное, Северное и Тенькинское ГПУ, а также управление автотранспорта обязывались расширить сеть дневных детских учреждений путем приспособления существующих зданий, в частности, в Магадане - на 100 мест, в Сусумане - на 40 мест, в Ягодном, Палатке, Усть-Омчуге - по 30 мест
По воспоминаниям Генриетты Алановой, которая проходила в этих местах школьную сельхозпрактику, на «23/15» находился лагпункт для «малосрочников», и заключённые выращивали здесь овощи, в первую очередь, капусту и турнепс.
После того, как лагерь был расформирован здесь организовали детский интернат "Лесная школа"



Кроме построек, которые выглядят хоть и разрушенными, но весьма свежими, встречаются строения сделанные из того, что попадается под руку
В этом сооружении и кирпич (ну а как же? Ведь во всю мощь тогда работал магаданский кирпичный завод) и камень, и доски и даже какие-то железки.



Просветы окон перетянуты колючей проволокой. Здесь располагался карцер для заключенных.



Рядом остовы разрушенных зданий, определить прижизненную принадлежность которых возможности не представляет, а найти тех, кто здесь бывал не получилось. Иных уж нет, а те далече, а директор коррекционной школы, не помнит



Еще одно строение от которого остались жалкие деревянные остатки непонятно что из себя представляло. Прямоугольный периметр, засыпные стены. Скорее всего здесь был жилой барак



А вот и вторая интересная находка (первый был ржавый напильник. Его можно увидеть на фото. Он помогал чистить другие находки) поршень от грузовика. Никаких маркировок. Ничего. даже не понятно наш ли это. В смысле советский или нет



Вытащили, старательно вычистили. Но ничего не нашли. Положили находку на место



Дальше неподалеку на половину в земле лежала рельса. Эта находка была гораздо интересней, потому что пересекается с нашими железными дорогами



Рельсу превратили в ус для жесткой сцепки, года выпуска не увидели, но зато - Завод им Сталина. Других рельсов пока не встречали.



Пожалуй, это всё что может рассказать на о лагерной жизни в Лесном.



Теперь о догадках. Лесной располагается на ответвлении дороги Орбита - Клёпка. Поэтому один из вариантов - это использование рабсилы для строительства этой дороги. Вариант второй: Местами встречаются сельскохозяйственные поля. Точней просто поля, но вырубить чистое поле посреди тайги и бросить - резона нет. Так что сразу два варианта. Собственно вырубка полей и последующее их культивирование под сельское хозяйство.



На обратном пути встретили велосипедистов. Привет им! Там весьма лихая горка, на которую я бы не отважился подниматься на велике



Вайшвиллене Н. А. Судьба и воля. - Магадан : МАОБТИ, 1999. - 88 с. : портр. - (Архивы памяти ; вып. 3).
"...В один прекрасный день нас всех с детьми погрузили на машину и повезли из Магадана в сторону трассы. Стало страшно, что если завезут куда-нибудь на трассу, детей отберут и погибнем там. Ехали совсем не долго, и повернула машина вправо. Стало еще страшней. Местности-то мы не знаем, не знаем, куда ведет эта дорога. Проехали, возможно, еще столько же, и показался какой-то поселок, а в нем лагерь, вышки. Мы немного успокоились. Вскоре нам объяснили, что в этом лагере находится детский дом для детей заключенных, а матери живут в этой же зоне и работают на разных хозяйственных работах. Кормящие матери имели возможность видеть своих деток по нескольку раз в день. В начале я работала дворником.

По прибытии в лагерь нас, конечно, пересчитали, переписали наши вещи и свалили в кучу возле вахты, а мы понесли своих деток сдавать в этот детский дом.

Дом оказался прямо в зоне, большой, деревянный, светлый и чистый. Вся обслуга в чистых белых халатах. Врач - очень интересная, но неприветливая дама, ленинградка по фамилии Львова. Все, кроме начальника санчасти, были заключенные. Очень тяжело, конечно, было отдавать детишек вот так, из своих рук, но пришлось. Пошли за своими вещами, а затем надзирательница повела нас в барак, где мы получили места на третьем ярусе.

Вот так началась для нас новая жизнь. Барак для жилья женщин в зоне был единственный, но большой. Нары в три яруса. Клопов уйма, по ночам они так кусали, что не возможно было уснуть. Я в этом отношении была счастливой, меня они не кусали. Детей кормить ходили по нескольку раз в день, а в оставшееся время посылали нас на хозяйственный двор пилить и колоть дрова для столовой детского дома. Мы особенно любили обслуживать детский дом, потому что как понесешь дрова, чтобы уложить под стенку, то там же тихонько и в окошко взглянешь на ребенка. Посылали нас и в прачечную стирать детское белье. Прачечная была за зоной. Нас вечером туда отводили и закрывали на замок, а утром открывали и отводили нас обратно в зону. С собой мы несли уже постиранное и выглаженное детское белье. Свои вещи постирать тоже была возможность, хотя это не разрешалось, но ночью мы могли полоскаться в воде вволюшку.

Детей кормили и смотрели очень хорошо. У них был красивый, художниками разрисованный игровой зал. На воздухе был крытый манеж для малышей. Веранда, где они в мешках спали после обеда. Кто был свободен от работы, тому разрешалось после обеденного сна подержать ребенка на руках. В свободную минуту мы старались туда наведаться.

Кормящим матерям, кроме общего питания из общей столовой, отпускали кое-что с детской кухни. Это тоже вызывало зависть других женщин. Разрешалось шить и одевать детям свою одежду, только требовалось, чтобы она была идеально чистая.

Моя девочка развивалась и росла очень быстро. В восемь месяцев она начала ходить. Говорить тоже стала очень рано. Ее первые слова почему-то были "табак, черпак, вандуо и уога". Два последних слова - литовские. Потом она сказала "папа", а только потом "мама". А вот с формированием зубов у нее шли дела плохо. Первый зуб показался только в полтора года. Оттого что у девочки не росли зубки, вольные женщины, жены начальников приносили яичную скорлупу, на кухне ее сушили, мололи на порошок и давали ей. Она охотно ела, ела она даже штукатурку со стены. В детском доме были очень хорошие няни. Они меня успокаивали, я очень боялась, что это какая-то аномалия, но, слава Богу, и это прошло. Вообще моя малышка была очень здоровым ребенком, за два года, прожитых в этом лагере, она болела только один раз.
Несмотря ни на что, это были очень счастливые годы в моей жизни. Я была не одна, со мной была моя дочь..."


Генриетта Аланова "Моё северное детство"
"...Наш 8-ой класс уехал на рыбозавод, что стоял на полуострове Кони. А меня и Олю Лутовинову, как опоздавших, направили на совхозные сельхозугодья, расположенные на так называемом «двадцать третьем дробь пятнадцать», то есть с противоположной от «Северного Артека» стороны трассы. На «23/15» находился лагпункт для «малосрочников», и заключённые выращивали здесь овощи, в первую очередь, капусту и турнепс.
    Через перевалы сопок привезли нас в удивительно красивое место. Разместились мы в пахнущем лиственницей бревенчатом доме, оборудовав себе две кровати в уголке у печки, искупались в бане в огромных деревянных бочках. Работать нас определили на конюшню, поскольку и сюда мы несколько опоздали - на огромных совзозных полях червяков с капусты собирали ученики другой, 7-ой школы. Да нам не больно-то и хотелось! На лихом коне под присмотром усатого конюха, весьма похожего на Чапаева, мы с Олей развозили по участкам воду из речки и возили сено с лугов. И конечно, отработав по полдня (норма!), до отвала наедались ягодой, которая росла вокруг в изобилии. К счастью для наших животов, практика закончилась, мы снова вернулись в город."



Часть 1 - Призрачная Колыма: Заброшенная военная часть на Дукче.

Часть 2 - Призрачная Колыма: аэродром посёлка Ола.
Часть 3 - Призрачная Колыма: Ольский краеведческий музей
Часть 4 - Призрачная Колыма: Железные дороги Магадана - мост, который построил зек.
Часть 5 - Призрачная Колыма: Железные дороги Магадана - «Станция Уптар
Часть 6 - Призрачная Колыма: первые автобусы в Магадане
Часть 7 - Призрачная Колыма: Первая гостиница в Магадане.
Часть 8 - Призрачная Колыма: Авиация. Аэродром "Магадан-47"
Часть 9 - Призрачная Колыма: Витамины для магаданцев.
Часть 10 - Призрачная Колыма: День рождения магаданской телебашни.
Часть 11 - Призрачная Колыма: Лесная школа

индустриальный туризм, Призрачная Колыма, фото

Previous post Next post
Up