Квантовый панпсихизм. Часть 2

May 26, 2017 19:17

Продолжение. Начало в предыдущем посте
Квантовый панпсихизм. Часть 1

2. Понимание, мотивация, мышление, разделение функций сознания и автоматики

При исследовании человеческого мышления надо говорить о взаимодействии косвенного и прямого коррелятов сознания, т.е. взаимодействия нейронной автоматики и «центрального» сознания - крупного узла квантовых взаимодействий в мозге человека. Наличие пены мелких сознаний в автоматике на процесс мышления центрального сознания никакого влияния не оказывает, поэтому процессы в автоматике можно без ущерба для исследования рассматривать как классические (локальные) физические процессы, аналогичные процессам в искусственных нейронных сетях. Косвенный коррелят оказывает на предельный коррелят разные сочетания влияний, что порождает в центральном сознании разнообразные образы, состоящие из квалиа. Память - функция автоматики, сознание не обладает памятью на события, ничего само не сможет вспомнить, кроме тех воспоминаний, которые предоставит автоматика. Любое запоминание, хранение и воспроизведение воспоминаний, обучение, тренировка, накопление опыта - функции исключительно автоматики. Автоматика так же подводит к предельному корреляту воздействие от сенсоров. Во сне автоматика может имитировать воздействие сенсоров, создавая сюжет, декорации и персонажей сновидения - этот процесс аналогичен генерации трехмерной реальности компьютером в 3D играх. Процесс в предельном корреляте во сне со сновидениями и при бодрствовании принципиально не отличается. Предельный коррелят является «мозгом в банке», косвенный коррелят - сервером, генерирующим картинку для прямого коррелята. Сервер в процессе генерации картинки может использовать текущие данные от сенсоров (бодрствование, восприятие), а может и не использовать (сновидения, фантазии, воспоминания, галлюцинации) или сочетать одно с другим (так называемая дополненная реальность - разъяснения и дополнения к поступающему от сенсоров сигналу). Воспоминания - нечто вроде сновидений с ослабленной интенсивностью квалиа. Все преобразования, передача и хранение сигналов, которые происходят в косвенном корреляте, относятся к «лёгким проблемам сознания», а к «трудной проблеме сознания» относится только происходящее в прямом корреляте крупного сознания и на границе прямого и косвенного коррелятов.

Все воздействия косвенного коррелята на прямой коррелят в самом центральном сознании выглядят как сочетания квалиа. Некоторые квалиа могут быть приятными или неприятными (например, радость, боль), некоторые являются желаниями (голод, жажда). С помощью таких мотивационных квалиа сознание принуждается автоматикой принимать какие-либо решения, проявлять активность. Автоматика дополняет сигнал с сенсоров подробностями из памяти о прошлом опыте, сообщает, например, о некоторых пятнах квалиа «это едят» так же в виде специфических квалиа. Без помощи памяти в субъективном мире были бы только пятна квалиа от текущего воздействия сенсоров, но не было бы подсказок, что это такое, что происходило дальше в такой ситуации в прошлый раз, что этому предшествовало, какие варианты решения использовались в прошлом в такой ситуации.

В автоматике можно условно выделить по функциональности:
- распознающую сеть;
- исполнительную автоматику, т.е. моторную память и цепи управления памятью и вниманием;
- визуализирующую автоматику, создающую паттерны воздействия на прямой коррелят для создания картин из квалиа, в том числе желании, эмоций, ощущения состояния сознаний.
В обязанности визуализирующей автоматики входит и модуляция воздействия на прямой коррелят, субъективно ощущающаяся как изменения фокусировки и направленности внимания. В каждом блоке косвенного коррелята может сочетаться все три вида функциональности. Четкой границы между этими видами автоматики нет, особенно вдали от прямого коррелята сознания. Они переплетаются и активно взаимодействуют между собой.

Понимание - нечто, что происходит в самом сознании, в предельном корреляте, не в автоматике. То, что субъективно выглядит как понимание, для внешнего наблюдателя, если он будет изучать прямой коррелят, будет выглядеть как преобразование предельным коррелятом приходящих воздействий от автоматики в исходящие воздействия на автоматику. Изнутри понимание - осознание связей между пятнами квалиа и их мотивационным значением, т.е. осознание связей квалиа с возможностями действия. Понимание - это всегда понимание «что делать», а так же «что не делать» и «в каком случае бездействовать». Это перекликается с неотъемлемой характеристикой бытия присутствия по М. Хайдеггеру - «заботой». Понимание отдельных элементарных смысловых отношений - лишь кирпичики понимания «что делать», они имеют ценность только потому, что являются строительными блоками для конструкции мотивации, выстраивания структуры целей и способов действия. Беспристрастное понимание - лишь один из модусов мотивации («дефектный» модус) - нейтральная мотивация «пока не требуется, но может когда-то потребоваться». Даже сознательный перенос внимания или элементарный сознательный мыслительный переход уже подразумевает мотивацию, т.к. это уже действия, и их сознательный запуск требует наличия решений «что делать». Решения - это любые сознательные решения, основанные на понимании ситуации, представленной в виде пятен квалиа от сенсоров и памяти. Примеры решений, волевых сознательных актов - от простейшего сознательного переноса или фокусировки внимания даже без движения глаз, до запуска ходьбы, запросов к памяти, манипуляции автоматикой с целью получения некоторых образов (воображение, мышление, моделирование, устный счёт), запуска сложных последовательностей действий телом.

Понимание связывает калейдоскоп субъективных пятен квалиа, пришедших от автоматики - сенсоров и памяти, в цельный понятный субъективный мир, в котором я вполне удовлетворительно ориентируюсь. Однако я понимаю именно субъективный мир, наблюдаемый мной в предельном корреляте, а не окружающий мир. Синее небо, зелёная трава, математика, теория относительности - всё это находится исключительно в предельном корреляте. В косвенном корреляте об этом никто не знает. Субъективный мир в корреляте имеет лишь относительное подобие с окружающей реальностью. У сознаний, которые не окружены специально предназначенной для этого автоматикой, или автоматика которых работает не в штатном режиме, нет вообще даже минимального понятия об окружающем, или понятие есть, но оно критически не соответствует окружающей действительности. Они получают воздействие среды в виде квалиа, но эти квалиа и имеющиеся между ними связи-понимания не имеют ничего общего со структурой окружающей обстановки. Решения таких сознаний не дают им предсказуемых результатов и возможности получать желаемое. Это мир тотальной галлюцинации. До появления живых существ все субъективные миры были такими. Вопрос надо ставить не так: почему человек так хорошо понимает окружающий мир? Нет, почти не понимает, а только думает что понимает. Ему лишь удаётся принимать решения, воздействие которых на автоматику способствует выживанию - поддержанию крупной спутанности.

Правильный вопрос: почему, живя в субъективном мире, который связан с окружающим лишь какими-то воздействиями окружающей автоматичной пены сознаний на предельный коррелят и коррелята на пену, человек всё-таки умудряется принимать решения, которые способствуют поддержанию самой этой крупной спутанности и даже появлению таких новых спутанностей? Откуда взялось это соответствие структуры понимания и структуры окружающей действительности?

Во-первых, понимание и автоматика - физические процессы, подобранные друг к другу случайными мутациями и естественным отбором в процессе эволюции. Если бы процесс преобразования воздействий в корреляте - понимание - не порождал бы выдачу нужных команд, под которые уже создана подходящая автоматика, такая система просто не прошла бы отбор. Развитие предельного коррелята и автоматики идёт параллельно, в постоянной подгонке друг под друга. В системах, которые прошли отбор, и в которых преобразования воздействий коррелятом уже настроены эволюцией, понимание и субъективный мир выглядит вот так - так, как мы это видим (но в каждой системе несколько по-разному). Субъективный мир мог бы выглядеть и по-другому, например, пространство могло бы быть представлено не таким, каким мы его видим (расположением пятен квалиа), а интенсивностями и спектрами каких-либо квалиа, вообще нам не ведомых. И, тем не менее, понимание, сопровождающие эти невообразимые картины всё-таки могло бы порождать решения, запускающие в автоматике полезную для поддержания крупного сознания активность. Неадекватное понимание реальности, которое не позволяет сносно взаимодействовать с себе подобными или даже самостоятельно принимать пищу - не такая уж редкость. Удивление должно вызывать не то, почему есть такие существа, понимание которых так критически неадекватно окружающей реальности, а почему их относительно мало. Причина - естественный отбор.

Во-вторых, сознание - взаимодействие, связь входящих воздействий и исходящих воздействий, основанное на физическом законе с общей для всего физического характерной логикой. Но и окружающий мир соткан из таких же взаимодействий, основанных на физическом законе, т.е. с той же характерной логикой. Это генетическое родство логики внешнего и внутреннего позволяет сознанию сносно моделировать в себе взаимосвязи окружающего мира, понимать, замечать как очевидные и состыковывать в себе самые базовые смысловые конструкции автоматически, априорно, без дополнительных разъяснений и ссылок на что-то другое. Само понимание состоит из связей «от того же Производителя», что и связи во внешнем мире. Другими словами, сознание содержит в себе универсальное средство для понимания физического закона внешнего мира - сам физический закон.

Один и тот же закон заставляет взаимодействия-сознания преобразовывать входящие воздействия в исходящие как моём корреляте, так и во всех других процессах вселенной. Но всё-таки, я понимаю связи, находящиеся внутри коррелята, а не снаружи, просто именно такие внутренние связи полезны для выживания. Относительное подобие внешних и внутренних связей, помогающее поддерживать жизнь - результат естественного отбора и моего прижизненного накопления опыта методом проб и ошибок в памяти автоматики. Родство внутреннего и внешнего закона делает такое подобие возможным в принципе, а эволюция находит и реализует на практике эту потенциальную возможность.

Связи внутри субъективного мира, т.е. связи внутри прямого коррелята сознания позволяют сносно предсказывать воздействия, получаемые от окружающего мира - квалиа, в том числе квалиа боли и удовольствия. Боль и удовольствие в субъективных мирках были возможны и существовали ещё до эволюции, до зарождения биологической жизни. Лишь эволюция привязала приятное и неприятное как наркотическую приманку к сохранению и разрушению потока ощущений. Априорно понятно из самих ощущений боли и удовольствия только то, что к удовольствию нужно стремиться, а боли нужно избегать. Привязка удовольствия к поддержанию жизни обнаруживается человеком только путём анализа опыта своей жизнедеятельности, а большинство животных так и не достигают её понимания, не выделяя свою жизнь как отдельный объект. Искусственные приманки-удовольствия, не предусмотренные эволюцией, но случайно обнаруженные человеком, часто заводят человека в ловушку. У животных и даже насекомых так же известны случаи наркотизма, приводящие к сокращению популяции. Такие факты подтверждают, что привязка удовольствия к выживанию не априорна.

Зачем автоматике сознание, почему оно эффективно? Потенциал сознания используется для обработки новых сочетаний квалиа, по которым в автоматике нет воспоминаний и отработанных рецептов деятельности. Сознание может выявить связи между квалиа, собранные в новое сочетание, оно черпает средство обнаружения этих связей в себе самом, т.к. в физический закон заложено несметное множество всевозможных соотношений входных и выходных данных, которые он готов обработать. Математика - один из примеров интроспективного исследования возможностей таких связей в корреляте изнутри, исследование мира вечных идей, заложенных в физический закон, организующий структуру коррелята. Эти соображения проливают свет на вопрос о вычислимости сознания, подробно проанализированный Р. Пенроузом. Обнаружение структуры отношений, о которой никто не предупреждал ранее, новое понимание - это открытие, которое сознание делает своей собственной способностью, возможность которого сознание имеет в себе, а не получает готовым от автоматики вместе с квалиа. Далее, обнаруженная в сознании понятийная связь с помощью воздействий на автоматику учит автоматику находить эту связь самостоятельно, сигнализировать сознанию при её обнаружении во входящих воздействиях от сенсоров или самостоятельно реагировать на такое сочетание внешних воздействий, чтобы разгрузить сознание от рутинной работы.

Работа мозга человека - сцепка двух разных вычислительных физических процессов. Один процесс - автоматика, работа которой не выходит за рамки классической физики и локального распространения сигналов. Второй процесс - снаружи выглядит как массовое нелокальное взаимодействие, а изнутри выглядит как сложный субъективный мир. Если сознание не окружить подходящей автоматикой, оно не имеет в своём субъективном мире ни малейшего представления об окружающем, способствующего поддержанию этого квантового взаимодействия-сознания. Комбинация этих процессов была обнаружена эволюцией и оказалась эффективной для выживания, и более эффективной, чем работа этих процессов по отдельности.

Продолжение в следующем посте.
Квантовый панпсихизм. Часть 3

субъективный мир, косвенный коррелят сознания, квантовый панпсихизм, боль, квантовое сознание, мотивация, воля, удовольствие, эволюция, квалиа, мышление, понимание, прямой коррелят сознания, решение, физический закон, панпсихизм, мир идей, нейронная автоматика

Previous post Next post
Up