Увидеть Париж и поехать дальше к морю.
Весенняя поездка в Париж, Нормандию и Бретань.
1. Париж от Нотр-Дам до Башни 2. Париж от Елисейских полей до Монмартра 3. Готика и фахверк Руана4. На берегах Ла-Манша (Онфлер и Фекам)
5. Известняковый берег Этреты 6. Остров-крепость Мон-Сен-Мишель 7. Родина мореплавателей Сен-Мало Часть четвертая: На берегах Ла-Манша (Онфлёр и Фекам).
Утром мы покидаем Руан и двигаемся дальше на запад. Теоретически мы едем вдоль Сены, но она тут очень сильно меандрирует, поэтому оставляем идею проехать по берегу через заповедник Бротон и двигаемся по магистрали. Пробег сегодня тоже совсем небольшой, поэтому вскоре мы оказываемся в следующей точке путешествия - в Онфлёре. Это старинный портовый город, он богател на торговле с Англией после нормандского завоевания, через пятьсот лет через него же шел поток товаров в Канаду и обратно. Однако в начале XIX века торговля остановилась (за что стоит сказать спасибо английской континентальной блокаде), гавань заросла илом, и порт был закрыт.
Сейчас Онфлёр - это тихий и живописный курортный городок, любимый художниками и туристами, которых привлекают сюда пейзажи знаменитых мастеров прошлого и, конечно, кальвадос. Ведь это тот самый нежно любимый департамент Кальвадос, который успешно соперничает в нашем сердце с одним всемирно известным
городком в другой части Франции:
Центральной частью Онфлёра является гавань, заполненная прогулочными яхтами и окруженная живописными домами. Набережная гавани является излюбленным городским променадом, тут располагаются рестораны и магазины, а туристы расслабленно сидят вокруг и любуются небом, водой и архитектурой:
Делаем круг по набережной и углубляемся в городскую застройку:
За пределами парадной части Онфлёра скрываются довольно потрепанные фахверковые домики, но именно эта потрепанность и очаровывает, чувствуется дыхание веков:
Некоторые переулочки столь узки, что недоступны не то что велосипеду, а и иному пешеходу:
И машинки тут встречаются под стать домам, любимый мной Ситроен Де-Шво, «посадивший за руль» Францию:
На площади рядом с туристическим офисом стоит памятник людям, которые внесли свой вклад в развитие города наравне с моряками и винокурами - сборщицам устриц:
Выходим из города и двигаемся вдоль Сены к морю. Здесь стоят уже суда покрупнее, хотя тоже чисто прогулочные. «Рабочие» корабли предпочитают находящийся через реку Гавр:
Набережная пустынна и приятна для неспешной прогулки:
Вдоль реки тянется прекрасный парк. Можно свернуть туда и полюбоваться прудами и каменными горками:
Главное не злить местных жителей, могут и укусить:
Выходим к морю, и набережная переходит в просторный песчаный пляж:
А если обернуться, то открывается отличный вид на еще одну достопримечательность здешних мест - мост «Нормандия». Это один из самых длинных вантовых мостов в мире (его центральный пролет составляет 935 метров). Его строительство обошлось в астрономические 465 миллионов долларов (астрономические для Франции, чуть более длинный мост на остров Русский во Владивостоке стоит более чем вчетверо дороже, ну так Франция не Россия):
Передо мной море, на небе солнце, а значит необходимо искупаться, и не важно, что на дворе начало апреля:
Возвращаемся в город и выходим к церкви Святой Екатерины XV века. Она сильно отличается от всего того, что мы видели до этого, церковь выстроена из дерева и имеет форму перевернутого корабля. Колокольня:
Внутреннее убранство тоже более чем скромное, но эта скромность и даже суровость очень уместна здесь, на берегу холодного и неспокойного моря:
Следующая остановка - военно-морской музей. Он расположен в бывшей церкви и имеет скромные размеры, но весьма интересен. Главные экспонаты музея - всевозможные модели кораблей. Они сделаны с большой тщательностью и любовью к деталям:
В отдельной витрине под защитным колпаком стоит подлинный шедевр. Этот скромный букет сделан полностью из ракушек. Из них изготовлены лепестки цветов, листья, мельчайшие детали:
Так как музей находится в здании церкви, то нельзя обойти вниманием и тематические витражи. Они довольно простые, но очень интересные:
Заканчиваем день ужином в номере с сидром, кальвадосом, местными сырами и ветчиной. В питании в ресторанах есть свои недостатки. Все-таки выбор местных спешиалитетов в супермаркетах значительно шире, чем в любом ресторане, а потому в таких странах, как Франция, совершенно необходимо иногда накрывать стол в номере.
На следующий день мы отправились в радиальный выезд, с возвращением вечером обратно в Онфлёр. Первым пунктом выезда был еще один приморский рыбацкий городок - Фекам. Это уже не расслабленный курорт, а настоящий морской город, в гавани которого стоят настоящие корабли:
Элвис жив и ловит гребешков (обратите внимание на болтающиеся за кормой цепи, привязанные к сетям, с помощью которых и происходит лов):
Фекам известен в первую очередь потому, что именно здесь в бенедиктинском монастыре был придуман ликер Бенедиктин. Современная его история начинается в середине XIX века, когда местный виноторговец сумел восстановить древний рецепт и начал промышленное производство напитка.
На доходы от продажи ликера в Фекаме был построен роскошный Дворец Бендектина, в котором до сегодняшнего дня он и делается:
Дворец находится в достойном окружении, соседний дом:
А в сквере перед ним стоят самогонные аппараты, доступные всем желающим:
И, несмотря на пасмурную и ветреную погоду, вокруг чувствуется весна:
Делаем остановку в церкви монастыря Святой Троицы, где мое внимание привлекает чаша для святой воды, сделанная из цельной раковины:
Фекам «взят» и мы едем в
Этрету, к величественным меловым скалам.