Моя текущая версия панпсихизма, родившаяся в обсуждениях с
olgaw (
1,
2).
Эта версия панпсихизма развивается из
«лазерной версии сознания» - инженерной попытки решения проблемы интеграции ощущений в единый поток (комбинационная проблема сознания, проблема единства сознания, проблема связывания сознания). Интеграция осуществляется квантовой спутанностью, а тепловая декогеренция спутанности преодолевается не консервативным, а динамическим способом посредством механизма вынужденного излучения как в квантовых усилителях (часть 1).
Рассмотрено взаимодействие сознания и автоматической нейронной сети - мыслительный процесс (часть 2).
Рассмотрена корреляция типов сущностей феноменального и физического - более глубокий уровень корреляции по сравнению с корреляцией феноменального и нейронального аспектов. При рассмотрении онтологической стороны данной версии панпсихизма в нём обнаруживаются черты открытого индивидуализма и дуализма, но не дуализма «сознание - материя», а дуализма «стабильный субъект - преходящие события» (часть 3).
1. Общий обзор, технические подробности
Существует много версий панпсихизма и нейтрального монизма, всевозможная аргументация за и против, относящаяся к ним, касается и данной версии панпсихизма. Подробно такая аргументация рассмотрена во множестве источников, например, Д. Чалмерсом, поэтому здесь она рассматриваться не будет. Этот текст преследует цель создать у читателя целостное представление о концепции панпсихизма, отличающегося от множества других его версий конкретным техническим решением комбинационной проблемы сознания, разработкой гносеологического аспекта панпсихизма и нацеленностью на выявление глубокой и детальной корреляции структур и типов сущностей феноменального и физического.
Исходная точка построения концепции: сознание - это взаимодействие частиц. Не отдельные частицы обладают сознанием (фотоны, электроны, молекулы) и не группы частиц, а акты и процессы их взаимодействия являются сознаниями (о том, что является субъектом, будет сказано в части 3). В акте столкновения двух электронов проживается короткая жизнь. Если взаимодействие длительное, то речь идёт не об акте, а о процессе. Пример процесса - массовое взаимодействие частиц в лазере. Сознание есть во всех актах взаимодействия частиц, вопрос человеческого сознания состоит только в интеграции множества разных квалиа в единый длительный поток ощущений - крупное сознание (комбинационная проблема сознания, проблема единства сознания, проблема связывания сознания). Крупное сознание представляет собой квантовое нелокальное взаимодействие большого количества частиц, т.е. взаимодействие, которое невозможно разложить на отдельные классические причинно-следственные взаимодействия и объяснить только классической локальной передачей причинности (от точки к точке без скачков и разрывов и не быстрее скорости света). Решение комбинационной проблемы с помощью квантовой спутанности и нелокальности уже предлагалось многими авторами, однако, проблема тепловой декогеренции оставалась нерешённой. Здесь в качестве ключевого фактора интеграции крупных сознаний и противостояния декогеренции предлагается механизм вынужденного излучения, основанный на статистике Бозе-Эйнштейна и порождающий макроскопические количества фотонов в идентичном квантовом состоянии.
Образно можно представить реальность в виде сети, в узлах которой сознания, а связи между узлами - классическая локальная передача сигналов с помощью частиц. В некоторые узлы приходит много связей - это крупные сознания. Крупные узлы соединены с окружающими их мелкими узлами. Другой наглядный образ - пена, в пузырьках сознание - квантовое нелокальное взаимодействие, пузырьки разделены плёнкой - классическим взаимодействием. Устройство мозга - один крупный пузырь посреди мелких. Аналогия с пеной наглядна, но тут не следует буквально воспринимать, что сознание есть нечто, занимающее разные ненулевые неразрывные объемы в физическом пространстве. Частицы, участвующие в большом спутанном взаимодействии могут быть разбросаны среди множества частиц, в этом взаимодействии не участвующих. В некоторых лазерах, например, количество рабочих молекул в рабочей зоне может быть долями процента от общего количества молекул, остальное - балласт, участвующий в накачке или других вспомогательных процессах.
Отдельные акты взаимодействия частиц внешне не выглядят сознательными, но отрицать возможность сознания в них - привычка мышления, из-за которой сознание ассоциируется с чем-то умным и сложным. Здесь мы пойдём против этой привычки, как это делают все сторонники панпсихизма. Самая простая жизнь или что-то вроде периода бодрствования между снами без сновидений, проживается в столкновении двух частиц, и состоит из вспышки одного квалиа-желания и принятия единственного решения, в какие стороны и разлетятся частицы после столкновения. Тут нет ничего, что внешне выглядело бы как проявление чего-то интеллектуального. Конечно, это сознание и понятия не имеет, что оно - акт столкновения частиц, оно слишком примитивно для таких абстракций. Там есть только одно квалиа, есть понимание того, что это квалиа - желание, и понимание того, что этому желанию можно следовать, что сразу и делается за неимением других соображений и препятствий последовать желанию. На этом данный поток сознания и заканчивается.
Макроскопические объекты, не имеющие в себе крупных узлов-сознаний, представляют собой что-то вроде толпы. Они хорошо предсказуемы, так как толпа подчиняется законам больших чисел, наличие сознаний-индивидуальностей в ней не проявляется, поведение макроскопических объектов в очень значительной степени детерминировано. Тут можно привести аналогию движения толпы людей в переходе метро в час пик - похоже на движение жидкости или газа в трубе. Другой образ - движение «коробок» солдат на параде, образ твёрдого тела с кристаллической структурой. Правда, эти аналогии не совсем точны, поскольку каждое из мелких сознаний в макроскопическом предмете не имеет понятия об этом предмете, ощущает только воздействие соседних мелких сознаний через перебрасывание частицами друг с другом. А люди в строю и в толпе всё-таки приблизительно представляют, что происходит не только в ближайшем, но и отдалённом окружении.
Ещё аналогия - на трибуне стадиона люди поднятием картонок разных цветов создают большие изображения, т.е. работают пикселами монитора. Они могут не знать, какую картину они в данный момент показывают, могут не знать, что их на трибуне много (если между местами есть перегородки), могут не знать, что они вообще показывают кому-то картину. Картонки могут лежать так, что их цвета не видны, каждый видит только обратную сторону, на которой написан только номер. Каждый может просто отрабатывать по секундомеру намеченную программу или выполнять поступающие к нему по рации команды и не думать, зачем это нужно. У каждого есть сознание, но его наличие не влияет на процесс, не вызывает осознания общей картины окружающего. Те же действия мог бы выполнять и автомат, и в целом вся трибуна выполняет, что от неё требуется - показывает изображения стороннему наблюдателю, который в свою очередь видит мир более широко.
Детерминированное поведение макроскопического объекта не выглядит так, как будто в нём есть сознание или сознания, он может механически выполнять вычислительные функции, о которых сознания, содержащиеся в нём, не знают, работая каждое на своём месте. Функция предмета реализуется так же, как если бы она выполнялась на не осознающей элементной базе. Именно так работает и механический арифмометр, и термостат, который часто приводят в пример эмерджентисты, и обычный компьютер на кремниевых элементах. В каждом транзисторе компьютера, в каждом проводнике, в каждой ячейке памяти есть сотни, миллионы, миллиарды сознаний, абсолютно не имеющих представления, в какой работе они участвуют, не знающих, в каком функциональном элементе компьютера они находятся. Эта «толпа» используется «втёмную», как рабы. Нравится ли им их работа - никто не интересуется, а даже если и заинтересуется, при выяснении возникнут сильнейшие, скорее всего, непреодолимые затруднения. Вряд ли эти сознания смогут объяснить, вынуждены ли они принимать решения, которые принимают, или они делают это с удовольствием. Но, тем не менее, спасибо им за их коллективный трудовой подвиг.
Квантовый компьютер действует почти так же обычный, однако в нем создаётся относительно крупное нелокальное взаимодействие (спутанность) между некоторым количеством частиц (на сегодняшний день до нескольких десятков-сотен частиц). После создания спутанности с группой частиц проводят некоторые манипуляции, не разрушающие спутанность. После манипуляций проводится измерение состояния частиц, результат измерения - это результат вычислений. При измерении спутанность разрушается. Если измерения не производить, то она всё равно быстро разрушится тепловым движением окружающих частиц (декогеренция). Даже при охлаждении установки почти до абсолютного нуля декогеренция из-за тепла происходит за крайне малые доли секунды. Это спутанное взаимодействие является сознанием с единым потоком ощущений, длящимся от создания спутанности до измерения или до разрушения спутанности тепловым движением. Структура образов из квалиа и элементы понимания и воли в этом потоке уже значительно сложнее, чем при столкновении двух частиц, при этом субъективный образ претерпевает несколько переходов в разные состояния во время неразрушающих манипуляций, т.е. «кино» не заканчивается на первом же кадре. При температуре живых организмов спутанность разрушалась бы ещё быстрее, чем при глубоком охлаждении. Это основной аргумент против того, что к сознанию имеют отношения квантовые взаимодействия и спутанность, но этот аргумент не приговор, в физике известен способ активно противостоять декогеренции.
В лазере непрерывного (не импульсного) излучения спутанность (когерентность) поддерживается длительное время. Не смотря на то, что из участия в данном едином квантовом взаимодействии постоянно выбывают фотоны, к взаимодействию постоянно подключаются новые, которых заставляет это делать подводимая к лазеру энергия накачки от источника питания, поддерживающая инверсную заселённость. Общее количество нелокально взаимодействующих частиц поддерживается на постоянном уровне длительное время. В отличие от квантового компьютера способ поддержания спутанности в лазере не консервативный, а динамический, что требует постоянного источника питания. Структура содержимого сознания, возникающего между взаимодействующими в лазере частицами, определяется структурой и типом рабочего и поглощающего вещества, пространственно-временной структурой модуляции распределения энергии накачки и пространственно-временной и спектральной структурой модуляции поглощения, поляризации, нелинейных эффектов и т.п. Накачка и поглощение определяется воздействием окружающей почти детерминированной пены мелких сознаний, не участвующих в массовой спутанности. При плавном снижении мощности накачки сознание распадается сначала на крупные, а затем на всё более мелкие потоки ощущений. Акты вынужденного излучения не исчезают совсем даже при полном прекращении накачки, но они уже не охватывают больших количеств частиц, т.к. при отсутствии накачки преобладает спонтанное излучение. Другими словами, без накачки рабочее вещество лазера превращается в пену мелких сознаний, такую же, как в большинстве других макроскопических тел.
Массовая квантовая спутанность, поддерживаемая динамически с расходом энергии источника питания - единственно возможный механизм интеграции крупных потоков сознания и разграничения их с мелкими. Петли классической обратной связи, как и любые другие схемы соединений элементов классическими связями, не дадут объединения сознания не зависимо от их сложности или простоты. Создание петли обратной связи на классических взаимодействиях приведёт лишь к тому, что пена мелких сознаний будет течь по кольцевой трубе, толпа будет ходить по замкнутому коридору, но от этого общего потока ощущений не возникнет.
В мозге есть группа частиц, участвующих в динамически поддерживаемом крупном нелокальном взаимодействии. Это взаимодействие - человеческое сознание, знакомое каждому, поток ощущений. Только в этом взаимодействии содержится субъективная реальность - весь мир, каким я его вижу и знаю. Именно само это взаимодействие (не группа частиц) является предельным прямым коррелятом моего сознания - предельной минимальной физической сущностью, имеющей непосредственное отношение к моему крупному сознанию, и доступной для исследования физическими методами снаружи (объективно). Я наблюдаю и изучаю этот коррелят изнутри, другой исследователь сможет изучать мой прямой коррелят только снаружи, но зато изнутри может изучать свой прямой коррелят. Все остальные взаимодействия частиц в мозге порождают массу мелких сознаний, но они о подобных вещах не думают и тем более не сообщают окружающим. Субъективное содержимое этих мелких сознаний крупному сознанию напрямую не видно, но они выполняют для крупного центрального сознания рутинную автоматическую работу: преобразуют и хранят для меня воздействия окружающей среды, производят автоматические процессы, запускаемые моей волей - исходящим воздействием моего крупного сознания. Всё в мозге, кроме прямого коррелята моего крупного сознания - лишь косвенный коррелят, воздействующий на прямой коррелят и принимающий воздействия от прямого коррелята. Косвенный коррелят - автоматика, имеющая в себе пену мелких сознаний.
Группа частиц, взаимодействие которых является моим крупным сознанием, распределена по очень небольшой компактной группе из нескольких миллионов нейронов. Компактность обеспечивает низкое затухание электромагнитного излучения и достаточный коэффициент усиления, а так же снижает интерференцию с внешними излучениями. Количества этих нейронов ориентировочно оценивается по битовой скорости зрительного потока и количеству волокон в зрительных нервах, поскольку зрительный поток имеет наибольшее пространственно-временное разрешение по сравнению с остальными сенсорными потоками. Мыслительный поток от автоматики и памяти не превышает потока в сновидении, который близок по скорости к зрительному потоку. Процессы в этой группе нейронов (разряды) оказывают влияние на квантовый процесс с помощью распределённой по пространству и времени энергетической накачки излучающих молекул, её модуляции, модуляции поглощения и т.п. Они так же воспринимают воздействия прямого коррелята - волю, т.е. принимают параметры фотонов, исходящих из массового взаимодействия. Все взаимодействия частиц в этих нейронах, не участвующие в этой крупной спутанности, являются частью косвенного коррелята, пеной мелких сознаний, деятельность которых внешне выглядит как работа автоматики. Другими словами, к прямому (предельному) корреляту относятся не некоторые нейроны целиком, к нему относится лишь нелокальное взаимодействие отдельных частиц, находящихся в разных нейронах, все остальные элементы этих нейронов - уже косвенный коррелят. Все другие нейроны мозга тоже относятся к косвенному корреляту. Они так же используются как автоматика, управляют состояниями нейронов, содержащих прямой коррелят, и реализуют автоматические процессы, инициированные волей сознания.
Продолжение в следующих постах.
Квантовый панпсихизм. Часть 2 Квантовый панпсихизм. Часть 3