К вопросу о созерцании Бога (согласно учению Фомы Аквинского)

Jan 08, 2011 03:47

 Хотя критики часто повторяют, что в системе Аквината обожение сведено к чисто интеллектуальной встрече с Богом, надо возразить, что Фома подчёркивает значение любви, которая направляется к познанию Бога и определяет степень этого познания. Интеллект и воля действуют вместе, и Фома менее всего склонен считать, что освящение в этой жизни - нечто ( Read more... )

теозис, Фома Аквинский, Уильямс, теология

Leave a comment

birr January 8 2011, 19:35:32 UTC
а каковы свойства этой благодати? она тварная или нетварная? отличная от сущности или нет?

Reply

alexander_konev January 8 2011, 19:51:06 UTC
Нет, благодать и есть Бог.

Reply

birr January 8 2011, 19:53:42 UTC
но это есть нечто отличное от сущности?

Reply

alexander_konev January 8 2011, 20:02:20 UTC
Нет, при visio beatifica не отлично от essentia. А вот для предварительной благодати, подготавливающей к созерцанию сущности и освящающей in statu viae, я сам ещё не до конца разобрался. В принципе в некоторых местах говорится о Св. Духе как даре (Donum), но может быть имеется в виду вселение Троицы. Надо ещё почитать повнимательнее все связанные тексты.

Reply

birr January 8 2011, 20:10:38 UTC
т.е. благодать - это то в сущности Бога, что позволяет ей входить в отношение с тварным и быть созерцаемой им?

а созерцание сущности это есть необходимо созерцание ипостасей?

Reply

alexander_konev January 8 2011, 20:17:30 UTC
Сущность же не составная, когда она даруется, то называется благодатью. А созерцание Ипостасей, конечно, вытекает из созерцания сущности, поскольку при этом человек созерцает Бога по тому же модусу, что Он себя созерцает, хотя и не в той же степени (ограниченность тварного интеллекта). Кроме того, Ипостаси же не отличны от сущности как другая вещь.В 26 и 27 вопросе I части Фома об этом подробно пишет, что это distinctio relationis, то есть Ипостаси та же реальность, что сущность.

Reply

birr January 8 2011, 20:23:03 UTC
то есть у сущности есть два модуса - модус дарования и недарования? или один - только модус дарования?

ипостаси и отличны от сущности, и нет, поскольку если бы они были совсем не отличны, то то они ничем не отличались бы и друг от друга.

Reply

alexander_konev January 8 2011, 20:42:09 UTC
О модусах сущности Фома ничего не пишет. Думаю, что о даровании сущности надо говорить аспекте получения благодати человеком, потому что общий принцип deificatio тот же что принцип аналогии: зависимость идёт сверху вниз, но не снизу вверх. Предикация терминов тут несимметричная, поскольку действие Бога определяет тварь, но действие твари не определяет Бога. Иными словами, нет какого-то иного модуса бытия Бога в зависимости от того, в каком отношении с Богом находится творение.

Reply

birr January 8 2011, 20:46:38 UTC
т.е. модус один - явленности Божественной сущности (она же благодать), и человек уже в зависимости от своего состояния воспринимает эту явленность сущности (которая имеет место не зависимо от человека) или нет. так?

Reply

alexander_konev January 8 2011, 20:49:31 UTC
Здесь опасно вчитать в Фому больше, чем он сказал. То, что Вы написали, это чистый Ранер, прямо "экзистенциал благодати как первичный опыт человека".

Reply

birr January 8 2011, 20:51:46 UTC
ну должна же быть какая-то осмысленность в позиции Фомы. я вот и пытаюсь ее ее выявить. если это не получится, Фому придется считать дурным философом.
пока мне не оч. понятно, что, согласно Фоме, значит созерцание Божественной сущности посредством благодати.

Reply

alexander_konev January 8 2011, 21:16:00 UTC
Анна Уильямс комментирует: The gift
of sanctifying grace is said to perfect the rational creature in such a way that she can both
use the created gift, and even enjoy the divine person himself. Here Aquinas allies the gift of grace with perfection, implying precisely that kind of seamlessness between sanctification in this life and consummation in the next that is characteristic of a doctrine oftheosis. Even more significantly, he acknowledges that the gift of grace entails not only grace's effects within the human person but an assimilation to the Uncreated.

Reply

alexander_konev January 8 2011, 21:12:39 UTC
Если ставить вопрос о том, зависит ли от человека результат действия благодати, то конечно зависит. Свобода человека принять или не принять благодать сомнению не подвергается, просто сам термин "явленности" благодати несколько анахронический для времён Фомы.

Reply

alexander_konev January 8 2011, 20:36:38 UTC
omnis res quae non est divina essentia, est creatura (ST ª q. 28 a. 2 s. c)

Reply

birr January 8 2011, 20:38:10 UTC
я, честно говоря, не знаю латыни.

Reply

alexander_konev January 8 2011, 20:44:03 UTC
всё, что не сущность Бога, это тварь.

Reply


Leave a comment

Up