Как и было
анонсировано, поведаю о посещении в ходе нашего этногеографического тура-2018 по Самарскому краю т.н. "муромского городка", история которого уходит во времена Волжской Булгарии и до нее-во времена Великой Перми, до сих пор недооцененного в должной мере одного из крупнейших городищ времен Средневековья.
Отмеченное на картах современников той эпохи название этого расположенного недалеко от впадения реки Нуза (совр.название - Уса) [финн.угор.гидроним, означающий «реку в сырой лесистой ложбине с мелистой почвой»] в реку Идель/Итиль (совр.название Волга) крупного, в 450га и 20тыс.жителей поселения - "Bandja". При этом, учитывая то обстоятельство, что и имеющиеся в этих местах гидронимы являются "финно-угорскими", и речно-лесной ландшафт также указывает на финно-угорскую природную компетенцию проживавшего там населения, и отношение рассматриваемого городища первоначально к "финно-угорской" Великой Перми (о чем - ниже) - логично предположить, что указанный иноземцами топоним Bandja произносился местным населением как "Бандза". Соответственно, этимологию этого названия следвало бы поискать в древней "финно-угорской" лексике, и действительно в угорском(др.венгерском - языке протовенгоров, в ранее Средневековье ушедших из наших краев за Карпаты) сие слово указывает на "полосу", что как нельзя лучше подходит к описанию планировки этого городища.
Нельзя не отметить явную ошибку в сложившихся ноне исторических представлений о рассматриваемом поселении Бандза[Bandja], которое в XVIII веке с легкой руки исследователя Самарской Луки П.С.Паллас стали называть "муромским городком". К сожалению, в описаниях, посвященных этому древнему поселению, указывается только его отношение к Волжской Булгарии и в качестве "пограничной крепости, обеспечивавшей безопасность проходивших по Волге торговых путей".
При этом откровенно не учитывается ни собственно внутри Самарской Луки расположение городища, не предполагающего функцию контроля на реке Идель, ни его торгово-ремесленную сущность. Как уже отмечалось на этом блоге
ранее, для пограничных крепостей Волжской Булгарии как нельзя лучше (и географически, и в военно-прикладном ракурсе) подходят: крепость на Лбище, располагавшаяся аккурат напротив впадения в Идель "младшего" рукава р.Самары и даже отмеченная (к сожалению, без названия - так же как и на других картах) на карте 1459г. итальянца космографа Фра-Мауро; поселение, указанное как
"Calmuzi sara" (ноне известное как "Ош Панда"), расположенное аккурат напротив впадения в Идель "старшего" рукава р.Самары и по сути напротив левобережного поселения "Samar/Somar"; и собственно "булгарская" предтеча-город, где ноне стоит г.Сызрань.
Конечно, нельзя не отметить факт явного забвения/нежелания видеть в истории крупного торгово-ремесленного поселения Бандза[Bandja] зримый след
Великой Перми. И это при том, что городище по своему строению является своеобразным "заводом-крепостью", а это может говорить, что основание города относится к "древним и таинственным чудским рудокопам". А ведь как раз в Великой Перми и проживала народность "чудь", а Великая Пермь успешно использовала Великий торговый путь по Каме-Идели/Итилю(Волге) в "персы" и "арабы". Посему логично предположить, что и рассматриваемое поселение имела поначалу отношение в Великой Перми (чудским рудокопам), а потом уже отошло к Волжской Булгарии (где и называлось Бандза [Bandja]).
К тому же логично предположить, что фатальное разорение этого крупного торгово-ремесленного поселения произошло всё же период поздней Золотой Орды и напрямую связано с
битвой Тимура и Тохтамыша, случившейся в 6899 году от сотворения мира/622 году по мусульманскому летоисчислению на противоположном берегу Идели(Итиля), после которой победившие войска эмира Тимура по сути опустошили наши края, угнав с собой около полумиллиона пленных жителей булгарского улуса Золотой Орды. Что до существующей "байки" про разорение т.н."муромского городка" ханом Батыем, то следует признать нелогичность и несоответствие реалиям тех времен подобного утверждения - поскольку и разорение торгово-ремесленных поселений не было практикой в империи Чингисхана, и внутренняя политика Золотой Орды была направлена на развитие "экономического потенциала" подконтрольных территорий, и отсутствие ерьезных оборонительных сооружений в расположенных внутри государства городищах было непререкаемым правилом в Золотой Орде (одним из первых указов Великого хана Золотой Орды жестко предписывалось срыть все крепостные сооружения - "ибо на землях ее улусов наступил покой и порядок"). Кстати, отсутствие серьезных оборонительных сооружений в рассматриваемом городище - напрямую указывает на его успешное функционирование в эпоху Золотой Орды.
Вот на это древнее историческое место мы и прибыли в начале нашего этнографического тура.
Честно говоря, сразу и не разобрались на местности. Всё ж никаких наглядных указателей, информационных стендов, посвященных одному из крупнейших городищ времен Средневековья, на просторах древнего поселения нет (и это явный "косяк" и местных властей, и профильного областного ведомства).
Но, - благодаря помощи знающих людей и интернета, - определились на местности; лакомясь созревающей ежевикой, и под надзором парящих хищных птиц - немного осмотрели рвы и валы; на поле, где располагался верхний, "ремесленный" участок городища, - нашли осколки керамики.
Таким получился наш короткий экскурс в древнюю историю нашего края.
Что ж, надо будет еще раз, качественно подготовившись (и историческо-фактурно, и в привязке к географическим картам этого места) - более подробно осмотреть городище-известный в свое время всему миру древний город Бандза [Bandja] на местности.