О географической локализации трех групп[аснаф] народа "ар-Рус" (по арабским источникам X-XI в.в.)

Nov 25, 2020 23:22

Считается установленным, что сообщения восточных(арабских) авторов X-XIв.в. о трех группах (кои упоминаются в первоисточниках как "аснаф") "ар-Рус" реально отражают ситуацию, имевшую место быть в землях нашей "евразийской Ойкумены" во второй половине IXв.
К сожалению, в отечественной историографии в ее весьма тенденциозных поздних интерпретациях сообщений древних арабских авторов о трех "аль-кабила" (в арабском - "племена") народа "ар-Рус": "ас-Салавийа" и их городе Салав, "ал-Арсанийа" и их городе Арса, "равас" и их городе Кук(и)йана/Куйаба - содержится много явных квазидопущений и необоснованных измышлений. Что ж, попробуем разобраться объективно и с должной мерой критичности.


Присмотримся к собственно дефинициям, используемым в своих текстах древними арабским авторами.
"Аснаф" - это название профессионально-сословных сообществ/социумов на мусульманском Ближнем и Среднем Востоке. "Ар" - это древний "евразийский" семантический корень, указывающий на какой-либо социум-"народ". Соответственно, логично предположить, что мусульманские авторы X-XI в.в., говоря о "трех аснаф/аль-кабила ар-Рус", отметили три близких и имеющих схожий жизненный уклад социальных группы, явно отличные от окружающих племен - как по роду занятий, так и конфессиональным взглядам. То бишь, арабские источники содержат описание трех локаций "ар-Рус" - " варяга", сменивших свои дохристианские/"природные" верование на христианство в традиции Руси/Руськой Церкви, но сохранивших свой жизненный уклад, непосредственно связанный с речными/водными путями.
В переводе текстов древних арабских источников - [cведения восходят к утраченной работе географа аль-Балхи, написанной около 920 года, и воспроизводятся у его последователей, так называемой «классической школы» географов: Истахри, Ибн Хаукаля, и более поздних авторов: Худуд аль-алам, Аль-Идриси], - содержится следующая информация. В частности, "ар-Рус три группы(аснаф). Одна их группа(аль-кабила) называете "равас", и правитель (малик) ее живет в городе "Кук(и)йана"/"Куйаба". Другая их группа называется "ас-Салавийа", и правитель ее живет в городе "Салав". Этот город [стоит] на вершине горы. Третья группа называется "ал-Арсанийа", и правитель ее пребывает в городе "Арса". Город Арса - красивый укрепленный город на горе, и местонахождение его - между [городами] Салав и Кук(и)йана. От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути]. Купцы-мусульмане из Арминийи (Армения) доходят до Кук(и)йаны. Что касается Арсы, то шайх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого чужестранца, входящего к ним, и [поэтому] никто не отваживается войти в их землю. От них вывозят шкуры черных леопардов и черных лисиц и свинец - все это [вывозят] от них купцы [из] Кук(и)йаны".
Рассмотрим упомянутые локации "ар-Рус" по отдельности, имея в виду логичное предположение о расположении упомянутых городов на одном торговом пути, который в наших землях в те времена явно был водным/речным и связан с крупной рекой, а также упоминания в связанных с вышеприведенным текстом других арабских источниках о "статусном" ранжире и о расположении этих локаций относительно других известных городов той эпохи, а именно в нашем случае - города Булгара, стоявшего на реке Идель/Итиль у слияния рек Волга и Кама.

Начнем с ["аль-кабила"] "ас-Салавийа", которую арабские авторы считают наиболее отдаленной, но, в то же время, называют самой "лучшей"/"высшей"/"старшей" группой народа "ар-Рус" с ее главным городом "Салав". То бишь локация этого социума географически находится севернее всех других групп по [волжскому] речному торговому пути и имеет самый большой "исторический возраст". Принимая во внимание, что первым "руським(христианским) городом" был град Ростов, который "варяга-русь" просто были объективно вынуждены поставить отдельно от сакрального дохристианского Сарского городища "мери" на берегу озера Неро, а в арабских источниках говорится о расположении города "Салав" на вершине горы, что соответствует географическим особенностям и семантике озеро Неро [находится среди возвышенности (местные жители зачастую используют их обозначение как "холмогоры"), а этимология этого гидронима - из финно-угорское "нер"- «гора, бугорок, вершина»] - логично предположить, что у древних ближневосточных авторов географической локацией "ас-Салавийа" подразумевались Ростовские земли от озеро Неро до Волги, а городом "Салав" они называли руський град Ростов или близ расположенный Ярославль. Причем вариант с Ярославлем (одно из изначальных названий которого, по мнению многих исследователей, было "Новгород Великий") видится более предпочтительным, как исходя из описываемого авторами времени, так и его непосредственного расположения на р.Волга. Откуда и будет "четыре дня [пути]" до города "Арса" земли "ал-Арсанийа".

В описании города Арса говорится, что это красивый укрепленный город на горе, расположенный примерно посередине [речного торгового] пути между городами "Салав" и "Кук(и)йана"/"Куйаба". Арабскими авторами дается весьма яркая социо-психологическая характеристика жителей/"аль-кабила" земли "ал-Арсанийа", отмечающая их грозный нрав, а также характерных товаров, вывозимых оттуда. И исходя из имеющихся данных, эту группу народа "ар-Рус" логично локализовать в землях впадения р.Оки в р.Волгу, где как раз на возвышенности (ноне называемые Дятловы горы) располагалось главное поселения не раз упомянутой в древних источниках "пургасовой руси", основанное эрдзянским инязором "Пургасом", сменившим свои дохристианские/"мордовские" верования на христианство в традиции Руси/Руськой Церкви. Стоит отметить, что под именем "Пургас" известен "эрдзянский" инязор (предводитель племенного союза "эрдзя"["лесные люди"]), принявший христианство вместе со своей дружиной (отчего они упоминаются современниками как "пургасова русь") и построивший в своем городище, которое арабские авторы обозначили как "Арса", первый христианский храм в месте впадения в Волгу Оки(где ноне г.Нижний Новгород), который был затем сожжен при захвате Пургасова городища дружиной князя Юрия Всеволодовича из Володимери. А имя инязора " Пургас"="пург"+"ас" - легко понимается как "бурный/неукротимый/неистовый верховный предводитель", что вполне согласуется с описанием земель "ал-Арсанийа".

Город "Кук(и)йана"/"Куйаба" третьей группы народа "ар-Рус" - "аль-кабила" под названием "равас", - по словам арабских авторов располагался недалеко от города Булгар, столицы Волжской Булгарии. При этом указывается, что "Кук(и)йана"/"Куйаба" - больше Булгара и ведет оживлённую торговлю с Востоком и является центром группы народа "ар-Рус", которая располагалась ближе всего ("ближайшая") к Булгару.
Имеющееся в отечественной историографической литературе отнесение города "Кук(и)йана"/"Куйаба" к городу Киеву-незначительному в рассматриваемое время поселению в приднепровских землях Хазарского каганата - явно притянуто за уши и полностью не соответствует ни географической локации, ни описанию, содержащимся в древних арабских источниках.
Обратимся к упомянутым источникам. Там город "Кук(и)йана"/"Куйаба" упоминается как поселение из числа городов земли Булгар[Волжской Булгарии], по размерам больше самого города Булгар. При этом также указывается, что этот город "ар-Руса" считают своим и "тюрки". Последнее очевидно указывает, что население этого города включало себя и тех жителей, что имевших "степной"/"тюркский" жизненный уклад с соответствующими сакральными представлениями. При этом имеется упоминание и о хазарском следе, что может указывать на имевшееся в истории тех мест какого-то отношения к Хазарскому каганату.
Весьма характерно название "равас", коим арабские авторы обозначили население рассматриваемых земель. Потому как семантика этого слова может быть связана с древним словом "ра"-"река", а само название "равас"["ра"+"ас"] могло пониматься и как "речные люди", и как "земли, окруженные водой" (что, кстати, и встречается в одном из арабских источников).
Исходя из вышеизложенного, с весьма большой вероятностью локацию "Кук(и)йана"/"Куйаба" можно соотнести с самым крупным поселением Волжской Булгарии, а именно значимым торгово-ремесленным городом "Бандза"(как его позже отмечали европейские картографы, а ноне его останки именуются "Муромским городком", что на Самарской Луке), который располагался у Печенежских/Девичьих гор (ноне - Жигули/Жигулевские горы) в месте впадения реки Нуза (ноне-Уса) в реку Идель/Итиль (ноне-Волга) и реально по своей площади было больше Булгара. Да и появился он еще до формирования Волжской Булгарии, и поначалу был в сфере влияния Хазарского каганата.
И можно предположить, что именно этот город народа "ар-Рус", который арабские авторы обозначили как "Кук(и)йана"/"Куйаба", а позже это крупное, в 450га и 20тыс.жителей поселение было обозначено европейцами как "Bandja"/"Бандза", - на карте 1459г. итальянца космографа Фра-Мауро было указано как " Calmuzi sara" (семантика которого - "оставшийся/отделившийся/другой [от Булгара] веры город"). Соответственно, именно современная Самарская Лука и т.н. "Муромский городок" - есть логичная локация расположенного в пределах Волжской Булгарии города "Кук(и)йана"/"Куйаба", где в древности располагалась "руськая" дружина и в окрестных землях вместе с "тюрками" проживало население "ар-Рус", исповедающее христианство в традиции Руси/Руськой Церкви.

Резюмируя, применительно к отечественным историографическим понятиям и современной географии - три группы/отдельные социумы народа "ар-Рус"(последователей христианства в традиции Руси/Руськой Церкви) вполне обоснованно можно локализовать по Волжскому торговому пути:
- "ас-Салавийа" и их город Салав - Ростовские земли и город Ярославль или Ростов;
- "ал-Арсанийа" и их город Арса - земли "Пургасовой руси"/регион Нижней Оки и поселение в месте нонешнего Нижнего Новгорода;
- "равас" и их город Кук(и)йана/Куйаба - земли нонешней Самарской Луки и т.н."Муромский городок"-останки разрушенного древнего поселение "Bandja"/"Бандза".
UPD: О месте локации города Куйаба именно на Самарской Луке в месте нахождения останков т.н."Муромского городка" впервые еще в 2015 году заявила известный самарский и ноне общероссийский журналист Нина Павловна Богаевская [ ПРИКАЗАНО ЗАБЫТЬ. ч.2. " РУССКИЕ ИДУТ"], по следам ознакомления с материалом которой и был сделан этот мой пост.

конфликтология, нац.вопрос, социология, "Русский мир", эзотерика, геополитика, Самарская обл., Нац.безопасность, стратегия, Запад, клерикализм, проекты, история, Ближний Восток, Каскад, природа, позитив, Россия

Previous post Next post
Up