Квантовый панпсихизм. Часть 3

May 26, 2017 19:26

Продолжение. Начало в предыдущих постах
Квантовый панпсихизм. Часть 1
Квантовый панпсихизм. Часть 2

3. Корреляция структуры и типов сущностей физического и субъективного аспектов реальности, онтология

Откуда вообще берутся объективный (физический) и субъективный (феноменальный) аспекты реальности, почему их два, а не один?

Даже при самых благоприятных условиях в понимании, содержащемся в субъективной реальности, не могут быть точно повторены связи, имеющиеся в окружающем. Это объясняется тем, что структура связей во взаимодействии миллиардов частиц предельного коррелята не может повторить структуру связей во взаимодействиях невообразимого количества частиц в окружающем. В окружающем связей просто на много порядков больше, чем может одномоментно вместить сознание. Поэтому неизбежны усреднения, упрощения, смешения, неоднозначности и неопределённости, потеря точности и деталей, замены уникального типовым или случайным, урезанные по сравнению с реальностью схематичные модели, вынужденная необходимость понимать сложную внешнюю структуру частями по очереди, а не целиком, как она существует. Всё это приводит к тому, что об окружающем мире изнутри сознания можно судить с очень ограниченной степенью достоверности. Физический аспект реальности - ограниченное восприятие мира вне коррелята с помощью восприятия связей внутри коррелята, которые в какой-то степени соответствуют структуре связей внешнего мира. Это соответствие довольно искусственно, необязательно и не абсолютно, оно лишь результат естественного отбора, научения от других, построения внутренней структуры связей методом проб и ошибок в личном опыте предсказания получаемых в сознание квалиа.

Однако, восприятие внешнего мира в той или иной степени доступно многим сознаниям, многие сознания могут проверить соответствия связей в своём субъективном мире связям в объективном мире путём проверки предсказаний квалиа, выдвигаемых на основе понимания. Сознания могут обсуждать друг с другом эти связи и проверки. Общее о внешнем мире, содержащееся в понимании многих сознаний и доступное в той или иной степени им всем для обсуждения и проверки - объективное.

Субъективный аспект, субъективный мир - восприятие событий и связей в самом корреляте, не зависимо от того, имеют ли они хоть какие-то соответствия со связями и событиями во внешнем мире. Субъективный мир воспринимается лишь внутри данного сознания, для других сознаний коррелят данного сознания является лишь частью внешнего мира, поэтому они не могут получить абсолютно точное представление о происходящем в данном сознании. Однако, для данного сознания полностью достоверно то, что непосредственно есть в нём в данный момент - текущие квалиа, текущие понимаемые связи между квалиа, текущая активность воли, состояние сознания, желания, эмоции и т.п. Радость я не спутаю с болью, даже если эта радость часть сна или галлюцинации, не спутаю красные квалиа с синими и т.п. Сознание - зона внутренней достоверности. Субъективный мир - без сомнения именно такой, каким он воспринимается в сознании. Внешнее для сознания, т.е. происходящее за пределами его прямого коррелята не имеет такой достоверности для этого сознания. Достоверны только связи в пределах данного спутанного взаимодействия (предельного коррелята) и только для данного сознания. Только это (субъективное) для данного сознания - полностью настоящее, остальное (объективное) является настоящим лишь условно и требует проверки, которая даже не всегда и доступна. У каждого сознания своё достоверное, настоящее, своё «вот», своё «здесь и сейчас».

Поиски корреляции объективного и субъективного - это поиски соответствия в том, как предельный коррелят данного сознания выглядит для окружающих (объективно), и как он выглядит в самом этом сознании (субъективно). Распространённые представления о корреляции мозг-сознание ориентируются на поиск нейронного (биологического) коррелята сознания. Ищется связь сознания и мыслительных функций с определёнными блоками мозга или даже всем мозгом целиком, группами нейронов, или схемами обработки информации. В рамках такого понимания корреляции получены результаты типа: «этот участок коры отвечает за распознавание речи», «нейроны без миелиновой оболочки передают сигналы боли». Этого совершенно не достаточно, это очень грубые корреляции. Из-за отсутствия представления, где именно в мозге прямой коррелят, подавляющая масса таких суждений относится к частям косвенного коррелята, а не прямого. Нет разделения работы автоматики и работы сознания.

Вместо корреляции структуры феноменального и биологического в данной версии панпсихизма предлагается более фундаментальный уровень корреляции - корреляция структуры связей и типов низкоуровневых элементов в физическом аспекте реальности и структуры связей и типов элементов в субъективном аспекте реальности. Понятно, что здесь следует исследовать только прямой коррелят, выведя из рассмотрения косвенный. Искомое соответствие между типами и связями в двух аспектах - основание для выдвижения предположения, что типы элементов физического и феноменального - одни и те же сущности, только наблюдаемые снаружи и изнутри. Это напоминает старые теории тождества сознания и материи, но предполагает большую структурную детализацию. Тождественность элементов феноменального и физического позволит в два раза сократить количество типов сущностей, т.к. типы сущностей из одного аспекта будут объединены с соответствующими типами сущностей из другого аспекта. Сокращение числа типов сущностей - известные цели панпсихизма и монизма.

Предлагается вариант выделения элементов физического и феноменального и их сопоставления, частично уже представленный выше. Теперь он будет рассмотрен более подробно. Этот вариант можно развивать и дальше, а здесь он представлен не только как готовый продукт или проект, но и как иллюстрация идеологии поиска фундаментальной корреляции, как способ разметки структуры сущего (онтологии).

Как уже сказано выше, за ключевой тип сущности физического аспекта реальности взято взаимодействие частиц, а за ключевой тип сущности субъективного аспекта реальности взято сознание. Такая отправная точка «сознание = взаимодействие частиц» позволяет соорудить относительно складные дальнейшие построения. В своих поисках я так же рассматривал варианты построения такой корреляции от других отправных точек типа «частица = субъект» или «сознание = волновая функция» или «реализация желания - спонтанный распад состояния» и т.п., но достойных внимания продолжений из этих отправных точек развить не удалось. Продолжение из выбранной теперь отправной точки так же не бесспорно, и имеет довольно экзотические переходы на грани здравого смысла, хотя и сочетающиеся со странной современной физикой, но построения от других точек были намного хуже.

Как уже было рассмотрено, входящим параметрам взаимодействующих частиц соответствуют параметры квалиа, исходящим параметрам частиц - параметры сознательных решений, преобразованию входящих параметров частиц в исходящие - понимание того, что нужно сделать при текущем сочетании квалиа. Из этого несложного начала вытекает нетривиальное продолжение.

При взаимодействии частиц преобразование входных параметров в выходные происходит определённым образом, а значит, реально существует нечто, что заставляет частицы разлетаться после столкновения именно так, а не иначе. Это нечто - реально работающий в столкновении частиц физический закон - закон взаимодействия частиц. А что в субъективном мире заставляет в соответствии с пониманием наличной ситуации выдавать конкретную команду? Я, субъект. Таким образом, работающий во взаимодействиях частиц физический закон как структурный элемент физического аспекта реальности соответствует Я (субъекту), как структурному элементу субъективного аспекта реальности. Функциональные связи закона с другими элементами физического аспекта такие же, как функциональные связи субъекта с другими элементами субъективного аспекта.

Субъект - это реально работающий физический закон, работа которого видна и внешнему наблюдателю. Субъект воспринимает входящие параметры ситуации в виде квалиа, понимает их - преобразовывает параметры, и решает - выдаёт новые параметры на выход, заставляет события идти далее по определённому им самим сценарию. «Я есть закон» в самом буквальном, низкоуровневом, физическом смысле. Таким образом, некорректно ставить вопрос: сознание принимает решение и влияет на физическую реальность, или решение приняли элементы физической реальности, а сознание лишь зритель. Это одна и та же сущность, а не две разных. Решение принимает субъект, он же - физический закон. Нет никакой передачи решения от сознания к материи или наоборот, они не разделены, нет двух областей или сущностей, между чем и чем нужно передавать решение, область только одна, но она по-разному выглядит изнутри и снаружи. Как физически субъект осуществляет выбор, можно выразить в духе М. Хайдеггера - вот! Физический процесс происходит «прямо у меня на глазах», прямо в моём сознании, нет каких-либо ещё скрытых механизмов, в предельном прямом корреляте сознания физически всё происходит именно так, как я это вижу.

В квантовой физике переплетаются две модели - детерминизм и случайность. Между этими моделями имеется существенный конфликт, проявляющийся в отсутствии общепризнанной интерпретации квантовой механики. Изнутри физический процесс не выглядит полностью детерминированным или полностью случайным, т.е. он не выглядит так, что в какие-то моменты строго соответствует одной из этих крайностей. Возможно, детерминизм и случайность - лишь двойственность и несовершенство нашего описания происходящего за пределами прямого коррелята - во внешнем мире, а в реальности, доступной достоверно - в субъективном мире - этой двойственности нет. Поэтому детерминизм и случайность являются лишь теоретическими пределами, между которых находится реальность, и которых она полностью не достигает. Это искажение реальности в описании происходит из-за ограниченности возможности отражения структуры связей безграничного окружающего в структуре связей ограниченного коррелята.

Возникает вопрос: почему, если закон тождественен субъекту, закон один для всех взаимодействий, а субъектов много? Закон как реально существующая и действующая во вселенной сущность действительно представляет собой единственный и единый экземпляр такой сущности. Он предусматривает возможности для взаимодействия каждой частицы во вселенной с каждой другой частицей во вселенной. Если бы было два отдельных экземпляра физического закона для двух групп частиц, то эти частицы не взаимодействовали бы между собой, т.к. ни в одном из экземпляров законов не содержалось бы такой возможности, эти группы частиц находились бы в разных вселенных, не оказывающих друг на друга никакого влияния.

На всю вселенную имеется лишь один экземпляр закона, предусматривающий все возможности взаимодействий для всех типов частиц, мест и времён во вселенной, иначе бы она не была одной цельной вселенной, а была бы разными не взаимодействующими вселенными. Но субъектов много. Выход из этого противоречия - субъект тоже только один, один и тот же субъект везде, в каждом сознании, в каждом взаимодействии частиц. Подобный вывод делается в разных вариантах теорий «открытого индивидуализма», хотя и из других предпосылок. Другими словами, каждое сознание, каждая субъективная жизнь от самой простой и короткой, до самой длинной и сложной - реинкарнация одного и того же субъекта. Распространённое понятие реинкарнации подразумевает, что реинкарнации должны происходить последовательно во времени, однако, ничего не мешает реинкарнациям существовать параллельно. Возможность интерактивного взаимодействия между ними ничего не меняет, т.к. нет особых причин, почему реинкарнациям одного субъекта должно было быть запрещено общаться.

Существенный вопрос, возникающий здесь: если один и тот же субъект воспринимает одновременно происходящее в разных потоках сознания, почему этот поток не единый, почему потоки разделены, не перекрываются, не объединяются в один? Ключевое слово здесь «одновременно». Ответ на вопрос: потому, что не одновременно. Не одно время. В каждом потоке ощущений своё время, своё настоящее, своё «здесь и сейчас», своя замкнутая зона достоверности - зона настоящего. Вне рамок одного сознания понятие одновременности не определено, не корректно. Это согласуется с теорией относительности. Например, в жизни одного наблюдателя последовательно произошли события А, Б, В, разделённые некоторыми отрезками времени. В жизни второго наблюдателя произошло событие Д. По теории относительности возможна такая ситуация, что в одной системе отсчета одновременны события А и Д, в другой Б и Д, в третьей В и Д. Выделенной системы отсчёта не существует, к тому же и сами наблюдатели могут быть привязаны к разным системам отсчёта, как же установить отношение «одновременность» между событиями в разных жизнях? Никак. Таким образом, общение с другим человеком из этих соображений следует воспринимать примерно как общение со своей собственной реинкарнацией, живущей в далёком будущем или прошлом, или ещё каком-то другом времени, но только не одновременно. Эта интерактивность не приведёт к каким-то противоречиям и циклам причинности, т.к. сам субъект (т.е. физический закон, Я) не обладает памятью на текущие события, он содержит лишь фиксированные сценарии всегда возможных отношений частиц. Вся память на текущие параметры событий содержится в параметрах частиц. Я/закон - нечто вневременное. Частицы активируют конкретные сценарии, которые всегда содержит в себе закон. Здесь явно намечается дуализм, но не дуализм «сознание - материя», а дуализм «единый стабильный непреходящий субъект, определяющий ход событий и процессов - множество текущих преходящих событий и процессов с их параметрами, ход которых определяет субъект». И стабильный субъект, и преходящие события и процессы имеют как феноменальный (субъективный), так и физический (объективный) аспекты. Другими словами, этот дуализм «субъект - события» не предполагает дуализма «сознание - материя».

Частицы - нечто, что передаёт параметры акта воли, совершённого в определённый момент одной жизни, в параметры квалиа, возникающие в определённый момент другой жизни. То, что априорно существует как субъективное пространство и время, является удобной абстракцией для отражения закономерностей в таких передачах параметров между разными сознаниями. Закономерности обмена в принципе могли бы оказаться и такими, что нельзя было бы усмотреть в них эту единую «сцену» или «карту», они бы на неё не «ложились». Тогда эволюция подобрала бы другую подходящую абстракцию из возможных в субъективном мире. Ньютоновское приближение механики соответствует структуре привычного субъективного пространства и времени и с высокой степенью точности работает на бытовом масштабе расстояний и скоростей. Тем не менее, изолированность друг от друга параллельных потоков ощущений одного субъекта - свидетельство того, что релятивистская относительность субъективного времени разных наблюдателей действует и на бытовых масштабах, несмотря на то, что ньютоновское приближение даёт на этих масштабах прекрасные предсказания.

-----------------------------------------

Предложенная версия панпсихизма развита из предполагаемой «лазерной» версии решения комбинационной проблемы сознания. Вопрос о том, что должно попадать в один поток ощущений, а что в разные потоки, вопрос разграничений и объединений сознаний - структурный вопрос. Поскольку предполагается тождественность феноменальных и физических сущностей, подробности ответа на этот вопрос следует искать в конкретной структуре физического аспекта реальности, в структуре конкретных физических эффектов, в квантовой физике, теории относительности, теории поля. Так же имеет смысл развивать и уточнять «таблицу соответствия» феноменального и физического, начатую с приведённых выше сопоставлений, и экспериментировать с другими вариантами такого сопоставления. Детальные теоретические представления о существовании, функциях и устройстве предельного прямого физического коррелята сознания могут помочь в поиске этого коррелята в мозге. Анализ разделения мыслительных функций между прямым и косвенным коррелятом сознания будет полезным в построении искусственного интеллекта. Разделение физически априорной и эволюционно приобретённой составляющих мотивации может привнести свежие веяния в психоанализ. Не исключено так же, что предполагаемая здесь возможность наблюдать физический квантовый процесс изнутри поспособствует построению интерпретации квантовой механики.

открытый индивидуализм, достоверность, корреляция феноменального и физического, субъект, одновременность, объективное, квантовый панпсихизм, субъективное, физический закон, пространство и время, онтология, реинкарнация, теория относительности, настоящее, квантовое сознание

Previous post Next post
Up