Застрявшие в Босжире. День 3

Jun 03, 2019 12:00

Все разговоры о том, как нам вызволять Лёху bepowerback с машиной, оставшегося в одиночестве посреди глиняного болота, было решено отложить на утро. Прораб обнадёжил, сказав, что в мечети Бекет-ата есть хорошая техника, и они обязательно помогут. Утро вечера мудренее - с этими мыслями и уснули в тёплом вагончике, под толстыми верблюжьими одеялами, под звуки капающей с одежды воды. Никто не представлял, что ждёт нас на следующий день...




Бекет-ата

Утро на стройбазе начиналось в 6. Женщина из кухни громко позвала всех на завтрак, и двери вагончиков захлопали. Мы быстро оделись, умылись и тоже отправились завтракать - нас взяли на полное довольствие, несмотря на возражения. Все, кто мимо нас проходил, желали доброго утра и асыныз дэмди болсын - приятного аппетита по-казахски. Я наспех дожевал последний кусок и вышел на улицу. Там уже пытались завести старую «буханку» УАЗ, на которой мы должны были поехать в Бекет-ата. УАЗ заводился около 15 минут, прогреваясь с каждой попыткой.

До Бекет-ата от стройбазы около 20 километров. Мы уже проезжали позавчера по этой дороге, когда искали съезд с плато в Бозжиру. Дорога - хорошо укатанный грейдер. Через пару лет здесь будет хороший асфальт - дорожники как раз этим и занимаются. В машине, кроме водителя, прораба и меня был еще один человек - прилично одетый пожилой мужчина, которому тоже нужно было попасть в Бекет-ата. Мы добрались и остановились на парковке у мечети. Прораб сказал, что я должен пойти туда сам, найти имама и поговорить с ним. И попросил пожилого мужчину проводить меня.



К сожалению, разговоры с имамом Бекет-ата не принесли плодов. Как только он узнал, куда нужно ехать, он сразу же отказался. Он прекрасно знал те места, поэтому не решился отправить туда свою технику. Никакие уговоры не помогли: «Иди, проси строителей - у них полно большой техники, пусть дают».

С этими словами я и вернулся опять к прорабу. Мы сели в машину и поехали обратно на базу. Прораб даже думать не хотел о том, чтобы отправлять в Бозжиру строительную технику. По той лишь причине, что техника эта не принадлежала строителям - у неё был другой хозяин. Всё, что у них было своё - это УАЗ-«буханка», на котором мы сейчас ехали. Но он был очень старый и у него работал только задний привод. Я предложил позвонить владельцу техники и получить у него разрешение. Прораб позвонил, но получил категорический запрет - никто не хотел рисковать дорогостоящей техникой, которой и так не хватало.

Переговоры начали заходить в тупик. Я предлагал всевозможные варианты, обещал хорошо заплатить, призывал любыми способами вытаскивать человека из Бозжиры. Но и без уговоров было видно, что прораб крайне озабочен нашей проблемы и тоже ищет способы её разрешить. Тут он вспомнил, что раз в день к ним приезжает КАМАз-водовоз, с водителем которого можно было бы попробовать договориться. Это вариант вселил новую надежду.

Мы добрались на базу когда КАМАз с цистерной уже стоял и заливал воду в их ёмкость. Я подошёл к водителю и обрисовал ему ситуацию, попросив помочь транспортом. Но и здесь ничего не вышло - у КАМАза работал лишь один задний привод. А для условий бездорожья нужен полный или хотя бы передний.

Новая надежда

Прораб в это время стоял в стороне с другими рабочими и что-то бурно обсуждал. Когда я сказал, что камазист не поедет, но предложил самый последний вариант: мы берём УАЗ, 8 крепких человек, лопаты, бревна, доски, домкрат и едем до тех пор, пока не начнётся топь. После этого пешком прорываемся к джипу и пытаемся вытащить его вручную. Если это не удаётся, то забираем Лёху с собой и возвращаемся. Этот план меня вполне устроил и мы начали собираться.

Я обещал заплатить всем, кто с нами поедет. Команда набралась сразу же - 8 здоровых мужиков, главным из которых был Сергей, так он мне представился еще вчера. Это он дал мне свою одежду, чтобы я смог переодеться в сухое.



Мы загрузились в УАЗ, залили в бак бензин от заправщика, кинули в машину 5 литров воды, лопаты, доски и отправились в путь. Дождь прекратился еще вечером, поэтому часть воды на дороге уже успела впитаться в почву и испариться. День обещал быть солнечным, что очень радовало. Мы доехали до края плато и остановились у съезда на серпантин. Никому из нас, кроме меня, эта дорога не была известна. Мужики прошлись пару витков серпантина и убедились, что он безопасен. Но на всякий случай никто садиться в машину не стал.



УАЗ легко преодолел первую часть спуска и оказался на узкой дороге, которая шла траверсом вдоль горы - с одной стороны сыпучий склон, с другой пропасть. И тут начались приключения.

На раскисшей глине УАЗ стало стаскивать в сторону обрыва. Мы практически на ходу выскочили из машины и дружно навалились на неё с левого бока. Задний привод юзом уводил корму тяжёлой «буханки» - были моменты, когда левое колесо оказывалось в 2 метрах от края. Мы подпирали УАЗ изо всех сил, потихоньку передвигаясь вместе с ним. Ни о каком погрузчике с широкой базой не могло идти и речи - он просто не прошёл бы это узкое место!



Кое-как вытолкали машину на широкую дорогу и завершили спуск с плато. Выдохнули и весело запрыгали по накатанной песчаной колее спасать Лёху и Прадик.

В поисках машины

Через несколько минут жёлтый песок превратился в белый - мы заехали в Босжиру. УАЗ шёл уже не так весело, постоянно буксуя своими лысыми колёсами. Один раз он даже застрял, но мы быстро его вытащили через задний ход. Было решено остановиться здесь и не забираться дальше, где дорога была уже раскиселена. По навигатору до Прадика оставалось ровно 5 км, которые нам предстояло пройти пешком со всем обмундированием.



Это оказались самые тяжёлые 5 км в моей жизни. Я нёс пару тяжёлых балок, на мне были зацементированные кирзовые сапоги, которые я выпросил на базе, чтобы не убивать свои Lowa. Еще вчера текучая глина подсохла и стала вязкой. Каждый шаг оставлял на сапогах по 2-3 кг белой глины, которую невозможно было стряхнуть. Из-за этого сапоги елозили по ногам и быстро содрали кожу до крови. Команда растянулась на полкилометра - последних в колонне было уже едва видно. По времени мы должны были уже давно дойти до машины, но её не было даже видно. Я недоумевал.

Мы шли вместе с Сергеем, когда услышали позади себя слабый окрик. Позади идущие что-то кричали нам и показывали рукой в сторону. Сергей едва разобрал их слова: «Они говорят, что видят машину справа». Но этого не может быть! Машина стоит на этой дороге! Вот и главный ориентир - Рогатая белая гора... Я открыл навигатор и внутри всё опустилось...

Мы шли не по той дороге! 5 километров назад мы свернули у развилки с вывороченным указателем налево, а нужно было идти направо! Я готов был просто провалиться сквозь землю от стыда. С другой стороны, машину уже увидели, и значит можно просто пойти к ней напрямую.

Через нехоженое глиняное болото...



До машины оставалось каких-то 2 километра, но силы у людей были уже на исходе. Каждый шаг давался с большим трудом - ноги просто приклеивались к земле и отодрать их стоило больших усилий. К-то уже начал падать. Кроме двух балок я нёс еще и баллон с водой. Сзади закричали, что хотят пить и попросили оставить его на видном месте.

Мои ноги превратились в одну сплошную рану от чёртовых каменных сапог. Хотелось уже просто выкинуть их подальше и идти босиком. Но больше всего я переживал за людей, некоторые из которых были уже совсем не молоды. Нагрузка на сердце была колоссальная, как при подъёме на гору!  Периодически я останавливался у крупных луж, чтобы смыть килограмм-другой глины с обуви.



Спасательная операция

Мы преодолели эти самые тяжёлые 2 километра за час. Я боялся, что сейчас мы подойдём к джипу, а там никого нет - Лёха мог уйти по другой дороге, не дождавшись нас. На последнем дыхании подошли к машине, из которой вывалился отдохнувший и весёлый Лёха в белых носочках.  Мы начали спасательную операцию.



Я занялся рытьём водоотводного канала, чтобы убрать воду от задних колёс. Копать глину вглубь было не очень легко, поэтому я просто рыл длинный канал, который сразу же заполнялся водой. Часть воды удалось вывести таким образом. После этого мы стали пытаться домкратить зад машины. Но это была гиблая затея - домкрат просто уходил в глину. Подпор из балки тоже особо ничего не дал - длинная доска тоже тонула. Нам удалось немного приподнять корпус машины, но это ничего не дало - оба задних колеса так и висели в воздухе, взбивая глину с водой до консистенции сливок. Им просто не за что было зацепиться.



Тогда мы стали собирать кусты, палки и подкладывать их под все колёса. Но и это не помогло. Часть людей, уже потерявшая надежду и силы, просто стояла в стороне. Я в остервенении пытался отчерпывать жидкую глину из-под левого колеса и мне даже удалось это сделать. Но нужно было домкратить само колесо, а упереть подъёмник было просто не во что.

Через 2 часа попыток Сергей сказал, что они не смогут вытащить машину. Глина вокруг машины перемешалась с водой и превратилась в густой крем, в котором ноги вязли почти по самое колено. Прадик не сдвинулся ни на миллиметр - он крепко сидел на заднем мосте. Нужно было ждать, когда глина подсохнет.

Но Лёха не хотел даже и думать о том, чтобы бросать тут свою машину с вещами. Уговорами удалось его убедить, что за 2-3 дня с ней тут ничего не случится - никто не знает наших координат, а случайно сюда никто не сунется еще как минимум месяц.  Люди начали расходиться и я еле успел попросить их вернуться, чтобы помочь забрать вещи ребят. Нам предстояло прожить на базе минимум дня 2-3. Каждый взял себе что-то из наших рюкзаков. Сложнее всего вышло с Катиным самолётным чемоданом на колёсиках, который было очень неудобно нести. На обратно пути к УАЗу один парень даже бросил его в лужу, упав с приклеенными к глине ногами.



Мужики уже не стали заморачиваться с дорогой и пошли напрямую, по внутреннему навигатору, с которым рождаются все казахи. Мне оставалось просто идти за ними. Ведь точку на карте, где мы оставили УАз, я забыл поставить в суете и спешке...



Мы шли уже добрых 40 минут, но «буханки» не было видно. Не было видно и дороги, которая бы привела в ней. Я спрашивал Сергея, видит ли он машину? Но УАЗ никто не видел. Как в первый раз, люди очень сильно растянулись. 3 человека уже давно скрылись где-то за горизонтом. Еще двое шли примерно в 300 метрах от нас, в зоне видимости.



Мы продвигались к невысоким возвышенностям, чтобы с них попытаться понять, куда нам дальше идти.



И тут один из нас закричал, что видит машину! Моё зрение даже в очках никак не могло соперничать со зрением человека, выросшего в степях, поэтому оставалось просто поверить ему и идти следом. Через 10 минут и я увидел УАЗ!



Я еще через 30 минут мы до него таки добрались. На часах было ровно 12.



Мы немного перекусили тем, что у нас было - забрали из Прадика пакет вяленого мяса. И допили последнюю воду из моей литрушки - пятилитровый баллон опустошили еще там, у джипа. Через 30 минут мы будем уже на базе, где ждёт вкусный обед.



Подошли и остальные ребята, которых я потерял из виду. Уставшие, но довольные, что удалось найти машину, мы сели возле неё и сделали снимок на память. Никто из нас даже не мог предположить, что нам придётся сегодня еще пережить...



Долгий путь домой

Мы с трудом завелись, развернули УАЗ на глиняной дороге и отправились в обратный путь. В машине было 10 человек и 2 собаки, которые своим ходом бежали от базы рядом с машиной. На обратном пути мужики разрешили им поехать внутри.



Проехав буквально километр, УАЗ внезапно завяз. Перегруженная машина, ведомая одним задним приводом просто закапывалась лысыми колёсами по самые ступицы. Буксовать было нельзя - «буханка» могла просто сесть на мосты. Единственный способ вылезти - сдавать назад, чтобы задний привод вытаскивал за собой всю тяжёлую тушу. Через 30 минут нам удалось вытолкать машину и мы опять поехали.



Но через 500 метров опять застряли. Приунывшие, почти без сил, мы вышли из машины и принялись опять толкать её назад. Но водитель никак не мог включить заднюю передачу... С остервенением дёргает рычаг - опять никак. Еще раз - не получается. Глушим машину, пытаемся разобраться, в чем дело. Разбираем кулису и обнаруживаем, что она просто рассыпалась... Мы потеряли заднюю передачу. Теперь можно было двигаться только вперёд...

Под задние колёса нужно было что-то подложить. Кусты не особо помогали - УАЗ скользил по ним, совершенно не цепляясь. Тогда  мы начали стаскивать камни - благо они нашлись неподалёку.

Мы выкопали под колесом яму и положили туда плоский камень, чтобы он служил упором для домкрата. Упершись в ступичные гайки, нам удалось поднять само колесо и подложить под него другие камни. Так, шаг за шагом, мы построили целую пирамиду из камней. УАЗ прочно стоял на ней. А дальше, дружно навалившись сзади, вытолкали машину!



Водитель решил на скорости проехать опасный участок и дал газу! Из-под колёс полетели куски глины - «буханка» стремительно понеслась прочь, виляя задом. И через полкилометра опять встала...



Отчаяние начало охватывать нас. Прошло уже 3 часа, а мы не проехали и 5 километров. В этом месте уже не было камней, подкладывать под колесо было нечего... Люди сели на землю возле машины и ничего не делали. Кроме Сергея и второго мужика, у которого желание попасть домой было намного сильнее усталости. Они вдвоем принялись копать яму под колесом.

А мы с Лёхой взяли пустой мешок из-под сахара и пошли назад, к предыдущему месту, где остались камни. Наложили столько, сколько смогли вдвоём поднять и потащили к машине. И только благодаря этим камням нам вновь удалось выдернуть машину из глиняного плена!



Вымотанные до полного изнеможения мы едва заползли в машину и поехали. Жутко хотелось пить - уже прошло почти 4 часа, как во рту не было ни единой капли воды. От усталости мысли просто сливались в кучу - хотелось побыстрее уже добраться до базы, до воды и еды.



Но это еще был не конец... Через несколько сотен метров УАЗ опять закопался... Что творилось у каждого на душе - сложно передать словами. Это был просто психоз. Солнце уже подкатывалось к горизонту, было около 18 часов. 6 часов мы уже продирались через чёртовы белые топи. И постоянно ощущали на себе взор Белой рогатой горы. Она, словно Око Саурона, смотрела на нас всё это время своим пристальным взглядом, не желая выпускать из своих владений.

До камней было уже не дойти, да и тащить их было не в чем - мешок подложили под колёса в прошлый раз и его разорвало. Остались одни доски, ковры и скамейки, на которых мы сидели. Они и пошли в ход. Собрав последнюю волю в кулак, Сергей, второй мужик, я и Лёха опять принялись копать яму под колесом. Очень сильно хотелось пить. Мы с Лёхой отошли в сторону и начали искать лужу с более-менее прозрачной водой. Но попадались только углубления от верблюжьих копыт, наполненные мочой.

До крепкой дороги оставалось каких-то 50 метров, которые мы никак не могли преодолеть. Кто-то взял в руки лопату и начал срывать средний гребень колеи, что бы облегчить машине движение. Сергей просто молча ушёл один по дороге, чтобы понять, куда она ведет и какого она качества. Я понял, что нужно принимать решение и начинать возвращаться на базу пешком, пока еще светло. УАЗ сидел крепко, и вытащить его уже не представлялось возможным. Да и сил на это уже не было. До базы оставалось около 11 километров, которые мы прошли бы часа за 3. Я решил, что скажу об этом Сергею, когда он вернётся.

Сергей вернулся и сказал, что дорога, по которой он ходил, более-менее сухая и крепкая. И еще он нашёл лужу, из которой можно попить. Мы стояли в 50 метрах от развилки, где мы свернули не туда. Я посмотрел по навигатору - дорога вела к трассе у села Сенек. Но ехать нужно было 39 километров. В принципе, неважно, сколько ехать - главное не стоять. Мы приняли решение, что если выдернем УАЗ, то поедем по ней, а не по той, по которой приехали сюда.

Я рассказал Сергею о своих опасениях остаться здесь на ночь и предложил идти на базу пешком. Сергей ответил, что согласен со мной, но стоит еще раз попытаться вытолкать машину. Мы собрали все остатки досок и построили из них подпорку под колесом.



Завели машину, навалились всем весом, колёса завертелись, прожигая доски, и из-под них повалил густой дым. «Буханка», как ужаленная свинья, выскочила из ямы и понеслась по лужам к развилке. Выбралась на сухую дорогу и проехала еще метров 50 для надёжности.

Мы это сделали!

Солнце уже почти закатилось. Мы сели в машину и поехали в неизвестном для нас направлении... Но самое главное - мы ехали.

Через несколько километров появился пригорок, на котором мы остановились. Вышли из машины и осмотрели спуск. Он был размыт и конец его упирался в овраг - проехать по нему было невозможно. Всё, это конец пути.

Мы развернулись и поехали обратно в поисках дороги, соединяющей нашу с той, по которой приехали сюда. И нашли её. Оставив машину у поворота, мы с Сергеем пошли пешком по ней, чтобы проверить качество дороги. Она оказалась крепкой и сухой. Лишь в паре мест была влажная глина, но её можно было проскочить на скорости. Пройдя около километра, мы дали отмашку водителю, что можно ехать.

Но водитель в это время менял колесо, которое к тому моменту уже совсем спустило. После этого УАЗ благополучно доехал до нас и мы уже без приключений доехали до серпантина. Дальше тем же способом, подпирая машину сбоку, дотащили «буханку» до широкой дороги и выбрались на плато.  Уже совсем стемнело.

В это время на базе уже готовили вторую спасательную команду. Прораб позвонил в Бекет-ата и сказал, что из Бозжиры не вернусь 10 человек. Имам сразу же дал свои два полноприводных УАЗа и приехал на базу сам. После ужина прораб велел Кате и Лёве собираться, чтобы показывать дорогу.  Лёва уже завязывал шнурки на ботинках, когда в степи показались огни фар нашей «буханки»...

Мы выбрались. Уставшие, измотанные, голодные, жаждущие воды, но мы выбрались. Самое главное, теперь ТАМ никого не оставалось - все были в тепле. А что делать с машиной мы тогда еще не знали. Но все возможности тут мы уже исчерпали...  Нужно было что-то придумывать самим.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Предыдущая часть: Застрявшие в Босжире. День 2
Продолжение и конец: Застрявшие в Босжире. День 4. Финал

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы об этой поездке:
1. Мама Азия: Четыре с половиной страны за 3 недели
2. Застрявшие в Босжире. День 1
3. Застрявшие в Босжире. День 2
4. Застрявшие в Босжире. День 3
5. Застрявшие в Босжире. День 4. Финал

Средняя Азия, Бозжира, Казахстан, мамазиятур

Previous post Next post
Up