Хотя критики часто повторяют, что в системе Аквината обожение сведено к чисто интеллектуальной встрече с Богом, надо возразить, что Фома подчёркивает значение любви, которая направляется к познанию Бога и определяет степень этого познания. Интеллект и воля действуют вместе, и Фома менее всего склонен считать, что освящение в этой жизни - нечто
(
Read more... )
Comments 38
Reply
Reply
1. "Unde lumen gloriae non potest esse naturale creaturae, nisi creatura esset naturae divinae, quod est impossibile".
Если свет славы не может быть творением, то что же он тогда такое? Сущность Бога?
2. Фома говорит о диспозиции (предрасположенности) к познанию Бога, т.е. принятию формы нетварного, как я понимаю. И вот я не понимаю такую сентенцию: "Cum autem aliquis intellectus creatus videt Deum per essentiam, ipsa essentia Dei fit forma intelligibilis intellectus" (ST 12, 5, resp.).
Вопрос: но разве может сущность Бога становиться умопостигаемые видом для тварного ума? Не противоречит ли это самому Фоме, ведь, насколько я понимаю, сущность Божия превосходит люой "умопостигаемый вид"?
Reply
2. Тут связано с теорией познания. Почему интеллект познаёт виды? В рамках аристотелианской модели -- потому, что есть intellectus possibilis, способный принимать форму, которая воспринимается им подобно тому как зрение уподобляется тому, что человек видит (intellectus agens это свет, отделяющий форму от чувственно воспринимаемой субстанции). Это естественный порядок. Но если речь идёт о Боге, то там Intellectus possibilis человека не может принять форму, поскольку он оперирует только составным, может постигать только то, что содержит genus et species, составлено из формы и материи. Поскольку в Боге ничего такого нет, то человеческий возможный интеллект не способен стать нужной формой. Тогда для того, чтобы человек мог достичь блаженства, познание сущности Бога должно осуществляться через саму сущность Бога, которая становится для этого возможным интеллектом, и тот уже способен воспринять умопостигаемый вид.
Про это кое-что есть в книге: William Owen, Seeing God : ( ... )
Reply
Reply
Это по аналогии с учением Аристотеля о познании, где интеллект принимает форму познаваемого.
Reply
Если Бог вечен и Его самопознание тоже вечно, то Он вечно является для Себя созерцаемым и значит вечно является для Себя "формой созерцаемого". А т. к. Бог прост, то эта форма ничем не отличается от Божественной сущности. Так?
Если так, и "форма созерцаемого" ничем не отличается от Божественной сущности, то:
1) о каком становлении идет речь?
2) как "форма созерцаемого", тождественная Божественной сущности, может оказаться интеллигибельной формой человеческого интеллекта?
Reply
2. Бог по благодати вселяется в ум человека, это inhabitatio, то есть само обожение. Таким образом человек причаствует Богу.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment