Ночь после
первой спасательной операции была тягостной. Мы понимали, что всё серьёзно, и застряли тут, скорее всего, надолго. Пока глина вязкая, в Бозжиру не сунется ни один вездеход. А сохнуть она будет дня 3 минимум. При условии, если опять не пойдёт дождь - тогда счётчик дней опять бы сбросился в ноль. Мы даже не могли посмотреть прогноз погоды - связи еле хватало, чтобы позвонить голосом, стоя в определённой точке базы с вытянутой рукой. С другой стороны, все мы были в безопасности и рисковали, по большей части, теперь только своими отпусками. Если мы с Лёхой особо не зависели от сроков, то Кате, Лёве и Лине нужно было быть дома в определённый день.
Время решений
Мы сидели на шконках и прикидывали всевозможные варианты наших дальнейших действий. Мы понимали, что в радиусе строительной базы и мечети Бекет-ата нам уже никто не поможет. Да и прораб, зайдя к нам вечером пожелать спокойной ночи, предложил утром связываться с МЧС и ехать в ближайший крупный город Жанаозен. Мы даже рассмотрели вариант продолжения нашего путешествия общественным транспортом в Узбекистан, чтобы не просиживать на базе драгоценное время, которое мы и так уже потеряли. Лёха в этом случае бы остался ждать сухой погоды и при благополучном стечении обстоятельств просто нагнал бы нас где-нибудь в Самарканде. Это был неплохой вариант спасения хотя бы части маршрута - большинство из нас больше всего хотели бы побывать именно в Узбекистане.
Разные мысли лезли в голову и не давали заснуть. В какой-то степени я винил себя в том, что произошло. Зачем нужно было соваться в Бозжиру в это время года? Почему не додумался свалить оттуда с первыми каплями дождя? Хреновый из меня путешественник. Не предусмотрел, не предугадал...
Утром, после завтрака, на котором кусок в горло не лез, мы решили звонить в 112. Я встал на скамейку возле одного из вагончиков, покрутился вокруг - на экране появилась одна «палка». Набрал номер: - «Служба спасения по Мангистауской области...»
Я рассказал нашу историю, попросив помощи в вызволении автомобиля через день-два. Но оказалось, что МЧС в Мангистау не имеют транспорта, который доехал бы до нужного места. Максимум, чем они нам готовы были помочь - забрать с базы и отвезти в Жанаозен, что в 150 км от Бекет-ата. Связь постоянно прерывалась, дозваниваться получалось не всегда. На том конце провода постоянно брали таймаут чтобы подумать. В итоге мы условились, что перезвоним через пару часов и узнаем, как они могут нам помочь. Вариант с МЧС, по всей видимости, тоже оказался не рабочим...
Единственное, что оставалось делать - ехать самим, на попутках в Жанаозен и искать помощи там самостоятельно: в городе и связь, и люди, и техника. Добраться до него можно было только с паломниками, которые ближе к обеду приезжают в Бекет-ата, а вечером уезжают обратно. Мы решили ловить машины еще утром и договариваться заранее, чтобы нас забрали на обратном пути.
Дежурить на трассе решили парами, по часу. В 9 утра мы с Лёхой и Линой вышли в первый дозор. Прошёл час, но в сторону Бекет-ата мимо базы не проехало ни одного автомобиля. Скорее всего, они потянутся не раньше 11-12 часов. Но сидеть на шконке в вагончике и ждать было вообще не выносимо. Солнце немного разогревало воздух и стоять на дороге было уже не так холодно. Мы сидели на камнях, лежали на кустах, ходили туда-сюда в ожидании звука мотора из-за ближайшего холма, за который уходила дорога. Но кроме свиста ветра в сухой траве ничего не было слышно.
Внезапно мы обнаружили, что на дороге связь немного лучше, чем у самой базы. Телефон показывал две, а то и три палки! В этот момент мне пришла в голову дерзкая идея. Обычно такие идеи появляются, когда уже ничего другого не можешь придумать.
Я позвонил Ванде, однокурснице и соратнице, с которой мы вместе съели не один пуд соли в организованных нами же масштабных автопробегах. Я рассказал ей о том, почему мы пропали из всех соцсетей на несколько дней, и попросил её написать пост в Facebook с просьбой откликнуться тех, кто знает людей с джипами в Мангистау. Так поднялся большой шухер. Спасительный шухер. Но о нём мы пока еще ничего не знали...
Квест: Эпизод первый. Ясновидящий.
Ровно в 12 мы услышали звук двигателя вдалеке. Но шёл он почему-то со стороны Бекет-ата. Вдалеке на дороге показался чёрный автомобиль. Мы замахали водителю руками и он остановился. За рулём сидел мужчина лет 50, в чёрном френче с высоким воротничком. Выслушав нашу историю, он удивился, почему в Бекет-ата нам не помогли, ведь у них есть хорошие УАЗы. Он тут же набрал номер имама и всё сам понял. Мужчина ехал в Актау и охотно согласился подвезти нас до Жанаозена, что было ему по пути. Мы попросили заехать на базу и подождать, пока соберем вещи, ведь мы планировали провести в городе не меньше двух дней, пока ищем помощь. Решили, что поедем мы с Лёхой и Линой, а Катя и Лёва останутся на базе. Набрали воды (наученные горьким опытом), взяли немного еды и сели в машину.
По дороге познакомились и выяснили, что мужчина этот очень уважаемый человек. Он редко бывает в Бекет-ата, несмотря на то, что его постоянно туда приглашают. И нам очень повезло, что именно сегодня он оказался там. Мужчина сказал, что обладает даром ясновидения и может с лёгкостью предсказать нам наше ближайшее будущее. Тогда мы спросили, когда вытащат наш автомобиль. Он ответил: «Сегодня вечером уже будете со своей машиной». Эта встреча стала первым эпизодом в череде мистических событий дня.
Из разговора также узнали, что места, в которых мы оказались, являются большой святыней для всего казахского народа. Несколько суфиев в разные годы проповедовали здесь ислам и строили подземные мечети. Это земля древних кладбищ. Узнав, что мы побывали в Бекет-ата, но не спустились в усыпальницу святого, очень расстроился. Мужчина сказал, что в этом и есть причина наших бед. К тому же, прежде чем приехать в мечеть, нужно было посетить некрополь Шопан-ата, что в 30-40 километрах от Бекет-ата.
По легенде Шопан-ата является самым первым проповедником ислама, один из 362 учеников-мюридов великого средневекового философа и мистика Ходжа Ахмета Яссави. Он стал наставником юному Бекет-Ата. В 14 лет мальчик пришел поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата и получить благословение. Шопан-Ата благословил юношу на постижение знаний. Бекет поехал в медресе в Хиву и стал здесь учиться. До конца своих дней преклонялся Бекет-Ата перед своим учителем. И по сей день для всех верующих посещение мечети Шопан-Ата на пути к Бекет-Ата стало неписаным правилом. Мужчина посоветовал нам обязательно там побывать.
По пути в Жанаозен мы заехали в посёлок Сенек, где тоже можно было найти полноприводный УАЗ. Остановившись у придорожной мойки, мы поговорили с местными парнями. Они плохо понимали по-русски, поэтому мы продолжили своё путешествие в большой город.
Обратная связь
За 70 километров от Жанаозена появилась устойчивая связь и даже интернет. Телефон как прорвало - одна за одной сыпались SMS и сообщения о пропущенных вызовах, ведь я попросил Ванду указать в посте мой номер. Рядом со значками мессенджеров и соцсетей висели красные кругляшки с двузначными цифрами. А дальше пошли звонки...
Звонили с неизвестных номеров России и Казахстана, спрашивали, где мы находимся и предлагали помощь. Пост Ванды в Facebook разлетелся по всем ульяновским СМИ, попал в тематические форумы джипперов и всевозможные вайбер-чатики. О нас узнали даже мои соседи по дому :) О, великая сила соцсетей!
Среди этого обилия сообщений выделялось одно - от ульяновской журналистки Вики Меметовой, моей хорошей знакомой. В нем сообщалось, что со мной пытается связаться пресс-служба казахского МЧС, чтобы узнать точные координаты Прадика.
Квест: Эпизод третий. Кастинг
К этом моменту машина подъехала к центральному рынку Жанаозена, где мы и распрощались с Махмубом - так он представился нам. Зашли в ближайшее кафе и заказали по тарелке плова. Телефоны всё это время не умолкали ни на минуту. Лёха тоже отзвонился друзьям в Самару и те опубликовали сообщение с его номером. Предложения помощи лились бурной рекой! Мы не успевали отвечать на один звонок, как шёл следующий. Звонившим из Жанаозена стали назначать встречи, сообщив название кафе в котором сидели. Через 15 минут подъехали первые две машины: УАЗ и старый зелёный Patrol. То, что происходило дальше, можно было назвать одним словом - кастинг. Мы уже знали, на какой машине можно сунуться в Бозжиру и отбраковывали слишком старые, с лысыми колёсами, без блокировок.
Patrol и УАЗ показались нам приемлемым вариантом, кроме одной детали - обе машины были со слишком изношенными шинами. Но владельцы сказали, что это не проблема и можно навязать на колёса ремни. Все они готовы были ехать прямо сейчас, но мы, зная обстановку, решили, что операцию можно планировать не ранее, чем завтра - нужно было дать глине еще денёк подсохнуть. Договорившись о цене и времени встречи, мы с этими джипперами расстались. Но не спешите про них забывать - эти действующие лица еще появятся сегодня в другом эпизоде нашего квеста...
Следующий момент стал началом новой части лихо закрученного сюжета. Внезапно позвонили из МЧС и сообщили, что уже выехали за нами... Мы впали в ступор: кто выехал? на чём выехал? куда выехал? Но мы же здесь, а не там... Через несколько минут общения выяснилось, что МЧС Мангистау, как только им позвонили откуда-то «сверху», обратились к местным «газовикам», и те дали им 3-осный КАМАз для нашего спасения. И КАМАз этот выдвинулся 10 минут назад в Базжиру из ... Жанаозена! Быстро сообразив, что к чему, мы попросили их остановиться там, где они сейчас проезжают. Оказалось, что это где-то в 10 км от города. Нужно было быстро на чём-то добраться до них...
Выскочив из кафе, принялись ломиться во все припаркованные машины с просьбой подкинуть до места.
Квест: Эпизод четвёртый. Погоня
Нам показали, где на рынке стоят такси, и мы побежали туда. Позвонили МЧС-никам и попросили объяснить по телефону куда ехать. Таксисты заломали какие-то космические цены, видя, что нам очень надо. Но мы не сдавались. Наконец, они нашли самого молодого из них, готового отвезти нас за город за небольшую сумму. Прыгаем в убитую Дэу Нексия и едем. Нет, не едем - летим! Парень, который до этого ехал по оживлённым улицам около 100, на окраине разогнался до 170! Мы стали кричать ему, чтобы снизил скорость, но оказалось, что парень вообще не говорит и не понимает по-русски! Тогда я показал ему на спидометр и сделал рукой жест вниз. Водитель вроде бы понял и снизил скорсть до компромиссных 100 км/ч. Через несколько минут мы увидели на обочине КАМАз.
На самом деле, из трёх парней МЧС-ником был всего один - остальные двое работали в газовой компании «ОзенМунайГаз», где и был взят КАМАз. Парень в камуфляже установил наши личности и отчитался «наверх», что встретил нас. Газовики отказались брать нас всех на борт, разрешив поехать только, Лёхе, как водителю Прадика. Для нас с Линой не было места в кабине, а при МЧС-нике они не разрешили ехать в кузове. КАМАз с Лёхой уехал, а мы остались на обочине. Поджидавший всё это время таксист уже знал, куда нам надо и предложил довезти. Но сумма, которую он запросил, не входила в наши планы. На том и расстались. В тот момент я уже впал в какую-то эйфорию: верил, что мы доберёмся и так, совершенно бесплатно :)
Квест: Эпизод пятый. В гостях
Мы встали на обочине и стали ловить попутки. Проехало 2 или 3 машины и ни одна из них не остановилась. И тут с противоположной стороны дороги кто-то окликнул нас. Этим «кто-то» оказался пожилой мужчина, сидящий на скамейке возле своего огромного дома. Не понимая, что ему нужно, мы не сразу отреагировали на его призывы подойти к нему. Но мужик не унимался и продолжал звать нас к себе. Поняв, что наш дальнейший игнор будет проявлением неуважения, мы решили подойти. Он сходу пригласил нас к себе в гости на чай. Мы объяснили, что едем в Бекет-ата и нам бы поскорей уже поймать попутку. Но отказываться от чая в этих краях не принято... Было заметно, что мужик немного «навеселе», что усиливало наши переживания по поводу потерянного времени. Мы с Линой зашли в дом. Огромное жилище внутри оказалось почти пустым - на полу лежали ковры, но не было никакой мебели. Хозяин предложил сесть нам на пол и подождать, пока его супруга накроет на стол.
Он сказал, что мы обязательно уедем в Бекет-ата, но только после того, как попьем чай. Всё это звучало как-то глупо и совсем не вселяло надежды. Но обычаи нужно уважать...
Когда всё было готово, нас позвали на кухню. Стол просто ломился от яств! Чай с молоком, чак-чак, конфеты, баурскаки, пирожки - чего только не было.
Быстренько выпив пару чашечек чаю, мы засобирались. До Бекет-ата почти 150 километров, а мы еще не проехали ни одного. Время неумолимо шло к вечеру. Хозяин проводил нас до крыльца со словами: «Вот попили чаю, теперь быстро уедете... Эх, жалко моего пацана сейчас нет дома, а то бы он вас отвёз». Не придав словам особого значения, мы перешли дорогу и опять оказались там, где и были полчаса назад. Ничего не изменилось. Как нам казалось...
Хозяин посоветовал нам пройти немного дальше к краю посёлка, что мы и сделали. Проехала одна машина, другая, но никто не останавливался. Минут через 10 с одной из улиц на трассу вывернул старый 469-й УАЗ. Внутреннее чутьё подсказывало, что вот он-то и должен остановиться. Так и произошло. Машина остановилась рядом с нами, и я открыл дверь, чтобы спросить водителя, куда он едет. И обомлел...
За рулём сидел тот же мужчина: - «Прыгайте в машину скорее, я вас подкину до поворота на Бекет-Ата - там больше шансов поймать попутку». Мы сели в машину и поехали.
По дороге казах говорил том, как важно помогать другу другу бескорыстно. Что с собой накопленные деньги после смерти не возьмёшь. Сегодня он поможет нам, а завтра кто-то поможет ему. Вёл он очень аккуратно и уверено, не разгонялся. 70 километров за разговорами пролетели незаметно.
Он высадил нас у поворота на Бекет-Ата. На Т-образном перекрёстке одна дорога вела в Сенек, а другая в мечеть, мимо базы строителей. КАМАз с Лёхой наверняка был в Бозжире, и мы ему ничем уже не не могли помочь. Поэтому можно было не торопиться. Всё, что от нас зависело, мы уже сделали. Но наша роль в этой RPG, по всей видимости, еще была сыграна не до конца...
Постояв минут 10 и присмотрев за нами, мужик развернулся и уехал обратно. Мы остались одни посреди пустыни, на обочине безлюдной дороги.
Квест: Эпизод шестой. Паломники
Но почему-то не было никакого беспокойства по этому поводу. Я ощущал себя героем компьютерной игры, где конец уже известен, и нужно было лишь вовремя появляться в ключевых местах, чтобы сюжет продолжал развиваться дальше. Через 15 минут с трассы на нашу дорогу свернули две машины. Обе они остановились. Это были паломники из Астаны или Актобе (я не запомнил), которые ехали в Бекет-ата и по другим святым местам. Они с радостью взяли нас к себе в машину, предупредив, что придётся заехать с ними в Шопан-ата, как предписывают правила. Что ж, настало время восстановить поломанный нами в самом начале сюжет...
Некрополь Шопан-Ата - это целый религиозный комплекс, памятник архитектуры IХ-ХХ века. Он включает в себя около 2 тысяч могильных памятников, что делает некрополь одним из крупнейших древних комплексов погребально-культовых сооружений Западного Казахстана. Эти надгробные памятники были построены огузо-кипчакскими племенами, периодически обитавшими в этом регионе на протяжении нескольких столетий, начиная с X века. При некрополе открыта мечеть и гостевой дом. Вокруг разбит красивый парк с деревьями и клумбами.
Пока наши попутчики совершали намаз, мы с Линой зашли по приглашению в гостевой дом, где для паломников были накрыты длинные низкие столы. Нас опять стали угощать плюшками и чаем. Мужчина, который пригласил нас, сказал, что знает, кто мы и что с нами произошло, пожелав нам удачи. Он сказал, что теперь, когда мы прихали в Шопан-ата, будет всё хорошо. Мы попрощались и вышли в парк, сев на скамейку.
Квест: Эпизод седьмой. Участковый и джиппер
Солнце уже скатывалось за горизонт. У нас не было никакой информации, что происходит на базе и в Бозжире. Вдруг к нам подошёл парень в чёрной форме и представился участковым. Он попросил назвать наши имена и позвонил своему начальнику, сообщив, что нашёл нас. Участковый был в курсе наших приключений. Как и весь Западный Казахстан, видимо.
Парень расспросил нас подробно, куда и с кем мы едем, и предложил помощь. Но нам оставалось только дождаться наших попутчиков и ехать с ними дальше. Через какое-то время на парковку Шопан-ата въехал тёмно-зелёный Patrol... Мне показалось, что где-то его я уже сегодня видел. Из машины вышел мужчина, с которым мы договорились поехать на следующий день в Бозжиру! Ощущение, что я в какой-то игре только усилилось. Даже круг действующих лиц был ограничен! :) Я сказал владельцу Patrol'а, что за нами уже уехал КАМАз МЧС, и если у него не получится, то мы с ним свяжемся дополнительно.
К этому времени из мечети вышли наши попутчики, и мы отправились в путь, к Бекет-ата. Ехали долго, несколько раз останавливаясь, чтобы подождать вторую машину. Люди приехали издалека и очень устали. В Бекет-ата они планировали провести пару дней. Один из попутчиков оказался учителем истории. Всю дорогу разговаривали о культуре и истории Казахстана, и как её преподают молодому поколению.
Добрались
Мы подъехали к базе строителей когда уже совсем стемнело. Судя по тому, что было тихо, КАМАз из Бозжиры еще не вернулся. В вагончике грустно сидели Катя с Лёвой. Никакой информации у них тоже не было, кроме той, что КАМАз 3 часа назад уехал вниз. Мы отправились ужинать. Свою часть миссии мы выполнили полностью - везде, где надо, побывали.
За 3 часа до этого...
КАМАз газовиков с Лёхой и МЧС-ником приехал на базу. Набрав воды, они уехали в Бозжиру.
(Далее фотки Лёхи Жирухина
bepowerback)
Разведав более-менее крепкие участки степи, КАМАз по расставленным в качестве меток людям, добрался до Прадика и с лёгкостью выдернул его. Теперь обеим машинам предстояло выбраться наверх.
Но в том и коварство Белой горы - она легко пускает к себе, но не выпускает... Тяжёлый КАМАз завяз, закопавшись в глине до половины колеса. Видавшие виды газовики и МЧС-ник никак не ожидали такого поворота дела.
Теперь пришла очередь Прадика спасать КАМАз и МЧС...
И он это сделал! После заката Солнца обе машины стояли на крепком грунте.
Позади остались километры проделанной ими в степи колеи.
Возвращение
Мы еще доедали свой ужин, когда через окно заметили какое-то оживление на базе. Сердце забилось с удвоенной частотой от волнения. Я выскочил на улицу и в промежутке между двумя вагончиками увидел свет фар большого автомобиля.
Первый...
Через 3 секунды промелькнули фары второго автомобиля, уже поменьше.
ПОБЕДА!!!
Прадик с КАМАзом благополучно добрались до базы! Строители свистя и крича выбежали из своих вагончиков. Если бы на базе были ружья, то наверняка бы началась пальба в небо :) Это был общий праздник. За три дня, проведённых в пионер-лагере «Казахские зорьки», как окрестила базу наша Катя, мы все очень сдружились. Жили одной большой, дружной семьёй.
Из Прадика вывалился Лёха и с придыханием начал рассказывать, как он спасал трёхосный КАМАз :)
Взаимные поздравления, обнимания, крепкие рукопожатия - это была наша общая победа! Вот эти люди, которые помогали нам, дали кров, еду и одежду. Простые строители дороги к самой значимой казахской святыне - подземной мечети Бекет-ата.
Наши большие друзья.
Все сборы решили оставить на утро - в тот день осталось только крепко заснуть и хорошенько выспаться перед долгой дорогой в Узбекистан.
Перед отъездом угостили наших борзых самарскими пельменями, которые возили с собой всё это время. Они даже не испортились!
Только треск за ушами стоял.
Тепло попрощались со строителями и сделали снимок на память. Сергей подошёл ко мне и рассказал, как они решили поступить с теми деньгами, что мы им дали. Сегодня, в пятницу, они поедут в Жанаозен и купят там барана. А вечером отпразднуют на базе наше спасение.
В Жанаозене первым делом мы заехали на мойку, где смыли с Прадика килограммы целебной белой глины.
С помощью отзывчивых и неравнодушных людей нам удалось спасти свой маршрут, на котором нас ждали пустыни Узбекистана, горы и белоснежные перевалы Таджикистана, красивейшие степи и ущелья Киргизии.
Но самыми ярким и запоминающимся стали, конечно же, наши приключения в Казахстане.
Фильм
Я сделал небольшой фильм о них:
Click to view
НЕ КОНЕЦ
Предыдущая часть:
Застрявшие в Босжире. День 3 Post Scriptum
Да, мы серьёзно нашумели своей историей не только на просторах российских форумов, но и в казахских СМИ. Вот подборка ссылок про нас:
Спасатели из Мангистау отбуксировали автомобиль российских туристов из грязиСпасатели Мангистауской области вытащили из грязи застрявший автомобиль туристов из РоссииЗастрявший в степи автомобиль российских туристов вызволили спасатели МангистауКазахстанские спасатели пришли на помощь российским путешественникам Наши СМИ:
Блогер Мараховец, директор «Квартала» Филлипов и руководитель PR-службы Зюзляева попали в «глиняную западню» в Казахстане: Вытащили! Как казахи ульяновцев из глиняного плена спасалиГлиняная западня. С ульяновскими путешественниками в Казахстане произошло ЧП А вот посты росскийских путешественников, которые побывали в Бозжире после нас и видели следы нашей борьбы с глиной:
Кстати, этой весной в Бозжире было очень горячо, Не одних нас пришлось вытаскивать из глиняного плена. Вот одна из сумасшедших и невероятных историй:
Экспедиция на Мангистау: как мы спасли француза на солончаке А вот теперь КОНЕЦ
---
Автор фото и текста:
Алексей МараховецИспользование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Прочитайте другие рассказы об этой поездке:
1.
Мама Азия: Четыре с половиной страны за 3 недели2.
Застрявшие в Босжире. День 13.
Застрявшие в Босжире. День 24.
Застрявшие в Босжире. День 35.
Застрявшие в Босжире. День 4. Финал