Увидеть Париж и поехать дальше к морю.
Весенняя поездка в Париж, Нормандию и Бретань.
1. Париж от Нотр-Дам до Башни 2. Париж от Елисейских полей до Монмартра3. Готика и фахверк Руана
4. На берегах Ла-Манша (Онфлер и Фекам) 5. Известняковый берег Этреты 6. Остров-крепость Мон-Сен-Мишель 7. Родина мореплавателей Сен-Мало Часть третья: Готика и фахверк Руана.
Утро началось с бодрой пробежки до Северного Вокзала и взятия в прокате автомобиля марки Форд. Мне достался дизельный третий Фокус и, несмотря на мои определенные личные стереотипы, машина мне очень понравилась. Просторный, резвый, экономичный, приятный изнутри и снаружи, с различными современными «фишками» типа системы «стоп/старт» и помощи при трогании в горку. В общем, если бы я выбирал себе новый сарай гольф-класса, то Фокус был бы одним из несомненных кандидатов.
Продравшись через парижские пробки и загрузив своих пассажиров, я направился на север. Как же приятно вырваться из большого города, даже такого прекрасного, как Париж. И только необходимость регулярно платить по несколько евро за дорогу омрачало наш восторг, автомагистрали во Франции весьма недешевы. Первый наш пробег был невелик, и вскоре мы уже добрались до Руана - древней нормандской столицы, известной своей фахверковой и готической архитектурой:
Руан удивил нас небольшим количеством туристов и общим спокойствием, что после людного и шумного Парижа было очень кстати. Заселившись в гостиницу в самом центре, первым делом мы отправились на центральную площадь города, на которой стоит руанская Ратуша (а сейчас в этом здании местное турбюро):
Именно здесь стоит готический Руанский Собор, строившийся начиная с XII века, один из лучших представителей этого стиля в Европе. Из-за узости площади сфотографировать фасад целиком у меня не удалось, зато есть возможность детально рассмотреть украшающие его статуи:
Изнутри собор производит еще более сильное впечатление, чем снаружи, благодаря высоким белым сводам и льющемуся из многочисленных окон свету:
Витражи великолепны, если изучать каждый из них, то в соборе можно провести целый день:
В стенах собора выставлены оригиналы статуй с фасада (там стоят копии), и их можно рассмотреть вблизи. Справа, например, наш старый знакомец Святой Яков, в честь которого в Испании назван город Сантьяго-Де-Компостелла, третья святыня католического мира:
Своды, колонны и витражи:
Так как Руан был столицей Нормандского герцогства, а именно нормандские герцоги в XI веке завоевали Англию и стали ее королями, то Руан на протяжении почти полутора веков был английским городом. Именно поэтому здесь покоится сердце короля Ричарда Львиное Сердце:
Готика представлена в Руане не только кафедральным собором, но и еще несколькими церквями. Одна из них - церковь аббатства Сен-Уэн, заложенная в начале XIV века:
За церковью располагается небольшой парк, облюбованный местными жителями для отдыха. Благодаря цветущим деревьям, он особенно живописен:
Второй после готики особенностью Руана является фахверк. Дома, построенные по этой технологии, встречаются в северной Европе повсеместно, от Франции до Польши. Мы довольно много насмотрелись на них во время осенней поездки вдоль Рейна, но с тех пор прошло полгода, поэтому мы снова наслаждаемся древними стенами:
Все эти дома не являются музейными экспонатами, в них живут и работают люди. Вот, к примеру, музыкальная мастерская (одной из «специализаций» Руана является производство музыкальных инструментов):
В ряду фахверковых гражданских строений выбивается готический дворец правосудия XV века, занятый юридическими учреждениями Руана. Занятно, что меня без единого вопроса пустили во внутренний двор, только «просветили» рюкзак с фототехникой:
На пешеходной улице Гро Орлож, соединяющей Руанский Собор и рыночную площадь, находится еще одна достопримечательность города - астрономические часы, механизм которых датирован 1389-м годом:
В арке под часами на руке Христа свил свое гнездо голубь:
На часовую башню можно подняться с русским аудио-гидом, что мы и сделали. Кроме интересного рассказа про историю часов и Руана, с башни открываются великолепные виды на город:
Забираемся выше, отсюда хорошо видна церковь Сен-Уэн, где мы только что были:
А внизу кафе уже начали свою работу, выставив на улицу столики:
Значит, пришла пора и нам пообедать. Купив бутылку сидра и по багетному сандвичу, мы присаживаемся в одном из городских парков. Такой быстрый и недорогой обед довольно традиционен для Франции, так что мы не только экономим деньги, но и глубже проникаемся французским образом жизни. А сидр является фирменным нормандским напитком, если в Париже мы пили вино, но в последующие дни ни один обед или ужин не обходился без бутылочки этого освежающего яблочного напитка.
Доходим до рыночной площади, она тоже застроена фахверковыми домами:
Здесь располагается, наверное, самая необычная церковь Франции, церковь Святой Жанны д'Арк. Именно здесь она была сожжена, поэтому форма церковной крыши символизирует языки пламени костра:
Несмотря на необычную форму, это действующий храм, а витражи для него были взяты от разрушенной по время войны старинной церкви:
Продолжаем нашу прогулку и натыкаемся на вполне современные скульптуры, город не закостенел в средневековье:
Руан стоит на берегах Сены, поэтому прогулка по набережным не менее приятна, чем прогулка по узким старинным улочкам:
После ужина мы отправляемся на заключительную прогулку по Руану, в ночи он смотрится очень загадочно, а народ совсем исчез с улиц. Доходим до башни, где была заключена Железная дева, это единственное что осталось от снесенной крепости:
Натыкаемся на вездесущий Макдональдс, здесь он имеет явный средневековый колорит:
Ночная улица Гро Орлож и башня, на которую мы залезали днем:
Заканчиваем прогулку у Руанского Собора. Сто с лишним лет назад Клод Моне создал серию импрессионистских полотен, посвященных Собору, на которых он представлен в разное время дня и с разным светом - утром и вечером, на ярком полуденном солнце и в тумане. Считайте эту фотографию подражанием великому мастеру - Руанский Собор ночью:
Ну а мы отправляемся в нашу гостиницу, что бы назавтра отправится дальше вдоль Сены к морю, в
живописный Онфлер, где черпали свое вдохновение многие художники XIX века.