Хотя критики часто повторяют, что в системе Аквината обожение сведено к чисто интеллектуальной встрече с Богом, надо возразить, что Фома подчёркивает значение любви, которая направляется к познанию Бога и определяет степень этого познания. Интеллект и воля действуют вместе, и Фома менее всего склонен считать, что освящение в этой жизни - нечто
(
Read more... )
2. Тут связано с теорией познания. Почему интеллект познаёт виды? В рамках аристотелианской модели -- потому, что есть intellectus possibilis, способный принимать форму, которая воспринимается им подобно тому как зрение уподобляется тому, что человек видит (intellectus agens это свет, отделяющий форму от чувственно воспринимаемой субстанции). Это естественный порядок. Но если речь идёт о Боге, то там Intellectus possibilis человека не может принять форму, поскольку он оперирует только составным, может постигать только то, что содержит genus et species, составлено из формы и материи. Поскольку в Боге ничего такого нет, то человеческий возможный интеллект не способен стать нужной формой. Тогда для того, чтобы человек мог достичь блаженства, познание сущности Бога должно осуществляться через саму сущность Бога, которая становится для этого возможным интеллектом, и тот уже способен воспринять умопостигаемый вид.
Про это кое-что есть в книге: William Owen, Seeing God : Theology, Beatitude and Cognition in the Thirteenth Century
Reply
Leave a comment